Формы взаимодействия семьи и школы
статья

Газахова Сабина Бахрузовна

Партнерство семьи и школы является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Ключевые слова: семья, школа, формы взаимодействия, родители, обучающиеся, педагоги, направления, стратегии, воспитание, обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazahova_s.b_statya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

С.Б. Газахова,

учитель истории и обществознания,

МАОУ «СОШ «Аврора» г. Саратов

E-mail: sabina2307gazahova@mail.ru

Партнерство семьи и школы является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Ключевые слова: семья, школа, формы взаимодействия, родители, обучающиеся, педагоги, направления, стратегии, воспитание, обучение.

FORMS OF FAMILY AND SCHOOL INTERACTION

S.B. Gazakhova

The partnership between the family and the school is the most important condition for the effective solution of educational tasks in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. The success of the educational process depends on how the relationship between teachers, students and parents develops. Parents and teachers are educators of the same children, and the result of education can be successful when teachers and parents become allies.

Key words: family, school, forms of interaction, parents, students, teachers, directions, strategies, education, training.

О важности взаимодействия семьи и школы в деле обучения ребенка писал Ян Коменский. Говоря о роли государства в воспитании детей, Коменский пишет, что последним «на помощь…даются школьные учителя». Это необходимо, по причине того, что «при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом». Многие ученые, педагоги, мыслители утверждали, что задача воспитания детей и ответственность за них лежит не только на обществе, но и на родителях, здесь следует назвать имена В.Г. Белинского, Е.Н. Водовозовой, А.И. Герцена, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский считал семью естественной средой воспитания детей, определяя особое значение семьи в развитии человека в период раннего детства.

Для любого общества система образования играет ведущую роль в его развитии, так как воспитывает членов общества, обеспечивает их нравственное, интеллектуальное, физическое и иное развитие. Система образования достаточно обширна и включает в себя много звеньев, одним из которых является система школьного образования. Обучение в школе для детей начинается с младшего звена (дети 7-10 лет), куда они попадают сразу после детского сада. В период начальной школы большую роль в воспитании и обучении младших школьников, помимо педагогического коллектива играют и родители. Поэтому качественное воспитание и обучение детей возможно только в условиях активного взаимодействия школы и родителей.

В 2015 году была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в основных направлениях которой указывается: «создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми».

Педагогическое взаимодействие школы и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в школе, семье, социуме.

Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания. Причины этого:

  • нехватка времени;
  • «старое» отношение к учёбе;
  • низкий уровень семейного воспитания;
  • несоответствие требований родителей и возможностей детей.

Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. 

Как показывает практика, информационные запросы родителей обучающихся касаются следующих вопросов: 1) деятельность образовательного учреждения; 2) формы и условия реализации образовательных программ; 3) сведения о психологических службах, социальных центрах помощи детям и родителям в трудной жизненной ситуации; 4) сведения об учреждениях дополнительного образования; 5) успехи и достижениях обучающихся; 6) проблемы экзаменов и проверки знаний[1].

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности и общения. В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы [2]. По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса [3].

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия: родительское собрание, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса; взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клуб; беседа, посещение на дому, переписка (чат), телефонный разговор[4].

В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей [5].

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием[6]. 

Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи [7].

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше [8].

В настоящее время возрастает роль информационных технологии в процессе организации взаимодействия родителей и педагогов по вопросам  обучения детей, создаются электронные площадки, электронные дневники, где педагог имеет возможность прямого обсуждения с родителем определенных вопросов, связанных с проблемами конкретного ребенка, в настоящий момент родителю даже без непосредственного посещения школы можно решить огромное количество вопросов с педагогами, используя электронную почту, электронные чаты, электронные площадки, где размещается вся информация по процессу обучения и есть возможность чата с тем или иным педагогом, проведения онлайн-конференций и организации группового взаимодействия. Преимуществами такого общения являются: возможность обеспечить конфиденциальное, адресное общение в любое, удобное как для педагога, так и для родителя время, быстрота передачи информации, необходимой родителям и педагогам, своевременная, четкая обратная связь.

На базе МАОУ «СОШ «Аврора» было проведено анкетирование родителей школьников в отдельном классе об эффективности взаимодействия семьи и школы. Из данных следует, что большинство родителей считают отношения между учителями и родителями являются доброжелательными – 61 %. Однако, также много ответов родителей, которые считают сложившиеся отношения равнодушными – 29%. То есть педагогам необходимо проявить  больше интереса и доброжелательности к родителям, особенно при личном общении. Большинство опрошенных считает, что эффективность взаимодействия семьи и школы по вопросам обучения – средняя – 40% опрошенных. На втором месте по популярности ответ «эффективность достаточно хорошая» - 32%. О том, что взаимодействие недостаточно эффективно говорят 17% опрошенных. Таким образом, педагогу имеет смысл разработать мероприятия по повышению эффективности взаимодействия семьи и школы по вопросам обучения школьников.

Можно отметить, что из всех предложенных форматов взаимодействия родители отметили родительские собрания, индивидуальные беседы по электронным средствам связи, консультации как в оффлайн, так и в онлайн режиме, наличие группового чата.

Можно отметить, что большинство родителей результатами обучения своего ребенка удовлетворены в достаточной степени – 30% опрошенных, полностью удовлетворены результатами обучения 22% опрошенных, варианты «частично удовлетворяют» и «мало удовлетворяют» по 21%.

Можно отметить, что большинство родителей – 50% информированием о проблемах в обучении своего ребенка со стороны педагога удовлетворены частично.

Таким образом, педагогу следует знать, кто из родителей какими результатами не доволен и предложить какую-то программу действий для повышения результативности обучения их детей.  У класса есть большой потенциал для роста успеваемости, поэтому крайне важно привлекать родителей к решению проблем в обучении детей для повышения успешности их учебы. Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа. В своей работе использую групповые формы взаимодействия, как родительские собрания и конференции, которые уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по насущным проблемам школьной жизни, которые волнуют большинство участников образовательного процесса. Все остальные вопросы, связанные с достижениями или проблемами каждого конкретного ребенка обсуждаю в индивидуальном порядке.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное - сделать родителей своими союзниками. Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.


 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Кадцын, Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс / Л.М. Кадцын. – Екатеринбург, РГППУ, 2016. – 184 с

2.Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72.
3. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. М., 2005.
4. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999.
5. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2004.
6. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель. 2005. №5. С.102 – 107.
7. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебн. пособие. М., 1998.
8. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд. М.,1997.
10. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волглград, 2004.
11. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Презентация "Формы взаимодействия семьи и школы"

Данный материал предназначен для выступления на педагогических советах и заседаниях ШМО с целью обобщения опыта работы...

"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...