Сущность деятельности педагога ДО. ДО и внеурочная деятельность: две большие разницы
методическая разработка

Михеева Светлана Михайловна

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях.

Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону личности подростков, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_deyatelnosti_pedagoga_do.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Сущность деятельности педагога ДО.

 ДО и внеурочная деятельность: две большие разницы»

Требования к современному педагогу дополнительного образования

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях.

Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону личности подростков, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Дополнительное образование - явление в педагогической практике не новое. Создания системы дополнительного образования со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий подростков, в том числе для обучающихся с проблемами.

Возможности системы  дополнительного образования в нашем техникуме состоит в достижении новых результатов, в их ориентации на решение проблем всего техникума, обучающихся, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности.

Кроме того, система дополнительного образования, которая работает непосредственно на базе нашего техникума, в сущности, является центром быстрого реагирования на запросы обучающихся, имеющиеся у них проблемы.

Независимо от возраста, пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристики преподавателя как: много знает - 76%; чуткий и внимательный - 74%; трудолюбивый - 73%; добрый, справедливый - 72%; интересно, от души объясняет - 69%; при объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь - 61%; с веселым характером - 61%; не жалуется родителям - 58%.

У старшекурсников оценочные требования к педагогу выше. Они больше обращают внимания на моральные качества и интеллектуальные способности педагога, его способность к полноценному взаимодействию.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе обучающихся сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность руководителя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

Отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности.

Еще один вопрос, который сегодня хотелось бы обсудить – это  беседа о таких одинаковых и в тоже время различных понятиях в системе образования, как внеурочная деятельность и дополнительное образование. И так, что же из себя представляет каждое из этих понятий:

1.Система дополнительного образования – понятие, давно существующее и поэтому хорошо известное всем работникам образования. В настоящее время образовательные учреждения, организуя работу этой системы, руководствуются двумя главными нормативными актами:

-Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены следующие моменты:

- Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К учреждениям дополнительного образования относятся: Центры дополнительного образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детская студия (по различным видам искусств), станция юных натуралистов, школы: детско-юношеская спортивная и детская школа искусств

Учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются   на общеразвивающие и предпрофессиональные программы;

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от преподавателей (педагогов) решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико.

2. Внеурочная деятельность.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям в целом.

Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

С введением новых образовательных стандартов в обиход вошло новое понятие - внеурочная деятельность.  Вместе с этим возникли вопросы, чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного образования и должна ли она заменить дополнительное образование.

Результативность дополнительного образования и внеурочной деятельности отслеживается через участие детей в выставках, конкурсах, концертах различного уровня

Рассмотрим различия между ними.

1.Внеурочная деятельность - это часть программы общего образования, которая углубляет, расширяет, конкретизирует те знания, которые ученики получают на уроках. Для ее проведения школа должна организовать целый спектр объединений, из которых ребенок вместе с родителями выбирает занятия. Они составляют обязательные 10 часов.

Дополнительное образование - это абсолютно самостоятельная ветвь образования. Оно не обязательно и строится исключительно на выборе ребенка в соответствии с его способностями и желаниями. Ребенок может вообще никогда не получать дополнительное образование, а во внеурочной деятельности он должен участвовать.

2.Следующее отличие нового образовательного компонента – внеурочной деятельности – от дополнительного образования в том, что в систему ДО учащийся приходит уже определившимся, часто с целью профессиональной ориентации. Другими словами, у ученика есть интерес к какому-то виду деятельности, есть задатки, есть любовь к этому занятию, у него это дело получается. Задача преподавателя при этом – совершенствовать знания и умения этого ребёнка, довести до мастерства. И, наконец, довольно часто этот вид деятельности учащийся выбирает в качестве будущей профессии.

А внеурочной деятельностью ученик начинает заниматься, ещё не определившийся, не имеющий пока склонности к какому-то виду деятельности. Внеурочной деятельностью нужно охватить всех школьников. В рамках ФГОС предложено пять направлений внеурочной деятельности:

духовно-нравственное,

оздоровительное,

социальное,

общекультурное

общеинтеллектуальное  -

и через все эти направления надо дать возможность пройти ученику. Он должен попробовать себя в разных видах деятельности, чтобы изучить и понять себя.

Еще раз повторюсь…в отличие от дополнительного образования, участие во внеурочной деятельности является обязательным. При этом свобода у учащегося всё равно есть– это свобода обязательного выбора – выбора вида деятельности.

3. Следующее отличие заключается в том, организация внеурочной деятельности возложена не на преподавателя (педагога) дополнительного образования, а на учителя-предметника и классного руководителя. Хотя участвовать в ней родителям, например, тоже не возбраняется. Важно, чтобы учитель смог увлечь своей деятельностью школьника. Для этого надо, чтобы организационные формы внеурочной деятельности не повторяли формы учебных занятий, чтобы меньше было школьных стен, сидения, чтобы совсем не было отметок, окриков и упрёков, а только интерес, успех и радость от этой деятельности.

Однако Приказ Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», корректирует место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы. Отмечается, что реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, (а для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности). Учитель сегодня в одном лице представляет профессионала, как учитель-предметник….воспитателя и организатора творческих дел класса, как классный руководитель и учитель качественно должен преподнести ту область внеурочной деятельности, профессионалом в которой он не является….большая ответственность, не правда ли?

Отмечу, что документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, (что не может не радовать!), а с другой – снижают значение и место дополнительного образования в целом. По сути дела можно говорить о подмене дополнительного образования детей внеурочной деятельностью.

4.Последним, но наиболее существенным различием является то, что в доп. образовании остается взаимодействие между педагогом, преподавателем (мастером, тренером) и ребенком, а в общем образовании - между учителем и учеником. Переход ребенка в другие стены дает возможность сменить статус (неуспевающего на успешного), подростка – спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста других классных коллективов, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

Подготовила:

педагог-организатор

С.М. Михеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми с признаками одарённости

Одаренные дети- это дети, обладающие врожденными высокими, интеллектуальными,художественными  способностями, поэтому приоритетной задачей в работе с такими детьми является развитие творческой инд...

Использование психологических игр во внеурочной деятельности педагога

методические рекомендации и психологические игры для подростков...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...