Разные формы работы с картой
статья

Степанова Анна Геннадьевна

работа с картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_kartoy.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности  учащихся к урокам географии

через разнообразных форм работы с картой

Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский сказал: «… слишком уж долго сушили географию, усердно превращая её в долбёжно-зубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…». Так привлечение топонимического словаря, литературных описаний географических объектов, поможет лучшему запоминанию изучаемого материала, оживит урок.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие.

Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.

Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке.

Методы и приемы работы с картой

  1. “Третий лишний” 

На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Танганьика, Алтай, Гималаи. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте;

  1. Игра “Собери карту” или “Географические силуэты”. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем выходит к доске и отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? и т.д.;
  2. Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объект;
  3. «Немой диктант». Учитель показывает объекты на карте, учащиеся записывают объекты  на пронумерованном листе;
  4. «Цепочка» («Кто кому сосед?»), например, называем только страны Европы (ученик выходит к доске сначала называет, потом  показывает страну, следующий ученик также сначала называет соседа этой страны, потом показывает на карте. (7 класс);
  5. Игра «Лови ошибку географа»:

а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют;

  1. «Города» (9класс)

Ученик называет любой город и показывает на карте России, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже названого города, и так далее.

  1. «Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.
  2. «Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.
  3. «Найди общее». К доске выходят два ученика, им даются две страны. Ученики должны найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия. (остальные ученики также принимают участие, потом дополняют)
  1. Обе пересекает Северный тропик.
  2. Обе страны по отношению к экватору находятся в северном полушарии;
  3. Имеют выход к морю;

2. Исповедуют ислам;

3. Обе страны относятся к афразийской языковой семье.

4. Плотность населения 20чел./км2.

5. Преобладание мужского населении.

11. «Угадай страну». На контурной, настенной карте, страны отмечены цифрами. Учитель называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен записать в тетрадь нужный номер. (можно взять задание из ОГЭ);

12. «Найди лишнее» 

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

13.  «Ранжированный ряд». 

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.

14. «Согласен, не согласен» 

В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.

Пример.

1

Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии

 

2

Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка

 

3

Западная часть Южной Америки — равнинная, а на востоке материка протянулась огромная горная цепь — Анды

 

4

Высшая точка Южной Америки — гора Аконкагуа — на несколько метров выше 7 км

 

5

Название «Анды» в переводе с языка инков означает «серебро»

 

6

В Южной Америке представлены все типы климата, начиная с экваториального и заканчивая субантарктическим

 

7

Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана — холодными

 

8

Амазонка — самая полноводная река в мире

 

9

На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побережья Атлантического океана, расположен морской порт

 

10

В южноамериканских саваннах практически нет деревьев

 

15. «Вставьте пропущенные слова».

При закреплении темы «Географические координаты» можно использовать прием «Бутылка с письмом», учащимся предлагается восстановить письмо с помощью карты.

В океане найдена бутылка, в которой обнаружена записка с указанием места нахождения клада. Попавшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры. Вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки « 24 °… ш. и … в.д. на остр... … айва...». Помогите восстановить запись и найти это место на карте!!!

Именно такие формы работы с картами способствует развитию познавательного интереса учащихся,  формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, сравнивать, а также  делать выводы, обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Повышение интереса обучающихся к химии через разные формы работы.

Повышение  интереса обучающихся   к химиичерез  разные  формы  работы. О.А. СеребровУчитель химии МОУ Большееланская СОШПервая квалификационная категорияЕ.А. Серебро...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

презентация по теме: Использование разных форм и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В презентации   рассмотрен метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...