Доклад на РМО учителей искусства «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки».
статья

Перепечина Надежда Васильевна

В докладе обобщен опыт здоровьесбережения на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_13.01.21_rmo_moy_.docx19.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки».

Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их, но и оказывает исцеляющее воздействие,  как на физическое здоровье человека, так и на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

 Такой же точки зрения придерживаются и более современные учёные и педагоги. Я. А. Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б. Барток,  Д. Кабалевский и др.), говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. Венгерский композитор и педагог Золтан Кодай считал, что “без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент”. В своей педагогической деятельности мы всё больше осознаём, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки и восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Общеизвестно, что «здоровый ученик – это успешный ученик». А для того, чтобы ребёнок был здоров, необходимы профилактические действия со стороны и родителей, и учителей.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную  арт-терапию, терапию творчеством, вокалотерапию, музыкально – рациональную психотерапию и др.

Логоритмическая гимнастика.

Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия.

 Музыкально – ритмические  упражнения  помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкально – пластические движения проводятся во время слушания или исполнения музыкальных произведений. Кроме того, музыкально – ритмическая минутка способствует улучшению здоровья детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Фольклорная арт - терапия.

Это интегрированная арт - терапия, музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, одним словом, - русский песенный фольклор.

Относительно укрепления психической составляющей здоровья школьников необходимо отметить следующее. Большинство психологов сходятся в своих взглядах на том, что половина людей (в основном, сангвиники и флегматики) с помощью звука избавляются от ненужного балласта переживаний, которые мешают человеку стать лучше. А пение вслух – наипростейшее решение этой задачи т.е. выброс из себя перенапряжения. Именно пение часто ассоциируется у нас с поднятием национального духа и самосознания, воспитанием патриотизма.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Фольклорная арт – терапия также способствует развитию художественно – образного и ассоциативного мышления учащихся.

Музыкотерапия  – это целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека, при этом музыка является лечебным средством. В 2003 году Минздрав признал в России музыкотерапию официальным методом лечения. Во всём мире музыкотерапия стала признанной наукой. В России, в некоторых музыкальных заведениях, созданы отделения музыкальной реабилитации (например, в Российской Академии Музыки им. Гнесиных). А на  западе, в ряде учебных заведений, готовят профессиональных докторов, лечащих музыкой. Искусство врачевания и музыка тесно связаны между собой: при воздействии музыки на определённые мозговые зоны активизируется работа мозга в целом.

Вокалотерапия - музыкальные интонации, которые обладают не меньшей силой воздействия на мозг: диссонирующие – возбуждают, консонирующие – успокаивают. Поэтому хоровое пение также можно рассматривать как один из вариантов активной музыкотерапии. Пение оказывает благоприятное влияние на внутренние органы человека, в частности, на всю бронхолёгочную систему и оказывает массирующее действие гортани. Положительная динамика наблюдается и в лечении почек, сердца, щитовидной железы.

Испокон веков люди знали о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом. Самые различные заболевания лечили с их помощью. С позиции вокалотерапии современная наука рекомендует  петь следующие лечебные гласные звуки и звукосочетания:

У – этот звук оказывает стимулирующее влияние на работу почек и мочевого пузыря, активизирует органы дыхания.

О – оказывает активное влияние на деятельность поджелудочной железы.

А – оказывает лечебное влияние на сердце и жёлчный пузырь, снимает мышечные спазмы.

Э – при пении этого звука улучшается работа головного мозга.

Ы – этот звук оказывает лечебное действие на уши и лёгкие, улучшает дыхание.

И – лечит заболевания уха, горла, носа, органов зрения, оказывает стимулирующее воздействие на сердечную деятельность.

 Внимание следует уделить и таким звукосочетаниям:

ОМ – при пении этих звуков снижается кровяное давление.

АЙ, ПА – устраняются болевые синдромы в сердце.

АХ – ОХ, УХ – эти звуки способствуют стимулированию выброса из организма негативной энергии и отработанных веществ.

Для того чтобы усилить воздействие «пропеваемых» звуков (или звукосочетаний), следует положить свою руку на ту область организма, где находится орган, который подвергается звукотерапии, при этом необходимо представить этот орган здоровым и активно работающим.  

Музыкально-рациональная психотерапия.

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

На состояние здоровья влияет и стиль общения с педагогом. Принцип предмета музыки: развлекая – обучай. Демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу его познавательной деятельности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаёт эффекта перегрузки.

Групповая работа (работа по группам).

В какой-то мере групповая работа помогает избежать длительного сидения за партой.

                    Создание здоровьесберегающего пространства на уроках музыки:

1.Соблюдение санитарно – гигиенических норм (температура, свежесть воздуха, освещение класса и доски).

2.Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).

3.Организация обучения в режиме «динамических пауз».

4.Рациональная смена видов деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластические движения, драматизация музыкальных произведений, творческие задания).

5.Индивидуальные, парные, групповые виды работ.

6.Длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.

7.Благоприятный психологический климат на уроке (психогигиена и психопрофилактика).

8.Использование игровых технологий.

Литература:

1.Коваленко М.В. Школа здоровья и развития./Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. (Образование и здоровье).

2.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Педагогическая мастерская).

3.Симкина П.Л. Азбука здоровья./Симкина П.Л., Титаровский Л.В. – М.: Амрита-Русь, 2006. (Серия «Образование и творчество»).

4.Формирование здорового образа жизни. 5-11кл.: кл. часы/авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ « Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

описание упражнений, направленных на развитие дыхательной системы обучающихся...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"

В докладе   рассказывается о здоровьесберегающих технологиях на уроках музыки, и их роли в образовательном процессе. Главной задаси урока музыки является  создание условий для сохранени...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки для детей с ОВЗ"

В докладе говорится о том какие методы можно использовать на уроках музыки:это вокалотерапия,звуковая гимнастика,музыкатерапия,ритмикотерапия,фольклорная терапия,улыбкотерапия...

ДОКЛАД на ШМО учителей-предметников «Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и развития речи»_30.03.2020

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе»

Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе»...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...