Миссия педагога в системе НПО и СПО
статья по теме

Горская Людмила Леонидовна

В своей статье я рассматриваю миссию, то есть предназначение, педагога в современном мире и основная его цель -  выпускники, нашедшие свое место в жизни. Хочется верить, что именно мои уроки, мое общение с ребятами внесли свой вклад в их самоопределение, в моральный выбор  каждого из них по жизни, помогли им найти себя. А еще мечтаю, чтобы роль учителя в обществе была неизменно высока, а авторитет – непоколебим, и чтобы была не только ответственность, но и почет и уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл missiya.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Горской Л.Л. на круглом столе преподавателей ОД

« Миссия педагога в системе НПО и СПО».

Свое выступление мне хотелось бы начать с цитаты, которая, на мой взгляд, прекрасно раскрывает заявленную тему о миссии педагога в системе профтехобразования на сегодня: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» ( Л.Н. Толстой).

В стремительно развивающемся обществе наша  профессия  становится все менее почетной и уважаемой и все более ответственной, но неизменной остается роль педагога, не только как человека, передающего знания, но и как наставника помогающего найти себя в жизни. Мы сегодня создаем будущее страны, и от нашего труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

В руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век. Смогу ли я научить своих учеников верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни и потоками льется с телеэкранов и радиоэфира, со страниц желтой прессы и глянцевых журналов, разбираться, к чему на самом деле призывают новые лидеры различных партий и движений, мечтающие заработать себе очки за счет их доверчивости или незнании элементарных вещей? Мне кажется, что это самая главная миссия учителя XXI века. Тем более, что современное образование много требует от педагога: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Что самое главное для меня как преподавателя? Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше – тогда ученику будет со мной интересно. Причем истинный интерес к учению возникает не только от увлекательности моих рассказов, интересных речевых оборотов, но и  зависит от результата совместной деятельности с самими учениками.
Высшее профильное образование и высокий уровень владения преподаваемой дисциплиной – это само собой разумеющиеся вещи для преподавателя. Но немаловажно  и умение общаться с учащимися, выявляя в каждом личность, способную реализоваться в социуме. Для достижения этой цели образовательный процесс должен быть направлен на действие, так как знания бессмысленны без практического применения. Как сказал Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Знания нужны, но только через действие формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал. Учить детей учиться – вот  важнейшая задача педагога, поставленная во главу угла новых образовательных стандартов третьего поколения. Главное для меня – увлечь и «заразить» ребят, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы. Поэтому современное образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие компетенции, необходимые ему в дальнейшей социализации, успешном освоении профессии и дальнейшей самореализации во взрослой жизни.

Во-вторых, истинный педагог должен уметь прощать и понимать, но это не значит дозволять все. Внешне можно и нужно быть строгим, но в глубине души надо прощать все, даже самому «хулиганистому» ученику, и я уверена, что все мы к этой мысли приходим, и вот почему: современному педагогу интересно формирование души ребенка, каждому  из них от рождения даны те или иные обстоятельства жизни: родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию, лидерству и т.д. Но наша с вами миссия еще сложнее, так как к нам приходят чаще всего уже сформировавшиеся личности, и часто с негативным опытом познания окружающего мира, и лишь  познав сущность такого ученика, его душевное состояние, почувствовав его готовность идти на контакт, изучив его возможности и наметив его индивидуальную траекторию обучения и воспитания, мы  имеем право на выполнение своей миссии до конца – вооружить  необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему для  самореализации  и самосознания.
В-третьих, уметь беречь  учеников  от грубости, злобы, равнодушия, безразличия ко всему, что происходит вокруг, и в этом я вижу нашу миссию как пропагандистов активной гражданской и патриотической  позиции и здорового образа жизни,умеющих различными педагогическими методами и, главное, личным примером, показать учащимся настоящие ценности и идеалы.

 В-четвертых, считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Увлеченный педагог – это демиург, творец,  который получает удовольствие от своего дела и для которого высшая награда – горящие глаза его учеников, жаждущие продолжения.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, вполне можно нарисовать идеальный портрет современного  педагога : это тот,  для которого учительство и наставничество  – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…

Я опускаю в своих рассуждениях и размышлениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе управление образования города, а также гражданское общество. Современный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией педагога. Именно он  пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него собеседника.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет лучшим шеф-поваром в дорогом ресторане, кто-то владельцем  сети автосервисов,  кто-то будет отличным отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым и отзывчивым человеком. Хочу, чтобы наши выпускники нашли свое место в жизни. Буду счастлива и рада, если именно мои уроки, мое общение с ребятами внесли свой вклад в их самоопределение, в моральный выбор  каждого из них по жизни, помогли им найти себя. А еще мечтаю, чтобы роль учителя в обществе была неизменно высока, а авторитет – непоколебим, и чтобы была не только ответственность, но и почет и уважение.