Фонетическая ритмика как здоровьесберегающая технология в логопедической практике
методическая разработка

Новолодская Наталья Андреевна

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) под музыку или определенный ритмический рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika_na_mo.docx987.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на МО

«Фонетическая ритмика как здоровьесберегающая технология

в логопедической практике»

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) под музыку или определенный ритмический рисунок.

Стоит сказать, что фонетика (от греческого «звук»), это те звуки речи, которые мы произносим (сами звуки, слоги, слова). В отличие от фонематики, это то, как мы слышим и анализируем звуки речи.

Фонетическая ритмика впервые была создана для детей с нарушениями слуха в 1950 году лингвистом Петером Губериным в Загребе. В России впервые представили этот метод в 1983 году Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова. Было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В наше время элементы фонетической ритмики широко используются логопедами в работе с неговорящими детьми, при различных речевых нарушениях, дизартрии, ЗПР, аутизме, умственной отсталости, и даже с детьми с нормальным речевым развитием.  

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Рекомендации по проведению занятий:

  1. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
  2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.
  3. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз. На начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор делается на движение, а не на речь!
  4. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным.
  5. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

                Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
  • развитие общей моторики.

Начинать работу нужно с выработки правильного дыхания. Наиболее здоровый и приемлемый тип дыхания для речи это диафрагмальный нижне-рёберный (есть ещё и верхне-рёберный).

Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперёд (при вдохе) и вдавливаться, заставляя легкие выбрасывать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься.

Сначала упражнения на дыхание выполняются лёжа, в расслабленном состоянии, затем сидя, и только потом стоя. Вдох – носом, выдох – ртом.

И только потом можно переходить к упражнениям со звуками.


Гласные звуки

Описание движений на гласные звуки.

[А]

Вариант 1

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а...], они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Вариант 2

По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). По команде «Встали и обрадовались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный (а-а-а...).  

При знакомстве со звуком [а], давая команду «Спрятались!», можно сказать детям, что они похожи на грибочки, спрятавшиеся под листочками от грибников, что они могут засыпать как мышата в норках, а просыпаясь, радостно приветствовать солнышко и т.д.

[О]

Вариант 1

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о...], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Вариант 2

По команде «Спрятались!» дети принимают исходное положение (см. звук [а]). По команде «Встали и удивились!» они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный [о-о-о...], одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо. над головой. На звук [о] обыгрываются различные ситуации удивления. Дети удивляются то летящему по небу слону или крокодилу, то курице, у которой выросли большие уши, то еще какой-нибудь небывальщине. При этом чем необычней и смешней ситуация, тем больше интерес детей к игре и тем ярче эмоции.

[У]

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у...], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Произнося звук [у], дети «пугают» то Бабу Ягу, то Кощея Бессмертного, то Змея Горыныча и т.д.

Интонация угрозы.

[Э]

И.п.: руки опущены. Произнося гласный [э-э-э...], дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.        

Интонация укора. Звук [э] — растаявшее мороженое, а такая ситуация всегда сопровождается разочарованием и обидой.

[И]

Вариант 1

И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный [и-и-и...], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Звук [и] — растущие к солнышку колоски; натянутые струнки

Интонация удивления и радости.

Вариант 2

По команде «Спрятались!» дети принимают исходное положение (см. звук [а]). По команде «Встали и тянемся, как струнки!» радостно с улыбкой поднимают руки высоко над головой (пальцы сжаты в кулачок, указательный направлен вверх), И, стоя на носочках, тянутся вверх. Одновременно произносят гласный [и-и-и...).

[Ы]

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный [ы-ы-ы...], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»). Звук [ы] растягивание пружины или тренировка силачей.

Звук [ы] произносится сердито.

Рекомендации по выполнению упражнений

Занятия проводят в игровой форме. Для каждого звука создается своя игровая ситуация.

Например, при знакомстве со звуком [а], давая команду «Спрятались!», можно сказать детям, что они похожи на грибочки, спрятавшиеся под листочками от грибников, что они могут засыпать как мышата в норках, а просыпаясь, радостно приветствовать солнышко и т.д.

Произнося звук [у], дети «пугают» то Бабу Ягу, то Кощея Бессмертного, то Змея Горыныча и т.д.

На звук [о] обыгрываются различные ситуации удивления. Дети удивляются то летящему по небу слону или крокодилу, то курице, у которой выросли большие уши, то еще какой-нибудь небывальщине. При этом чем необычней и смешней ситуация, тем больше интерес детей к игре и тем ярче эмоции.

Звук [э] — растаявшее мороженое, а такая ситуация всегда сопровождается разочарованием и обидой.

Звук [ы] растягивание пружины или тренировка силачей.

Звук [и] — растущие к солнышку колоски; натянутые струнки.

Фантазия подскажет вам и другое сюжеты для игровых ситуаций.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
НА ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Тихо — громко

Упражнение направлено на формирование умения изменять силу голоса.

Детям предлагают в сопровождении движений произнести один и тот же звук с изменением силы голоса от тихого звучания до громкого.

Дети медленно разводят руки в стороны и одновременно произносят гласный [а-а-а...]. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голоса по мере разведения рук. Максимальное разведение рук в стороны соответствует самому громкому звучанию [а- а-а]. Звук произносится на одном выдохе.

Варианты игры: «Беззвучная артикуляция шепот — тихо громко», «Тихо — громко — тихо», «Громко тихо», «Громко — тихо — шепот беззвучная артикуляция», «Громко — тихо — громко».

Высоко — низко, или Три медведя

Упражнение направлено на формирование умения изменять высоту голоса.

Детям предлагают в сопровождении движений произнести звук с изменением высоты голоса: от высокого звучания до низкого.

Педагог рассказывает малышам, что в гости к медведям прилетели их соседи — лесные пчелы и принесли в подарок целый бочонок меда. Воспитатель предлагает детям показать, как обрадовались медвежонок, его мама-медведица и папа-медведь такому вкусному подарку.

Произнесение гласного а-а-а... высоким голосом (медвежонок).

Дети поднимают руки вверх и в стороны, имитируя походку медвежонка.

Произнесение гласного [а-а-а...] средним по высоте голосом (медведица).

Дети опускают руки до уровня груди, имитируя походку медведицы.

Произнесение гласного [а-а-а...] низким голосом (медведь).

Дети опускают руки вниз и в стороны, имитируя походку медведя.

Кто дольше?

Упражнение направлено на нормализацию речевого дыхания, выработку длительного речевого выдоха и представляет собой игру-соревнование.

Соревнуются два ребенка, кто дольше сможет произнести на одном выдохе гласный звук. По команде дети делают глубокий вдох и одновременно на выдохе начинают произносить заданный звук. Выигрывает тот-, чей голос звучал дольше, не прерываясь. Если звучание прерывается вдохом, для добора дополнительного воздуха, данный участник считается проигравшим.

Запомни и повтори

Упражнение направлено на нормализацию речевого дыхания и связанную с ним слитность речи; на развитие слухового внимания и памяти; на формирование первичного навыка звукового анализа.

Детям предлагают в сопровождении движений воспроизвести по подражанию различные комбинации гласных звуков ([ау], [ауо], [ауоэ], [ауоэи]...).

Звуковые цепочки произносятся на одном выдохе, звуки плавно перетекают один в другой. Движения тоже плавно переходят одно в другое.

Глубокий вдох носом, на выдохе слитно и плавно произнести гласные [ayj. Движение на гласный [а] плавно переходит в движение на гласный [у]. Повторить упражнение, постепенно наращивая количество звуков (от двух до шести), которые произносятся на одном выдохе.

От детей требуется точное повторение образца с последующим звуковым анализом — определением количества и последовательности звуков.

Узнай и назови

Дети должны узнать гласный звук по беззвучной артикуляции и движениям. Для узнавания предлагаются отдельные звуки, сочетания звуков и звуковые цепочки, состоящие из разною количества гласных звуков.

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
НА СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

[M]

Вариант 1

Произнося звук [м-м-м...], дети мягким, плавным движением сверху вниз проводят ладонью то по правой, то по левой щеке («мычат», ощущая вибрацию щек).

Вариант 2

Произнося звук [м-м-м...], дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат»), затем слегка отводят их в сторону.

Проговаривание слогов с движениями

Ма-мо-му-мы

Движение на звук [mJ (вариант 2) плавно переходит в движение на гласный звук.

Ам-ом-ум-ым

Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук [м] (приложить пальцы к губам).

        

Кот кошка — котенок

Упражнение направлено на формирование умения изменять высоту голоса.

Педагог с детьми воспроизводят, как мяукает кот-папа, кошка - мама и котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и в сопровождении движения на звук [м] (вариант 1).

Речевое упражнение сначала выполняют все вместе, потом индивидуально.

        

[Н]

Произнося звук [н-н-н...], дети подносят пальцы к носу, «ноют», ощущая вибрацию, и легким быстрым движением отводят пальцы в стороны.

Проговаривание слогов с движениями

На-но-ну-ны

Вариант 1

Движение на звук [н] плавно переходит в движение на гласный звук.

Вариант 2

         На звук [н] дети делают скользящее движение руками вдоль тела снизу вверх, которое плавно переходит в движение на гласный звук.

Ан-он-ун-ын

Движение на гласный звук плавно переходит в прикосновение указательных пальцев к крыльям носа

Произнесение коротких слов
с разной интонацией

На

Жест угощения: мягким движением дети приветливо вытягивают руки вперед ладошками вверх, как бы протягивая что- то. Интонация ласковая, нежная.

На!

Сердито, с раздражением резко вытягивают руку вперед ладонью вверх. Интонация сердитая.

Ну

Дети вытягивают руки вперед ладонями от себя, слегка отклоняются назад, как бы отстраняясь от чего-то, с оттенком брезгливости.

Нет

Указательным пальцем правой руки делают резкий отрицательный жест от левого плеча в правую сторону. Движение короткое.

[П]

Мыльные пузыри

И.п.: пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены. Произнося звук |п], дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри.

Движение быстрое, резкое, короткое.

Проговаривание слогов с движениями

Па-по-пу

Произнося слоги, дети одновременно резко разжимают кулачки и выбрасывают руки в стороны (па), вперед (пу), вверх (по). Движения быстрые, резкие.

Ап-оп-уп

Движение на гласный звук с легким пружинистым приседанием переходит в прыжок на месте (на звук (п). Руки на поясе.

Проговаривание слогов в разном темпе

Па-па-па

И.п.: развести руки в стороны. Ладони «смотрят» вниз. Проговаривание слогов начинается в медленном темпе, затем переходит на средний и быстрый. Сопровождается ритмичными резкими движениями ладоней сверху вниз (дети «шлепают ладошками по воде»).

Па-па-папа

Проговаривание начинается в нормальном темпе с постепенным переходом на быстрый.

Па

Па

Папа

Правую руку отводят в сторону.

Левую руку отводят в сторону.

Руки опускают вниз.

Вывод. Таким образом, фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует:

  • повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма;
  • улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей);
  • развитию мелкой моторики, улучшению координации;
  • развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения;
  • является одним из нетрадиционных и эффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений.

Литература.

  1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. — М.: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...

Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики"...

Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики"

Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики"...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в практике"

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях в практике начальной школы. Здоровье человека зависит :на 50% - от образа жизнина 25% - от состояния окружающей сре...

Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры и спорта в условиях реализации ФГОС»

1.Сужение понятия (преобладание физической составляющей)2.Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья3.Идеализация медицинской помощи4.«Забалтывание" проблемы здоровья...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания

Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...