Выступление на МО: "Важность непрерывного коррекционного логопедического обучения детей с интеллектуальными нарушениями"
материал

Егорова Екатерина Александровна

Актуальность проблемы

Современная образовательная система требует создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях роста числа случаев сложных нарушений развития особую значимость приобретает вопрос организации непрерывного коррекционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важность непрерывного коррекционного логопедического обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Актуальность проблемы

Современная образовательная система требует создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях роста числа случаев сложных нарушений развития особую значимость приобретает вопрос организации непрерывного коррекционного обучения.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т. е. страдает речь как целостная система. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Несформированной оказывается как импрессивная, так и экспрессивная речь. Практически у всех детей у учащихся начальных классов отмечаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;  нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой). Требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Расстройства речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Теоретические основы

Непрерывность коррекционного процесса обусловлена следующими факторами:

  • Системность нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями
  • Сложность и стойкость речевых расстройств
  • Необходимость комплексного воздействия
  • Важность закрепления полученных навыков

Основные направления работы

Коррекционная работа включает следующие аспекты:

  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • Обогащение словарного запаса
  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Коррекция нарушений чтения и письма

Практическая значимость

Непрерывное обучение обеспечивает:

  • Постепенное преодоление речевых нарушений
  • Формирование устойчивых навыков
  • Развитие коммуникативных способностей
  • Улучшение познавательной деятельности
  • Лучшую социальную адаптацию

Организация процесса

Эффективная коррекционная работа предполагает:

  • Систематичность занятий
  • Индивидуальный подход
  • Комплексное взаимодействие специалистов
  • Работу с родителями
  • Использование современных технологий

Результаты коррекционного обучения

Положительные эффекты проявляются в:

  • Улучшении речевых навыков
  • Развитии познавательных процессов
  • Формировании коммуникативных умений
  • Повышении социальной адаптации
  • Улучшении качества жизни ребенка

Заключение

Непрерывное коррекционное обучение является необходимым условием успешного развития детей с интеллектуальными нарушениями. Только систематическая, целенаправленная работа всех участников образовательного процесса может обеспечить максимальную коррекцию имеющихся нарушений и помочь ребенку в его дальнейшем развитии и социализации.

В заключение хочу подчеркнуть, что успех коррекционной работы зависит от слаженности действий всего педагогического коллектива, активного участия родителей и своевременного выявления проблем в развитии ребенка. Только при соблюдении этих условий возможно достижение максимально возможных результатов в коррекционном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»

Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совер...

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...