Методическая разработка
методическая разработка
Роль и возможности ансамблевого музицирования.
Виды совместного музицирования
Развитие различных навыков при игре в ансамбле
Аккомпаниаторство и концертмейстерство – особый вид ансамблевого исполнения.
Этапы работы над произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl_i_ego_vidy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
На тему: «Ансамбль и его виды»
Преподавателя отделения «Фортепиано»
Гирон Натальи Леонидовны
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие об ансамбле.
2. Роль и возможности ансамблевого музицирования.
3. Виды совместного музицирования:
а) игра в ансамбле
б) дуэт: педагог – ученик
в) дуэт: ученик – ученик
4. Развитие различных навыков при игре в ансамбле:
а) гармонический слух
б) чтение с листа
в) ритмическое чувство
г) синхронность исполнения
5. Аккомпаниаторство и концертмейстерство – особый вид ансамблевого исполнения.
6. Этапы работы над произведением.
7. Виды аккомпанемента.
8. Заключение
9. Литература
Введение
Даже для самых посвященных музыка содержит немало тайн. Чудо превращения соединенных звучаний в прекрасный смысл и для них остается чудом. Те же, кто лишь прикоснулся к «материалу искусства», но всей душой откликается на волшебство его откровений, задаются множеством вопросов о природе музыки, ее потайных законах. Парадоксально, но чем больше человек знает о музыке, тем больше у него вопросов (подобно тому, как нарастает их количество по мере проникновения в тайны природы). На многие из них можно ответить, привлекая понятия музыкальной теории, выработанные столетиями развития искусства.
Музыкальная деятельность человека имеет три основных разновидности: творчество, исполнительство и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения: создание, слушание, воспроизведение. На всех этапах музыкальная деятельность носит творческий характер, хотя и в разной степени: автор создает музыку, исполнитель активно воссоздает и пересоздает ее, слушатель же более или менее активно воспринимает.
Первооснова музыки – звук. Окружающая нас среда – природа и общество – насыщена чуть ли не беспредельным множеством звуков. Человеческий слуховой орган, этот весьма сложный, тонкий и чувствительный аппарат, способен воспринять лишь незначительную долю этой звуковой массы.
Именно поэтому работе над звуком уделяется так много внимания всеми преподавателями при работе с детьми. Огромное значение играет роль звука, умение его слушать и слышать при работе в ансамбле.
1. Понятие об ансамбле.
Что же такое ансамбль?
Ансамбль (от французского слова, означающего «вместе»), - как правило, небольшая группа исполнителей, начиная с двух, выступающих совместно. Это излюбленный тип музицирования с давних времен. Глубина воздействия на человека музыкального произведения особенно ярко проявляется именно в ансамбле. Так как участников в ансамбле немного, поэтому во время совместного музицирования слышна игра каждого из них, что, конечно же, предъявляет особые требования к мастерству каждого исполнителя. Любой участник ансамбля должен обладать особой чуткостью, отзывчивостью, творческой интуицией, подсказывающей определенный настрой в сложной и увлекательной ансамблевой игре с любым партнером или партнерами. Умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называется ансамблевостью исполнения.
Коллективное музыкальное творчество – одно из самых распространенных в занятиях музыкой.
Главная цель всего обучения в музыкальной школе – подготовка, в большинстве своем, музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определенной задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический и так далее.
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. «Зажечь, заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.
2. Роль и возможности ансамблевого музицирования.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Известно, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает
Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
3. Виды совместного музицирования:
Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического и других).
Донотный период так же тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым.
4. Развитие различных навыков при игре в ансамбле:
Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяют ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, а гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, то есть ребенок будет воспринимать полностью вертикаль.
Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее ее освоить, быстро осваивают нотную графику. Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а так же закрепляют полученные навыки артикуляции.
Хочу привести пример из собственной жизни. Будучи студенткой музыкального училища, на уроках музыкальной литературы все проходимые произведения проигрывали ансамблем с преподавателем в четыре руки. Естественно партии нами – студентами исполнялись с листа. Нам это очень нравилось, а, кроме того, благодаря такому исполнению многие из нас выработали навыки хорошего чтения с листа. Это в дальнейшем мне очень пригодилось в работе при аккомпанировании на концертмейстерстве.
Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Все мы знаем, что ритм – один из центральных элементов музыки, который наиболее трудно поддается развитию. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм, делает усвоение ритмических фигур более ограниченным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта форма имеет при игре в ансамбле большое значение, так как подчиняет частное целому и способствует созданию у партнеров единого темпа.
Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую.
Конечно, с педагогом играть удобно, комфортно, хорошо. В то же время, большей внимательности и именно концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (то есть ученик – ученик). В этом случае партнерами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих ни в коем случае не прекращал игру при остановке или сбое другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру, подхватывать ее. Прежде всего, при ансамблевой игре двух учеников важно научить синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания подразумевается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у обоих исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Синхронность так же является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не менее важное значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают свое внимание на выполнении художественной задачи.
Обычно детям ансамбли исполнять нравится и они даже лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Очень полезно предлагать учащимся читать с листа ансамблевые пьесы. Все это способствует концентрированному музыкальному мышлению.
Таким образом, роль ансамблевой игры очень велика при обучении игре на фортепиано. Она учит многому: ритму, сознательному отношению к изучаемому предмету, да и вообще к любому выполняемому делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.
5. Аккомпаниаторство и концертмейстерство – особый вид ансамблевого исполнения.
Говоря об ансамблевой игре, нельзя не остановиться особо на таком виде деятельности, как аккомпаниаторство, концертмейстерство. Вообще любой вид творческой деятельности, включая и аккомпаниаторство, осуществляется в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. А именно: владению основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знания произведений различных стилей и композиторов, сформированность навыков и умения аккомпанирования, а так же эмоциональность и волевые качества.
Название музыкальной дисциплины «Концертмейстерский класс» - указывает на то, что в процессе аккомпаниаторской деятельности уделяется равное внимание как на работу концертмейстера с вокалистами и инструменталистами, так и исполнительскому творчеству аккомпаниатора.
6. Этапы работы над произведением.
Рабочий процесс в творческой деятельности концертмейстера делится на четыре этапа.
Первый этап – работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, подбор удобной аппликатуры и так далее.
Третий этап – работа с солистом. Она предполагает хорошее, безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к солисту. Важнейшую роль играет быстрая реакция включения и умения слушать партнера при совместном музицировании.
Четвертый этап – рабочее репетиционное исполнение произведения целиком, а именно, создание музыкально- исполнительского образа.
Концертное исполнение – итог и кульминационный момент проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель - совместно с солистом раскрыть художественный замысел произведения.
Навыки аккомпаниаторства необходимо закладывать уже при работе с малышами, причем, независимо от способностей детей. Например, любую песенку можно исполнить в трех вариантах. Первый раз играть и петь, второй – играть без пения и третий – играть только один аккомпанемент. Основная цель при таком исполнении научиться слушать себя и слышать аккомпанемент.
Аккомпанемент является одним из важнейших видов деятельности музыканта – исполнителя. В словаре В.И.Даля аккомпанемент трактуется, как «вторенье, подголосок, сопровождение, подыгрывание».
В середине двадцатого века аккомпанемент приобретает более четкую формулировку и означает музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту и углубляющее художественное содержание произведения.
7. Виды аккомпанемента.
Существует девять типов аккомпанемента:
- Гармоническая поддержка
- Чередование баса и аккорда
- Гармонические фигурации
- Аккордовая пульсация
- Аккомпанемент смешанного типа
- Аккомпанемент, дублирующий сольную партию
- Аккомпанемент, содержащий небольшие отклонения от сольной партии
- Аккомпанемент, включающий отдельные звуки вокальной партии
- Мелодия сольной партии не входит в аккомпанемент.
8. Заключение
Эстетическое восприятие способствует формированию у концертмнйстера высокого художественного вкуса. Чем более эстетически развит концертмейстер, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее, интереснее развертывается его творческая деятельность, включающая в себя владение инструментом, чтение нотного текста с листа, умение транспонировать, подбирать по слуху. Так как он является и пианистом, и аккомпаниатором, и исполнителем.
9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Г.Дарваш «Книга о музыке».
- Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста».
- А Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
- А.Готлиб «Основы ансамблевой техники».
- Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...