Культура общения (мастер-класс)
учебно-методический материал

Выступления на семинарах, методических объединениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya_master-klass.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОВРЕМЕННИК»

НА ТЕМУ: 

«Культура общения»

(мастер-класс)

        Подготовила и провела:

Воспитатель

Хазова Оксана Михайловна

31.08.2022 г.

       Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”.

   

      Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. 

Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

      Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

      Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

      Невербальное – это общение не предполагает использование звуков, речи, естественного языка – это обмен при помощи мимики, жестов, пантомимы. Такое общение способствует развитию и самосовершенствованию коммуникативных возможностей. 

      Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции.     Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

      Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

      Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

      Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

      Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

      Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

      Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

      Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

      Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

      Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

      Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
     - Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
     - Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
     - Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

      В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению.

      Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

      Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

      Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

      Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что если дети с нормальным развитием постепенно усваивают принятые в обществе правила поведения и применяют их в различных жизненных ситуациях, то у детей с интеллектуальными нарушениями имеется целый ряд причин, препятствующих формированию нравственно-этических представлений, основ этической культуры. К ним, прежде всего, следует отнести низкую любознательность и слабую восприимчивость к новому, недостаточность мышления и других познавательных процессов, нарушения эмоциональной сферы и поведения.  

      Таким образом, достижения детей с интеллектуальной недостаточностью в социальном плане, успешность их последующей адаптации находятся в самой непосредственной зависимости от того, насколько эффективно используется воспитательный потенциал той среды, где они проводят основную часть времени, то есть среды коррекционного образовательного учреждения. Если не помочь таким детям приобрести необходимые привычки и навыки культурного общения, самостоятельно они не смогут восполнить этот пробел.

      Сегодня я хочу предложить вам несколько игр по воспитанию культуры общения для детей с ОВЗ.

Приветствие «Друг»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Становитесь в круг играть.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Дети по кругу, начиная с воспитателя, здороваются за руку и называют свои имена.

    «Весёлые сороконожки»

Эта игра на объятия, очень интересная и динамичная, детям нравится и как раз появляется возможность друг к другу дотронуться, обняться и почувствовать границы другого ребёнка, не нарушая и не причиняя боль.

Дети встают в пары, друг к другу лицом. Сначала выполняем самомассаж – пальчиками бежим по своим противоположным рукам и в конце обнимаем себя. Потом также в парах, вытянули ручки вперед, соприкасаясь ладошками, один бежит пальчиками по рукам сверху, а другой по рукам снизу и потом обнимают друг друга.

«Две сороконожки бежали по дорожке, всё бежали и бежали

Всё друг дружку догоняли, и друг дружку мы обняли».

     «Разговор через стекло»

Игра развивает невербальное общение, язык жестов. Способствует развитию коммуникативных возможностей.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звуки. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

      «Заговорщики»

Динамическая веселая игра, которая учит договариваться невербальным способом общения.

Дети сидят в кругу на стульчиках. С помощью жестов глаз, мимикой, ребята договариваются и меняются своими местами.

   

   «Волшебный цветик-семицветик»

Игра воспитывает культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться. 

Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

«Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели...»

А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Катя сказала Мише доброе слово».

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать.

      «Не ошибись, пожалуйста!»

Игра обогащает, расширяет словарь «вежливости».

Воспитатель дает команды, но дети выполняют только те, в которых есть «волшебные слова».

- Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки.

- Поднимите, пожалуйста, руки!

- Будьте добры, похлопайте!

- Потопайте.

- Попрыгайте, пожалуйста!

- Тихо сядьте.

      «Говорящие руки»

Игра развивает умение невербального общения.

Дети встают в пары. Воспитатель даёт задания, ребята молча их выполняют, только руками:

 - Поздороваться с помощью рук.

 - Помириться руками.

 - Побороться руками.

 - Выразить поддержку с помощью рук.

 - Пожалеть.

 - Пожелать удачи.

 - Выразить радость.

 - Попрощаться.

           

      «Испорченный телефон»

Эта игра направлена на понимание важности правильной речи для общения с собеседником.

Играть в эту игру лучше компанией от 5 человек. Чем больше человек в цепочке, тем веселее. Все игроки садятся в ряд на скамейку или бревно так, чтобы удобно было шептать на ушко друг другу. Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу. Например: «Лиса в Париже купила лыжи».

       «Нужные слова!»

Игра обогащает, расширяет словарь вежливых слов.

Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.

- Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?»)

- Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

- Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

- Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

- Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите? (Нужно извинится и помочь встать)

- Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите? (Попросить у друга, используя вежливые слова)

      «Эхо»

Игра обогащает, расширяет словарь вежливых слов.

Воспитатель рассказывает, что такое эхо.

- Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играйте, я начну, вы повторяйте».

 Взрослый здоровается, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

 

      «Закончи строчку»

-Посиди со мной, сестра!

Почитай мне, будь (добра).

-Хоть конфеты не очень полезны,

Принесите их, будьте (любезны).

-На меня отцу не жалуйся,

Я прошу тебя (пожалуйста).

-Вот чай, кусочек бисквита,

Приятного (аппетита).

-Ты мне помог! - я говорю. -

Мой друг, тебя (благодарю).

-Забыл я книжку принести!

За это ты меня (прости).

       «Вежливые прятки»

Игра закрепляет в речи вежливые слова.

Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами — в центре. Один ребенок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово. Водящим становиться ребёнок, которого узнали по голосу.

     

      «Волшебная поляна цветов»

Игра учит проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Для игры нужно: зеленая ткань или картон, вырезанные цветочки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани).

- Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

-  Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

-  Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

-  Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? (Веселое, счастливое)

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

   

Прекрасная и мудрая притча о том, почему люди кричат друг на друга.

      Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому, что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.

В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

- В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

      Воспитывая культуру общения у детей, мы взрослые, должны научиться в общении, быть терпимыми, уметь любить и прощать, быть образцом для детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)

1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Мастер-класс "Пойми меня, или Культура общения лидера" для обучающихся 7-10 классов

Данный мастер-класс проведен в рамках реализации программы объединения "Лидер" МКОУ ДО Таловского детско-юношеского центра им. Титова Ю.Т. участники мастер-класса  -  обучающиеся 7...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....