Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грамотности
презентация к уроку
презентация на коуч- сессию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_gramotnost_kak_komponent_funktsionalnoy_gramotnosti.pptx | 553.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поскольку в Государственной программе РФ «Развитие образования» в качестве надежных результатов для оценки качества общего образования считаются только результаты международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA, то за основу в разработке национального инструментария мониторинга формирования функциональной грамотности приняты подходы, реализованные в исследовании PISA. В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
« Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира»
Проблема при формировании функциональной грамотности на уроках математики заключается в следующем: Во-первых , успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Во-вторых , трудность для школьников представляют задания, в которых нужно учитывать много условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся. В-третьих , учащиеся испытывают проблемы при работе с заданиями, в которых нужно применять знаний из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в заданиях, где нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, в которых эти знания нужно применить.
Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например : « Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию . Продолжая работу с учащимися 7-8 классов , в состав урока можно включать следующие приемы, например: Методический прием — « Инсерт ». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие: Знак « V» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику; « +» отмечается новое знание, новая информация ; «-» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе; «?» отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Приведу примеры типов задач, которые можно рассматривать на уроках математики, в зависимости от контекста: общественная жизнь (Обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография); личная жизнь (Повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, оплата счетов, туристическое маршруты, здоровье и др.); образование/профессиональная деятельность (Школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчёты стоимости, заказ материалов, оплата счетов и др.); научная деятельность (Работа с формулами из различных областей знаний).
Задания для 5-6 классов 1. В честь праздника Сагаалган в кафе « Олзо » порция бууз , которая стоила 120 рублей, продается с 10% скидкой. Покупатель отдает 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить, если он хочет купить максимально возможное количество порций на эту сумму?
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3. В выходные Вера А лександровна с сыном В аней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Ване к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «народный», они увидели, что в этот день действует акция: «школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине. Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки. Цены на товары Рубашка – 900 руб. Брюки – 1 200 руб. Туфли – 1 600 руб. Джинсы – 1 400 руб. Кроссовки – 800 руб. Футболка – 500 руб. Джемпер – 1 700 руб. Спортивный костюм – 1 900 руб. Куртка – 3 200 руб. Вопрос 1 . Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки. Запишите ответ и приведите соответствующее решение. Вопрос 2 . Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок. Запишите ответ и приведите соответствующее решение. Вопрос 3 . Определите сколько денег сэкономили В аня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
Задания для 7-8 классов Семья состоит из четырёх человек, мама и сын заболели. Надо купить лекарство, чтобы вылечить указанных членов семьи, но лечение необходимо проводить всем членам семьи. Прежде чем купить выписанное врачом лекарство, надо прочитать инструкцию. Если противопоказания не принесут вред здоровью членам семьи, то нужно просчитать сколько упаковок данного лекарства нужно купить в аптеке. Для этого нужно знать вес членов семьи. Мама весит 65,8 кг, папа 96,3 кг, бабушка 85,6 кг, а малыш весит 9,5 кг. Вопросы: А) сколько нужно купить упаковок на всю семью, если курс лечения составляет 4 дня? Б) какую сумму нужно потратить на покупку лекарства? В) какую сумму нужно потратить на покупку лекарства, если в аптеке акция: при покупке двух упаковок таблеток на вторую 15% скидки. Ибупрофен Табл , 400 млг 30 шт 82 руб Сербия Ибупрофен Табл , 200 млг 50 шт 33 руб Беларусь Ибупрофен (апельсиновая) Суспензия 100 мл 101 руб Россия Ибупрофен (для детей) Суппозитории 10 шт 90 руб Россия
Задания для 9-10 классов Алексей Ю рьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 5,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы А лексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,8 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB. Точки A и B— середины отрезков MO и ON соответственно. какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см? найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых. найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых. найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»
Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...
Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.
В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
Выступление "Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности"
Выступление на заседании методического совета школы по теме "Работа по формированию функциональной грамотности"...
Статья "Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности"
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования....
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...