Выступления на ШМО
материал

Волкова Наталья Тимофеевна

Работа с одаренными детьми. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа Лосино-Петровский

Выступление на ШМО естественно-математического цикла

Тема: «Работа с одаренными детьми. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников»

Подготовила:

учитель географии

высшей категории

Волкова Н.Т.

2017-2018 уч.год

Одна из важнейших проблем образовательной системы наших дней – развитие творческих способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знание. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника исследовательский интерес? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно?

Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности.Создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Главное при подготовке к олимпиаде – заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя олимпиады по географии, главное внимание учитель должен уделить подготовке к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Поэтому обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.

Победителем олимпиады может стать только школьник, хорошо ориентированный в разных областях географии. Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.

Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендуется проводить консультации, географические вечера, конференции, организовать вместе с учениками уголок «Готовимся к географической олимпиаде», выставки книг, которые рекомендуется прочесть. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционные мел и доску. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к олимпиаде.

Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него нужно включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.

Старшеклассники, проводящие под руководством учителя внеклассное мероприятие, впоследствии составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем, кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы. На таких конкурсах отношения «учитель – ученик» поднимаются на качественно новый уровень, активизируется познавательная деятельность учащихся. Такая совместная работа имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Обычно попробовать свои силы, на так называемую разведку, приходят ребята 6-7 классов. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Составляя задачи для старшеклассников, можно использовать графики и диаграммы. Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. На школьном уровне, для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения и практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников.

Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные. По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.

Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме разнообразных развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, но и непрерывно развивающимися ИКТ. Работая с разнообразными сайтами, ребята могут «путешествовать» по странам мира, по границам водосборных бассейнов, заглянуть в глубины Мирового океана. Одним из средств, повышающих эффективность урока, внеклассного мероприятия, является интерактивная доска. Интерактивная доска – поверхность, на которую проецируется экран монитора, она является чувствительной и позволяет использовать «ручку», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Также её возможности используются, в основном, на этапе проверки знаний учащихся. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Конечно, все мероприятия перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок, внеклассное мероприятие, организацию учебного проекта и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь им быть более результативными.

Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

-проблемный,

-поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

-исследовательский,

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

-проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) 

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 

Формы работы:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме;

-родительские собрания;

кружки, общества;

дискуссия.

Основной формой организации учебного процесса в школах района  остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке учащихся к олимпиадам, проводятся следующие виды деятельности:

1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей.

2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.

4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов

5. Большое значение при подготовке уделяется проектной деятельности,

6. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.

7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

8. Участие в районных  турах предметных олимпиадах.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам нашей школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  • Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов:   Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения.

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы…».

Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм»

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех.

Успеха можно добиться, если

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...