Реализация индивидуальных образовательных возможностей обучающихся в условиях внеурочной деятельности.
статья

Пуговкина Наталья Анатольевна

          Иностранные языки всегда играли важную роль в жизни человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. В нашей гимназии учащиеся имеют возможность изучать несколько иностранных языков, но в любом случае, будь то первый иностранный язык, либо второй, третий, задача учителя - замотивировать учащегося на самостоятельную, дополнительную деятельность. Изучение иностранного языка  требует большой затраты времени. Как мотивировать учащихся, какие методы подобрать, чтобы каждый мог почувствовать свою индивидуальность, получить радость от своего собственного успеха?

          Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально - наполненная среда увлечённых детей и заинтересованных педагогов. В этой среде осуществляется индивидуальный подход в подготовке будущих успешных граждан страны в различных областях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация индивидуальных образовательных возможностей обучающихся в условиях внеурочной деятельности.

Пуговкина Наталья Анатольевна

Учитель немецкого языка высшей категории

МБУ "Гимназия №38" г.о. Тольятти

Каждый ребёнок талантлив по – своему,

только нужно разглядеть его, помочь ему

проявиться, найти свой путь, поверить в себя.

В.А.Сухомлинский

Иностранные языки всегда играли важную роль в жизни человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. В нашей гимназии учащиеся имеют возможность изучать несколько иностранных языков, но в любом случае, будь то первый иностранный язык, либо второй, третий, задача учителя - замотивировать учащегося на самостоятельную, дополнительную деятельность. Изучение иностранного языка  требует большой затраты времени. Как мотивировать учащихся, какие методы подобрать, чтобы каждый мог почувствовать свою индивидуальность, получить радость от своего собственного успеха?

Немецкий язык в нашей гимназии преподаётся в качестве второго иностранного. На протяжении всей своей трудовой деятельности я неустанно ищу способы и методы, которые помогут раскрыть потенциал каждого ребёнка через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность - система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно - образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.  Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности,  точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.

Внеурочная деятельность ориентирована  на развитие личности ребёнка. Предположим, что ученик не успешен в учебном процессе в школе, в таком случае, задача учителя раскрыть его способности во внеурочной деятельности. Успех, прежде всего, связан с эмоциональным подъёмом, который испытывает человек в результате выполненной работы.

Ученики, участвующие в выполнении заданий во внеурочной деятельности, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально показывает значимость изучения предмета.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально - наполненная среда увлечённых детей и заинтересованных педагогов. В этой среде осуществляется индивидуальный подход в подготовке будущих успешных граждан страны в различных областях. Каждый ребёнок также должен иметь право на ошибку. А учитель должен помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым, снимая тревогу и неуверенность перед обучением.

Участие детей в творческих проектах позволяет каждому ребёнку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, добиться успеха и на этом основе повысить свою самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. В нашей гимназии существует замечательная традиция награждать учащихся за их достижения в торжественной обстановке, а фотографии размещать на сайте.

Особая атмосфера на занятиях, когда педагог и ученик чувствуют себя комфортно,  приближает ситуацию успеха. Я стараюсь выбирать для учащихся проекты, которые требуют разносторонних умений и способностей, для привлечения большего количества детей. Большой отклик у ребят оставили следующие проекты внеурочной деятельности:

  • «Международный  конкурс видеороликов»
  • «Рюкзак с книгами»
  • «Стань чемпионом с немецким»
  • «Фестиваль Немецкое подворье»
  • Международные конференции
  • Городской Фестиваль немецкой песни «Синяя птица»
  • «Tolles Diktat»
  • «Лингвотурнир»
  • «Немецкий в чемодане»
  • «Детский немецкий университет» и др.

В качестве примера хотелось бы рассказать об  участии наших школьников в Международном проекте «Стань чемпионом с немецким!», инициированным немецким культурным центром  им. Гёте (Гёте-Институт) в преддверии  чемпионата мира по футболу, финальная часть которого проходила в России, в частности в Самаре.

Основной целью проекта являлось развитие познавательно активности учащихся в рамках реализации программ внеурочной деятельности, повышение мотивации к изучению немецкого языка, формирование позитивного отношения к здоровому и активному образу жизни, воспитание толерантности и патриотизма, повышение роли пердметно - языкового образования.

Ход проекта был следующим:

  1. В течение учебного года проводились межшкольные турниры в двух дисциплинах «Немецкий язык» и «Мини-футбол».
  2. Школьная команда участвовала в чемпионате «Кубок Гёте».
  3. Учителя  немецкого языка и физической культуры повысили свою квалификацию и получили сертификаты.
  4. В рамках проекта «Стань чемпионом с немецким!» на базе гимназии прошла Международная выставка плакатов, посвящённая истории футбола в Германии.
  5. Все участники получили сертификаты, грамоты  и призы от Гёте - института.

Проект охватил более 400 учащихся, родителей и учителей из разных школ города Тольятти. К работе фотовыставки были привлечены также учащиеся нашей гимназии, которые проводили экскурсии и занятия вместе с ассистентом Гёте-центра для всех желающих. В рамках проекта школьники познакомились со страноведческой информацией о футболе немецкоязычных стран и России, были вовлечены в выполнение творческих заданий на немецком языке, совершенствовали навыки  проектной деятельности, зарядились эмоциями от игры в футбол, получили бесценный опыт общения с участниками других команд и радость от признания их результатов.

Каждый участник проекта смог выбрать для себя ту роль, которая была ему интересна, приносила эмоциональный подъём, чувство гордости за проделанную им работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Программа региональной инновационной площадки «Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»

Разработка механизмов и инструментов реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся  по предметам естественнонаучного цикла....

Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...

Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"

Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...

Карта для мониторинга реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ

-Личные данные,-рекомендации ПМПК,-мониторинг 0-9 классы,-психологическое развитие,-личностные результаты,-БУД,-предметы учебного плана...