Методический семинар
методическая разработка

Мальцева Надежда Сергеевна

для работы учителей русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» учитель русского языка и литературы Мальцева Надежда Сергеевна МБОУ СОШ с.Балгазын «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»

Слайд 2

… Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытий, пережитых на уроке, при прочтении художественного текста, лаконичного доказательства теоремы, изящного выведения формулы. Оно передаётся только Словом Учителя…. Калугина Т.Г.

Слайд 3

Обоснование проблемы Формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии. Коган Е.Я. Необходимость создания условий для целенаправленного формирования коммуникативной компетенции у учащихся в современном образовании Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования коммуникативной компетенций у учащихся

Слайд 4

Цель: Сформировать коммуникативную компетенцию и сохранить интерес к предмету. Задачи: 1. Обобщение опыта работа и выделение наиболее интересных продуктивных методов. 2. Переработка современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы. 3. Повышение интереса к русскому языку и литературе, активизация творческой деятельности учащихся.

Слайд 5

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования, в главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается на то, что «личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».

Слайд 6

Формирование коммуникативной компетенции Умение работать с информацией Умение общаться Самостоятельность Правильная речь Грамотное письмо Умение работать в команде

Слайд 7

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Определение темы; Определение идеи; Основная мысль высказывания; Стиль и тип речи; Определение художественных средств и фигур речи. Лингвистический анализ текста: Развитие творческих способностей

Слайд 8

Примеры заданий Вопросы проблемного характера к рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Расскажите об окружающем мире Матрёны. Как боролась Матрёна с обидами, которые наносила ей жизнь? Как относились к Матрёне родные, соседи, односельчане? Почему автор отводит значительное место сцене похорон? Кого можно назвать самой страшной фигурой в рассказе? Почему? Виновата ли Матрёна, что Фаддей стал таким? Объясните. Как вы думаете, гибель Матрёны – это стечение случайных обстоятельств или некая закономерность? Объясните. Почему Матрёна - праведница? Можно ли назвать её святой? Встречались ли вам такие люди, как Матрёна? Расскажите о случаях проявления в поступках людей бескорыстия, милосердия по отношению к людям, животным.

Слайд 9

Умение понимать подтекст, видеть скрытый смысл. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Глава «Приезд Базарова в родительский дом». Вопрос-задание: Родители Базарова – люди небогатые, но бедность свою старательно скрывают. Найдите в тексте эпизоды, слова, подтверждающие эту бедность. Поиск, анализ подтекста, исторические и временные подсказки помогают выяснить, что иметь во владении 22 души – это очень мало; становится понятен окрик хозяина дворовой девочке Танюшке: «На подносе, слышишь!?» ребята приходят к выводу, что раньше девочка приносила барыне стакан воды без подноса, теперь же. При госте, нужно соблюдать приличия и подать. Как полагалось в богатых домах – на подносе. В одном только этом отрывке ребята находят более десятка таких признаков.

Слайд 10

Умение видеть и выделять художественные особенности речи. И. Бабель Рассказ «Король» Карточка-задание к рассказу И. Бабеля «Король» Выберите из текста 3 ярких сравнения (пример: «факелы расцвели, как чёрные розы») Выберите из текста 3 выражения одесского разговора (пример: «тогда шпики начали бояться») III. Ответьте на вопросы: 1. Каким образом Беня заставил Сендера Эйхбаума отдать деньги? 2. Что привлекает в образе Бени Крика? Что отталкивает? 3. Какой эпизод наиболее поразил вас? Опишите его. Решите кроссворд: 8 К - Профессия отца Бени 1 О 7 Музыкальный инструмент на свадьбе 1 Р 5 Звание, чин нового начальника участка 1 О 7 Улица, где жила тётя Хана 1 Л 3 То, из чего сшита подкладка тяжёлого кошелька 6 Ь 2 Кем обещал стать Король Эйхбауму?

Слайд 11

Результативность: Активизация познавательной и творческой деятельности; Активное участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях; Повышение интереса к изучению русского языка и литературы; Умение и желание писать исследовательские проекты и создавать презентации.

Слайд 12

Участие учеников в конкурсах Вид, название мероприятия Уровень Результат Дата Документ Конкурс сочинений «Отец-отчество-Отечество» республиканский 2 место 15.01.2016 Грамота Конкурс диктантов «Грамотей 2015» (среди 7 классов) муниципальный 2 место 15.10. 2015 Грамота Конкурс диктантов «Грамотей 2015» (среди 6 классов) муниципальный 1 место 15.10. 2015 Грамота Конкурс выразительного чтения «Праздник поэзии - 2015» (среди 8-9 классов) муниципальный 1 место 10.12. 2015 Грамота

Слайд 14

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

Слайд 15

Используемая литература: 1.Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск.,2013 г. -1 22 с. 2. Катаева И.В. Грамотность чтения. Красноярск., 2014 г. – 62 с. 3. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с. 4.Сенина Н.А. Русский язык «Заговори, чтобы я тебя увидел». Ростов-на Дону., 2013 г. – 233 с. 5.Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы: http://rud.exdat.com/docs/index-805658.html 6.Формирование коммуникативной концепции на уроках русского языка и литературы: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf



Предварительный просмотр:

«Методический семинар»

Мальцева Н.С.

МБОУ СОШ с. Балгазын

Пояснительная записка

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках

русского языка и литературы»

Формирование компетенций – это не смена содержания.

Это смена способа, смена технологии.

Е.Я. Коган

Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром»

Таким образом, говоря о коммуникативной направленности в преподавании русского языка и литературы, наша задача состоит в том, чтобы выдвинуть на передний план практическое пользование языком, речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. А значит, обучение общению – это обучение речевой деятельности. Вся система работы строится на том, чтобы вызывать необходимость общения, потребность в нём. Учиться общению, общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.

Сегодня в век развитых информационных технологий, в век прогресса и повсеместной компьютеризации, а также расширяющейся системы массовых коммуникаций идёт и обратный процесс в коммуникативной стороне общения. Дети осваивают сложнейшие ИКТ, и в то же время не способны передать содержание прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде, не владеют монологической и диалогической речью, не умеют приводить примеры, подбирать аргументы. теряют способность общаться; не умеют корректно строить отношения с взрослыми и сверстниками; не умеют свободно фантазировать; их эмоциональная жизнь бедна, а творческие возможности не направлены на решение жизненных задач.

      А между тем требования времени ведут к тому, что сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности. Но и умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации. Следовательно, курсу русского языка и литературы отводится ведущая роль в формировании коммуникативной компетенции, поэтому считаю, что формирование коммуникативной компетенции – это одно из основных направлений и целей предметов, которые я преподаю.

Именно коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся:

  • Оценивать успешность ситуации общения;
  • Слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению
  • Аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм                     приличия.
  • Общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его                                   особенности (возраст, статус и т. д.).
  • Владеть формами диалога и монолога
  • Избегать конфликтов и грамотно разрешать их при возникновении
  • Стимулировать собеседника к продолжению общения

Таким образом, обучение обучающегося вежливому, корректному общению – одна из главных задач предметов «Русский язык» и «Литература». В необходимости этого убеждают результаты ЕГЭ по русскому языку, где выявляется невысокий уровень в развитии коммуникативной компетенции.

Основная проблема, которая стоит передо мной: я должна научить учащихся общаться, а школьники, увлечены компьютерами и в связи с этим теряют способность общаться непосредственно, а также читать и работать с текстом на уроке. Как преподаватель русского языка и литературы я ставлю перед собой цель: сформировать коммуникативную компетенцию и сохранить интерес к предмету. А это возможно, по моему мнению, только при интеграции современных методов обучения.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. Обобщение опыта своей работы и выделение наиболее интересных и продуктивных методов формирования коммуникативной компетенции.
  2.  Интеграция современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы.
  3. Повышение интереса к русскому языку и литературе и активизация творческой деятельности учащихся (участие в различных творческих конкурсах)

         В Федеральном государственном стандарте основного общего образования, в главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается на то, что «личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».  Здесь мы можем заметить, что формирование коммуникативной компетенции является на сегодня одним из приоритетных моментов современного образования, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации, обучающихся в современном мире.

Коммуникативная компетенция включает способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

 Как одно из направлений деятельности по формированию     коммуникативной компетенции является работа с текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа, развивает творческие способности.

Сегодня учитель литературы с грустью, а чаще с безнадёжностью, отмечает: дети, подростки, а затем и взрослые не читают. Причина: мечта и страсть современного ребёнка и подростка вовсе не скромный томик классика, а компьютер.  И нам, учителям, конечно же, никуда не уйти от грустных реалий современности. Наша задача в том, чтобы книга, ценность слова писателя царили на уроке литературы и русского языка в полной мере, если уж в жизни подросток не находит к ним пути.

 Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Невозможно в пересказе отразить особенности речи героев, составить их речевую характеристику. Особенно это важно для ребят, для которых русский язык – не родной. Так при изучении пьесы «Гроза» А. Н. Островского ребята, составляя по тексту пьесы речевую характеристику героев, отмечают, что Борис говорит правильно, грамотно – он образован, учился в Коммерческой академии в Москве. Дикой, напротив, часто коверкает слова, не понимает их смысла; речь у него безграмотная, он часто ругается. У Катерины речь плавная, напевная, как народная песня, полная эпитетов, сравнений.  

Учащиеся должны самостоятельно либо с помощью учителя составить речевую характеристику героев, используя текст, а не готовые безликие пересказы.

Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно. Им негде кроме как на уроке удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах, задуматься о чём-то более важном, чем потребность «хлеба и зрелищ».

 Меня всегда немного удивляет то, как внимательно, сочувственно переживая, слушают подростки «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. Ведь затрагивает их за живое история одинокой старушки Матрёны, не понятой никем. С интересом работают они над вопросами к этому произведению, потому что вопросы в них проблемного характера.

А каким восторгом загораются глаза ребят на чтении 12-й главы романа «Мастер и Маргарита»! Бессмертный Булгаков удивляет не хуже «ужастиков и фантастик» Голливуда.

Я думаю, нужно удивлять, нужно показывать литературу. Как предмет живой, нескучный, интересный и увлекательный. И в этом поможет чтение. И не зря словесники считают, что «чтение – это патриотическое дело».

И, конечно же, работа с текстом произведения не сводится только лишь к его прочтению. Чтобы понять авторский замысел, увидеть красоту. образность, своеобразие слова писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении, необходимо показать обучающимся, что изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык, но и даст возможность понять человека, полноценно общаться с окружающими, что является главной составляющей коммуникативной компетенции.

Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:

  • постановка вопросов к тексту
  • составление плана
  • поиск ответов в тексте на поставленные вопросы
  • построение таблиц на основе текста
  • подробный пересказ текста
  • составление речевых и портретных характеристик героев
  • письменные ответы на вопросы по тексту
  • найти в тексте скрытый смысл (умение видеть подтекст)
  • В отличие от процесса стихийного чтения – это приёмы осознанного и целенаправленного чтения.

 Большое внимание на уроках русского языка и литературы уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение художественных средств и фигур речи. Такая работа не только развивает творческие способности обучающихся, но и готовит их к написанию сочинений ОГЭ и ЕГЭ.

Существенным признаком формирования коммуникативной компетенции является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.

Часто после прочтения ставлю перед обучающимися проблемные вопросы, например, при изучении романа «Мастер и Маргарита»: Как вы думаете, как вели бы себя наши современники, если бы чёрный маг Воланд устроил подобное в нашем Доме культуры?  Ребята, обсуждая, приходят к выводу, что люди вели себя так же, как и посетители варьете в романе М. Булгакова.

           Умение читать между строк, видеть скрытый смысл, понимать подтекст немаловажно при формировании коммуникативной компетенции.

Изучая пьесу «Гроза», использую такой приём, как «театр на уроке», который формирует в обучающихся артистизм, фантазию, так как ребята выступают в роли актёров, режиссёров, постановщиков эпизода, костюмеров, зрителей, наконец.

             Умение составить портретную характеристику героя и сопоставить её с характеристикой на другого героя проявляется на уроках по роману «Отцы и дети». На уроке по биографии Ф.М. Достоевского предлагаю обратить внимание на портрет самого писателя. Ребята, описывая внешние черты, раскрывают внутренние, которые говорят о судьбе писателя (болезнь, страдания, одиночество, несчастье)

             Предваряю изучение произведения документальными историческими экскурсами в прошлое. Так, на уроке по изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова в презентации использую кадры документального фильма о жизни и труде крестьян. При изучении пьесы «На дне» М. Горького использую фотографии Хитровского рынка и его обитателей, которые помогут увидеть героев пьесы такими, какими их видели современники.  Такие моменты делают произведения понятными, привязанными к эпохе.

             В полной мере использую на уроке искусство: архитектуру, скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство. Они расцвечивают, духовно обогащают, наполняют эмоционально текст, урок.

           Работа с текстом также помогает усвоить некоторые правила коммуникативной компетенции:

  • нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна самому себе;
  • нельзя использовать двусмысленные расплывчатые слова и выражения и пользоваться незнакомыми, непонятными или узкоспециализированными терминами;
  • нужно быть постоянно готовым к пониманию, т.к. существует очень много семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному или неточному пониманию сообщения;

           Можно считать положительным результатом участие моих учеников  в различных конкурсах  и награждение их грамотами и призами:
          Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта.

        Считаю, что каждый учитель должен работать с учеником в процессе обучения на определённый положительный результат, который будет являться «фундаментом» в дальнейшем построении своей жизни выпускником школы.

         

Используемая литература:

1.Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск.,2013 г. -1 22 с.

2. Катаева И.В. Грамотность чтения. Красноярск., 2014 г. – 62 с.

3. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с.

4.Сенина Н.А. Русский язык «Заговори, чтобы я тебя увидел». Ростов-на Дону., 2013 г. – 233 с.

5.Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы: http://rud.exdat.com/docs/index-805658.html

6.Формирование коммуникативной концепции на уроках русского языка и литературы: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...