Методическая разработка
методическая разработка

Светлана Владимировна Сумникова

Педагогическая поддержка обучающихся

в образовательной деятельности на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_podderzhki.docx19.82 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_sumnikovoy_s.v.docx81.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«Виды педагогической поддержки школьников в условиях реализации

концептуальных подходов ФГОС»

1. Проверьте, выстроена ли среда урока с учетом концептуальных подходов ФГОС?

  • Системно-деятельностный подход

- Учитель – организатор, мотиватор.

-Самостоятельная работа по получению нового знания, преобразованию и применению его (формы организации: индивидуальная, парная, групповая).

- Соблюдается ли логическая цепочка при организации самостоятельной работы:

мотив - цель- действие – рефлексия?

- Создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика.

-Образовательный продукт как результат самостоятельной  деятельности.

  • Компетентностный подход

- Работа с учебной информацией.

-Формирование ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурны, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования) на основе применения современных методов (КОЗ, ситуационные задачи, проблемные, исследовательские задания, моделирования, конструирования и пр.).

-Воспитательный аспект урока (духовно-нравственные основы жизни, забота о здоровье, экологии, культуре общения и пр.).

  • Метапредметный подход

Регулятивные УУД:

целеполагание, осознание области знания и незнания, планирование, прогнозирование, самоконтроль (сличение способа действия с результатом), самоанализ, самокоррекция, самооценка.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ, синтез, сравнение,  классификация, структурирование, моделирование, установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений и пр.

 Коммуникативные УУД: 

распределение функций между участниками, постановка вопросов, умение сотрудничать, вступать в диалог, умение слушать и слышать, управление поведением партнера, точность выражения мысли, построение  устных и письменных высказываний, готовность взаимодействовать  в группе.

Межпредметные взаимосвязи:

-формирование целостной картины мира.

  • Мыследеятельностный подход:

-Обучение в зоне ближайшего развития.

- Применение современных педагогических технологий (ТРКМ, проектной и исследовательской деятельности, разноуровневой дифференциации, КСО и другие).

  • Средовый подход:

здоровьесберегающая, психологически комфортная, мотивирующая и стимулирующая, личностно ориентированная, развивающая, деятельностная,  разноуровневая,  практико- и социально ориентированная среда урока.

2.Подумайте, какие виды педагогической поддержки обучающимся Вы можете оказать на уроке:

- Охрана и укрепление здоровья (своевременное снижение уровня утомляемости, переключение видов деятельности, физминутки, оптимальный темп работы, отсутствие перегрузки).  

-Собственно педагогическая поддержка (гарантии качества образования на основе реализации продуктивных технологий и методик, поддержка в освоении способов деятельности; формировании навыков сотрудничества и самореализации в творческой деятельности; формировании рефлексивных навыков; поддержка в виде памяток и инструкций; дифференцированная помощь; пропедевтика, т.е. предупреждение возможных отклонений.).

-Социальная поддержка (обеспечение равных стартовых условий в учебе, учет индивидуальных особенностей, формирование гражданской ответственности и умений сотрудничества).

-Информационная поддержка (различные формы предоставления информации, качество информации: ценность, достоверность, быстрота, заблаговременность).

-Психологическая поддержка (обеспечение психологической комфортности и успешности для всех групп обучающихся; оказание дифференцированной помощи; оптимизация форм общения и сотрудничества; отсутствие тревожности).

-Реабилитационная поддержка (оказание помощи отстающим обучающимся, предупреждение неуспеваемости, оказание помощи в выполнении домашней работы, внеурочной деятельности  школьника).

-Правовая поддержка (обеспечение демократических норм и правил поведения, предоставление ребенку права на развитие, собственное мнение).

-Культурологическая поддержка (пропаганда достижений русской науки, передача лучших образцов культуры, национальных традиций, общечеловеческих ценностей, норм поведения, жизненного опыта).

-Поликультурная поддержка (формирование навыков взаимодействия с другими культурами, толерантное отношение к другим культурам и историческим образцам).

 

ПАМЯТКА

Ключевые компетенции ученика

  • ценностно-смысловые компетенции (связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом);
  • общекультурные компетенции, т.е. познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени); опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира;
  • учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
  • информационные компетенции – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.;
  • социально-трудовые компетенции  выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Педагогическая поддержка обучающихся

в образовательной деятельности на уроках английского языка

                                  Сумникова Светлана Владимировна,

                                 учитель английского языка высшей

                        квалификационной категории

      Методическая разработка

(педагогический опыт, сформированный в условиях

 инновационной деятельности школы)

Излучинск-2021

От автора

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании ряда коммуникативных компетенций обучающихся,  т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта  школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также навыков самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.В качестве планируемых результатов обучения выделяют: личностные, предметные, метапредметные результаты обучения.

В связи с этим Стандарт второго поколения определяет следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности обучающихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

        Формирование коммуникативной компетентности обучающихся  - это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от учителя при условии использования им современных подходов к обучению английскому языку с учетом разновозрастных особенностей школьников.

Современная школастремится к построению такой модели образовательного процесса, в котором могут быть реализованы все природосообразные способности и возможности обучающегося за счет обеспечения педагогической поддержки.  

В центре образовательной деятельности сегодня -взаимодействие учителя и обучающегося. И здесь без поддержки учителя просто не обойтись. Только в условиях всесторонней, продуманной педагогической поддержки образовательная среда может стать деятельностной, развивающей и комфортной для обучающихся.

Педагогическая поддержка обучающихся

в образовательной деятельности на уроках английского языка

Сумникова Светлана Владимировна

        В рамках нашей инновационной деятельности по теме «Формирование комфортной образовательной среды, обеспечивающей устойчивые достижения обучающихся»мы стремимся к построению модели комфортной  образовательнойсреды. А среда может быть комфортной лишь тогда,когда в ней реализованы все природосообразные  способности и возможности обучающегося за счет обеспеченияему всех видов педагогической поддержки.  

Основной задачей обучения на современном этапе является педагогическая поддержка школьников в формировании ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

       Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся. В их перечень входят: общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, социально-трудовая, личностная компетенции, которые без педагогической поддержки со стороны учителя сформировать невозможно.

Современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Информационно-образовательной среды, применять новые образовательные технологии в работе, чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением.

Главный акцент мы ставим на взаимодействие  учителя и обучающегося, на развитие  его личности,  способностей, навыков самообразовательной деятельности, творческой активности и личной ответственности за результаты трудаприусловии  всесторонней, продуманной педагогической поддержки.

В чём суть понятия «педагогическая поддержка»?  

В современной педагогике  широко пользуется   термин  «педагогическая поддержка», введенная О.С. Газманом. В систему поддержки он включал собственно педагогическую, психологическую, информационную, социальную, здоровьесберегающую, культурологическую и другие виды поддержек, поскольку все они интегрируются в образовательном процессе.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность  

профессиональных педагогов по оказанию  оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

         Ключевым словом педагогической поддержки является проблема ребенка.

В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые ребенку сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности.

 Под педагогической поддержкой понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности ученика и ставящая целью поддержать его в процессах «само».

        Приступая к реализации данной проблемы, каждый учитель должен ответить себе на следующие вопросы:

1. Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка?

Для тогочтобы он мог успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности, успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир.  

2. Какую позицию занимает учитель в ситуации поддержки?

        Позициюсотрудничества: направляет, мотивирует, стимулирует деятельность школьника. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность обучающемуся преодолеть очередное препятствие, развивая при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне): развитие ответственности, самостоятельности человека.

3. Что является предметом деятельности  обучающегося и взрослого человека при осуществлении педагогической поддержки?

           Поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни.

4. Как можно соотнести  личностно ориентированный подход и педагогическую поддержку?

Процесс педагогической поддержки призван обеспечить индивидуальный подход в обучении, воспитании и развитии ребенка,   возможность осуществить сотрудничество с обучающимися, направить их  на активную познавательную  деятельность, на творчество, развитие  детской талантливости.  Личностно ориентированный подход переводит учителя в иную роль: не обучать, транслируя ученику знания, а сопровождать его в образовательном процессе, оказывая ему все виды поддержек.

Модель педагогической поддержки обучающихся

в образовательном процессе школы

здоровьесберегающая:

  • предполагает сохранение здоровья и обеспечение здорового образа жизни вобразовательномпроцессешколы;
  • соблюдениездоровьесберегающегорежимаобучения(физпаузы, физминутки, смена видов деятельности, переключение внимания школьников и так далее);
  • создание условий для своевременного снижения уровня утомляемости

собственнопедагогическая:

  • гарантиивысокогокачестванаосновеприменениясовременныхтехнологийобучения;
  • преемственностьинепрерывностьобученияпоновымФГОС;
  • переносакцентасфронтальнойработынапарнуюигрупповую;
  • вооружитьнестолькознаниями, умениямиинавыками, сколькоспособамиучебнойдеятельности;
  • формированиесистемыоцениваниярезультатовдеятельностишкольниковсучетомФГОС;

социально-правовая:

  • правовыборапрофиляиуровняобучения;
  • предоставлениеправанаразвитиесучетомспособностейиинтересовшкольников;
  • своевременнаяпедагогическаяподдержкаслабыхобучающихсяиобучающихся, мотивированныхнаучебу, детейсОВЗ;

информационная:

  • информационнаяподдержкапредполагаетнестолькоинформациюучителяпоизучаемойтеме,
  • носамаяглавное–научитьшкольникаработатьсразнымивидамиинформациисамостоятельно.

коррекционная

  • оказаниепомощииподдержкиотстающимвпроцессеобучения, анепосленего;
  • восстановление утраченных свойств параллельно с основным процессом.

психологическая поддержка

призвана обеспечить комфортность сотрудничества, совместность, отсутствие тревожности, создание благоприятной атмосферы.

  • выявление не  слабых, а  сильных сторон  ребенка,  его достоинств,
  • и на этом фоне построение субъект-субъектных отношений и    коррекция слабых свойств ребенка.

  Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением, развитием и воспитанием.

Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач:

– помочь школьнику осознать значимость цели и перспективы ее реализации посредством   самореализации и осознания себя в собственной деятельности, своей уникальности, индивидуальности;

– стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;

– развивать рефлексию;

 – культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своей деятельности;

 – создать условия для включения ученика в разнообразную творческую деятельность;  

– помочь осознать способы  и механизмы  самореализации и самовыражения;

 – оказать помощь в устранении препятствий на пути  саморазвития (в зонах  ближайшего развития);

– попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание  глубокого осмысления.

 Педагогическая поддержка школьникам необходима  при реализации деятельностного подхода к обучению,  без которого немыслимо современное образование.

По данным исследований, в памяти человека остается

  • 20% услышанного
  • 30% увиденного
  • более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
  • 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. 

Деятельностный подход должен применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на трех этапах:

  • целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;
  • учебные действия детей - на этапе "открытиям нового знания;
  • действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).

  С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний:

  •  Предоставление возможности ученику учиться на его уровне возможностей и способностей: предлагать задания по выбору.  Для слабых и средних - на репродуктивном и конструктивном уровнях, для сильных – на  творческом.
  •   Вооружение не столько знаниями, умениями и навыками, сколько способами учебной деятельности, для чего

-использовать современные образовательные технологии и продуктивные методики;

- создавать для обучающихся ситуации  совместной учебной деятельности, сотрудничества, коллективного поиска;

- от словесных, наглядных, практических методов переходить к проблемным, частично-поисковым, исследовательским;

- развивать мышление и речь обучающихся на основе дедукции, анализа, рефлексии, моделирования;

- предоставлять право на развитие, на формирование собственного мнения.

        Перевести процесс обучения в деятельностную плоскость помогут учителю следующие рекомендации:

  • Перенос  акцента с фронтальной работы на парную и групповую (при этом оказание всех видов поддержек и помощи  обучающимся, работающим в паре, группе).
  • Поддержка в виде инструкций, памяток, алгоритмов, средств наглядности,  ИКТ и пр.
  • Обучение составлению планов, тезисов, опорных конспектов, таблиц  для легкости усвоения учебного материала.
  • Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).
  • На всех уроках перевод обучающихся в режим «само», продумывая   средства педагогической поддержки.  
  • Обучение школьников методам рефлексивного управления собственной деятельностью.
  • Своевременная педагогическая поддержка слабых обучающихся и обучающихся, имеющих пропуски уроков по причине болезни,  (индивидуальная и групповая помощь со стороны учителя, помощь учеников-консультантов и т.п.)
  • Установка учителя на успех: «Я верю в тебя», «Я надеюсь, что у тебя получится»,  «Ты сильный, целеустремленный, успешный», «Если не ты, то кто же!», «Каждое дело  творчески, а иначе зачем?»
  • Формирование системы оценивания результатов деятельности школьников.

Итак, применение деятельностного подхода к обучению на основе педагогической поддержки позволяет во время урока равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и творческую деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных, исследовательских и творческих работ, нормативно применять технические средства обучения.

Для успешного обучения, получения качественных знаний, формирования умений и навыков по английскому языку я применяю ряд педагогических поддержек, которые продемонстрирую на практических материалах к урокам.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую различные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, методы и приемы, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. 

Считаю, что здоровьесберегающая поддержка просто необходима. Она предостерегает от стрессов и перегрузок, способствует сохранению здоровья, активному самопознанию, самоопределению и самореализации личности обучающегося. (См. Приложение 1.  «Здоровьесберегающая поддержка») 

Здоровьесберегающаяподдержка применяется мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

                Моей целью является создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности

сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Соблюдение здоровьесберегающего режима обучения:

  • чередование методов обучения;
  • широкий спектр заданий развивающего характера;
  • сменяемость   видов деятельности на уроке;
  • сотрудничество в парной и групповой работе;
  • привлекательность содержания учебной информации;
  • практическое применение знаний;  
  • физминутки и эмоциональные разрядки;  
  • оптимальный для данного класса темп урока;
  • отсутствие перегрузки в домашних заданиях.

Создавая условия для усвоения содержания, успешного применения знаний и

развития обучающихся я использую собственнопедагогическую поддержку (учебную), создавая всевозможные

  • схемы,
  • таблицы,
  • памятки,
  • алгоритмы,
  • средства наглядности,
  • текстовые карточки с заданиями,
  • компетентностно-ориентированные задания,
  • практико-ориентированные задания

Применяю следующие формы работы с одаренными учащимися

  • творческие мастерские;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам.

(См. Приложение 2. «Собственно педагогическая поддержка»).

Использую в образовательном процессе различные формы предоставления учебной информации(то есть, информационную поддержку):

  • учебник и учебные пособия;
  • дидактические карточки;
  • информация учителя на уроке;
  • информация в печатном виде;
  • видеоинформация;
  • презентация учебного материала к уроку;
  • информация через Интернет;
  • электронные пособия и приложения к учебникам;
  • фонохрестоматии, аудиодиски по английскому языку.

(См. Приложение 3. «Информационная поддержка»).

        Психолого-педагогическая поддержка нужна всем обучающимся, особенно тем, которыеиспытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, вформировании и развитии универсальных учебных действий, личностных качеств и социальной адаптации.Остановлюсь на нескольких основных направлениях и расскажу, какие методы могут быть более эффективны.

  • Установка на успех:

«Я надеюсь, что у тебя все получится», «Ты молодец, умница», «Как здорово у тебя получается!», «Сколько у тебя творчества и фантазии!»

  • Формирование системы оценивания результатов деятельности школьников.
  • Учет индивидуальных особенности обучающихся в процессе обучения,  осуществление дифференцированного  подхода к ребенку в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
  • Обеспечение отношений «человек-человек» (комфортность сотрудничество, совместность, отсутствие тревожности).
  • Оптимизация форм общения в системах «учитель-ученик» на уроках  и во внеклассной работе, совершенствование форм общения  с детьми, создание благоприятной атмосферы, повышение творческого потенциала обучающихся, снижение уровня конфликтности.

(См. Приложение 4. «Психолого-педагогическая поддержка»).

В каждом классе есть, безусловно, обучающиеся, которые требуют особого контроля.  И здесь на помощь приходит реабилитационная поддержка. Реабилитационная поддержка рассматривается мною как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию утраченных и частично потерянных знаний.Задача  реабилитации состоит в проведении коррекционно-консультационных мероприятий через системное и последовательное воздействие с учеником, оказание ему действенной помощи:

  • Регулярно проверяю выполнение домашних заданий, требую их внимания на уроке, контролирую степень усвоения учебного материала на уроке.
  • Провожу внеурочную индивидуальную работу с неуспевающим обучающимся на основе выявленных затруднений.  
  • Своевременно заполняю карты индивидуальной помощи обучающимся.
  • Оказываю своевременную педагогическую поддержку обучающимся, имеющим пропуски уроков.
  • Использую разные виды работ со слабоуспевающими учениками:
  • карточки для индивидуальной работы;
  • задания с выбором ответа;
  • творческие задания;
  • «карточки-информаторы»;
  • «карточки с образцами решения»;
  • «карточки-конспекты».

В работе со слабыми учителю необходимо:

  • стремиться понять и принять каждого ребёнка;
  • создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
  • проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика;
  • уметь встать на позиции ученика;
  • уметь вести непринуждённый диалог;
  • использовать средства наглядности (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
  • учить работать со словарями и другим справочным материалом;
  • в обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения;
  • рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);
  • применять частую смену видов деятельности на уроке;
  • многократно проговаривать и закреплять материал урока;

(См. Приложение 5. «Коррекционная поддержка»).

Задачи социально-педагогической поддержки как классного руководителя вижу в выявлении

  • интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем в учении; отклонении в поведении;
  • уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  • оказании помощи в жизненном самоопределении ребят;
  • посредничестве между личностью обучающегося и школой, семьей;  
  • организации мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализации социальных программ, участии в них;
  • профилактике асоциального поведения и правонарушений, пропаганде ЗОЖ;
  • диагностике проблем обучающихся школы;
  • формировании общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.

В учебной работе с обучающимися я тоже осуществляю ряд социальных поддержек:

  • Предоставляю одинаковые условия обучения и развития для всех школьников.
  • Предоставляю на своих уроках право выбора уровня усвоения учебного материала с учетом требований ФГОС, а также задания на развитие интереса к урокам английского языка.

(См. Приложение 6. «Социально-педагогическая поддержка»).

Культурологическая поддержка выражается в воспитании школьника как целостной личности, готовой и способной к многоразличному отношению к миру.

Культурологическая поддержкаспособствует усвоению культуры как  личностного открытия обучающегося, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. В первую очередь культурологическая поддержкаобеспечивает гуманистическую позицию,  сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры.

Вот основные направления культурологической поддержки в моей педагогической практике:

  • Обучаю этикету школьников общения.
  • Готовясь к урокам, уделяю внимание воспитательному аспекту, подбираю такие задания, чтобы, помимо учебной нагрузки, они имели и воспитательное значение.  
  • Изучая английскую культуру, пропагандирую также достижения русской науки и культуры.
  • Говоря об устройстве английского общества,перехожу к разговору о российских ценностях, воспитываю чувства патриотизма, высокой гражданственности, национальной гордости на примере жизни и деятельности русских учёных, писателей, общественных деятелей.

(См. Приложение 6. «Культурологическая поддержка»).

Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Поликультурное воспитание предлагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:

  • адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
  • взаимодействие между людьми с разными традициями;
  • ориентацию на диалог культур;
  • отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций народов.

Реализую поликультурную поддержку по следующим направлениям:

  • Стремлюсь воспитать уважение к английскому языку, культуре, историческим ценностям, религии английского народа, но при этом не упускаю возможность пропагандировать русскую культуру, наши национальные ценности, христианскую религию.
  • Попутно обращаю внимание на лучшие образцы взаимоотношений стран и народов, формирую жизненный опыт, национальные и общечеловеческие ценности в условиях нашей многонациональной страны.
  • (См. Приложение 7. «Поликультурная поддержка»).

Одной из важнейших задач школы в условиях реализации Стандарта второго поколения является правовая поддержка школьников, подготовка их к самостоятельной жизни в социуме.

 Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи и т.д.)

        Своей целью как классный руководитель ставлю:

  • формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
  • целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
  • формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
  • определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение  к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми  проблемами;
  • проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.

Способствую свободному, естественному и самостоятельному развитию школьников на основе правовых норм, не нарушая права ребенка.

(См. Приложение 8. «Правовая поддержка»).

ВЫВОД:

Итак, разновидности педагогической поддержки призваны способствовать развитию не только образовательных возможностей и способностей школьника, но и развитию его личностных качеств.  

Педагогическая поддержка являться частью образовательного процесса.Главная ее цель - это созданиетаких условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: учения, деятельности, общения, собственного развития, связанного с поиском и обретением, конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним.

Cписок использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)  

2. Лекции П.И. Третьякова «Адаптивная образовательная среда».

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2010.

4. Материалы курсов «Управление процессом внедрения ФГОС ООО в школах ХМАО-Югры» (г. Нижневартовск, 2011г.)

5.Данюшевская, Г.А. Школа и ребенок: проблемы эмоциональной комфортности учебной среды / Г.А. Данюшевская // Начальная школа. - 2008. - №9. - с. 16-21.

  1. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.:, 1999. - 163 с.

6.Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.

7.Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.

8.Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.// Психопрофилактика эмоциального напряжения. СПб.: КАРО, 2003.- 207с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...