Выступление на РМО Кардава В.А.Использование краеведческого материала в практике преподавания истории
методическая разработка

РМО учителей истории и обществознания Архаринского района

Выступление на РМО Кардава В.А.Использование краеведческого материала в практике преподавания истории. Доклад и презентация по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.05 КБ
Файл kraevedenie.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «СОШ с. Новоспасск»

Доклад на РМО учителей истории и обществознания

Использование краеведения на уроках истории

и во внеурочной деятельности.

   Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

   ФГОС ООО ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, активность и заинтересованность в познании мира, умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.

   Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

   Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта: «...Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания - один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны... Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления...»

   Краеведение – это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

   Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Краеведческая работа может проводиться как на уроках, факультативных занятиях, так и во внеклассной и внешкольной работе.

   Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Кроме этого, используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

   Главной целью моей работы по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край. На достижение этой цели направлена реализация следующих  задач:

- формирование компетентностного подхода в обучении;

- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала;

- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;

- на доступном для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.

   Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока («Родной край в ___ веке») или же являться его элементом. В свои тематические планы вставляю уроки по изучению Амурской области в разные периоды.

      Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали новых методов обучения. Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.  Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Это позволяет формировать не просто умения, а компетенции т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

   И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события, выполняют работу с исторической картой.

   Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, области.

   Например, учащимися были подготовлены проекты «Деревянное зодчество некоторых сёл Архаринского района», «Гражданская война на Амуре», «7 чудес земли Амурской».

   Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это, например, участие школьников в различных делах, акциях: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, участие в уборке мемориала.

   Таким образом, краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

   Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

   Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.

Подготовила Кардава В.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование краеведения на уроках истории и во внеурочной деятельности . Подготовила: учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ с. Новоспасск» Кардава В.А.

Слайд 2

«...Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания - один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны... Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления...»

Слайд 3

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

Слайд 4

Задачи: - формирование компетентностного подхода в обучении; - расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала; - развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний; - на доступном для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Выступление на пед.совете по теме"Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире"

Выступление на пед.совете по теме"Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире"...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...

Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе

Работа над проектом является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, ...