Выступление на РМО
презентация к уроку

Ляхова Татьяна Ивановна

Тема "Проблемы, возникающие при подготовке обучающихся 9 классов к сдаче итогового собеседования, и пути их решения"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы, возникающие при подготовке обучающихся 9 классов к сдаче итогового собеседования, и пути их решения

Слайд 2

Итоговое собеседование введено с 2018-2019 учебного года для выпускников девятых классов как обязательное, его успешная сдача является условием для допуска к государственной итоговой аттестации. Собеседование было введено в рамках реализации концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи.

Слайд 3

Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, умений навыков в выражении своих мыслей и в общении. Но в этом есть проблемы и немалые. Поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения, и не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках Так в чем же проявились основные трудности при подготовке выпускников к итоговому собеседованию ?

Слайд 4

Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом: Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации Задание 3 – тематическое монологическое высказывание Задание 4 – участие в диалоге Обозначим поэтапно трудности, с которыми сталкивается каждый педагог

Слайд 5

Задание первое - чтение текста вслух Основными проблемами являются : - уровень техники чтения отдельных учащихся; - неумение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины; - не соответствие интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса ); - орфоэпическая подготовка учащихся; - ошибки в произношении имени числительного, представленного в цифровой форме записи, грамматические ошибки при склонении имён числительных

Слайд 6

Пути решения: - самостоятельное систематическое чтение вслух текстов небольших объемов (2-3 мин.); - выработка «приемов зоркости» (запоминания орфоэпических норм по памяткам, орфоэпические диктанты, дидактические тематические игры); - систематические «пятиминутки чтения вслух» на уроках русского языка; - использование приемов работы в паре, группе; - задания ученикам для самостоятельного подбора или составления текстов публицистического стиля речи; - систематическая орфографическая работа в классе (использование индивидуальной, парной, групповой работы по самопроверке и взаимопроверке); - использование «орфографических памяток по написанию имен числительных»

Слайд 7

Задание второе - пересказ текста с привлечением дополнительной информации Основными проблемами являются: - низкое владение технологией пересказа текста; - неумение выделять «ключевые» слова в каждом абзаце; - низкий уровень логики и как следствие этого – неправильное определение места цитаты; - неумение использовать способы цитирования в речи; - искажение в произношении имён собственных и терминов; - фактические ошибки при пересказе

Слайд 8

Пути решения: Использовать в работе задания на логику (логически завершить или начать данный текст; составить текст из отрывков, данных в неправильной последовательности; подбирать слова, предложения из предложенного ряда по определенной теме и т.д.) Т ренировочные упражнения на конкретный данный вид работы Обеспечить каждого учащегося справочным материалом «способы цитирования» и практиковать упражнения в рамках темы П редоставить каждому учащемуся список терминов, полных ФИО деятелей культуры, искусства, науки и техники, общественных деятелей для тренировочного чтения С истематические упражнения в пересказе (от абзаца - к полному тексту )

Слайд 9

Задание третье - тематическое монологическое высказывание Основными проблемами являются: - раскрытие темы не в полном объеме; - недостаточно высокий уровень печатной продукции (фотографии не цветные, однотипные, не всегда выражают четко идею, тему); - недостаточный объём монологического высказывания (менее 10 фраз); - неоправданные паузы в речи; - односложные ответы вместо связного текста

Слайд 10

Пути решения: - Работа с четкими, яркими, разнообразными по темам фотографиями. Для этого разбить все тексты на блоки («Спорт», «Искусство», «Культура», «Наука», «Великие люди Отечества», «История государства» и т.д. ) - Систематическая, целенаправленная работа по составлению собственных тематических текстов (работа на время ) - Формирование банка текстов, составленных учениками, откорректированных, проверенных учителем, как образцов

Слайд 11

Задание четвертое - участие в диалоге - неточные или неполные односложные ответы на вопросы; - умение обмениваться информацией с собеседником сформировано недостаточно устойчиво

Слайд 12

Пути решения: - тренировочные упражнения по составлению диалогов на разные темы, воспроизведение диалогов в паре, группе; - формирование банка диалогов на различные темы как образцы для работы ученику; - практика публичного выступления на различного рода мероприятиях (учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, деловые игры); - формирование умения создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации

Слайд 13

Проблемы речевой подготовки учащихся: - большое количество различных речевых ошибок; - бедность словаря и однообразие грамматических конструкций

Слайд 14

Пути решения: - предоставление ученикам памятки «Виды речевых, грамматических ошибок»; - задания на корректирование предложений и текстов с различного рода речевыми и грамматическими ошибками; - воспроизведение монологической и диалогической речи в группе, паре с последующим исправлением допущенных ошибок

Слайд 15

Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. В связи с этим особую роль здесь отводится учителю как координатору всей работы. От профессионализма, творческого подхода к решению данных проблем зависит успех ученика на ИС. Естественно, учитель должен владеть современными педагогическими технологиями (информационно-коммуникативной, интеллектуально информационной, технологией развивающего обучения, наглядным, исследовательским методами обучения). Учитель должен постоянно искать не только применение новых технологий, но прежде всего своих, личных, индивидуальных методов и приемов реализации этих технологий . Кропотливую работу нужно начинать с 5 класса . В 9 классе обучающиеся должны иметь полное представление о критериях оценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...