СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
опыты и эксперименты по теме

Кудымова Елена Сергеевна

 

В настоящее время образовательные учреждения столкнулись со «стихийной интеграцией», она является вынужденной и формальной формой «включения».

 В школу попадают дети с самыми различными патологиями, не подготовленные к школе в речевом развитии и психологически не готовые к общению со  сверстниками. Как работать с таким ребенком, особенно с тяжелыми сочетанными нарушениями,  рассматривается в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kudymova_1.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С.Кудымова,

МАОУ "СОШ №46" п.Привокзальный Верхотурского района Свердловской области

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

Выражая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей  с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования[1].

Положение детей с ограниченными возможностями здоровья – это болевая точка современного российского общества. В последние годы их положение стало открыто обсуждаться, их проблемы стали достоянием общественности, а не только специалистов и родителей.

  Демократизация всех сторон жизни общества, Закон  «Об образовании» дает право выбора образовательного учреждения родителям и детям, поиск оптимальных условий организации и  реабилитации детей с ОВЗ. Оказание ранней помощи позволяет родителям  выбирать для своего ребенка массовый детский сад или школу рядом с домом.

В настоящее время образовательные учреждения столкнулись со «стихийной интеграцией», она является вынужденной и формальной формой «включения» [3].

 В школу попадают дети с самыми различными патологиями, не подготовленные к школе в речевом развитии и психологически не готовые к общению со  сверстниками.

Так, в МОУ "СОШ №46" п.Привокзальный Верхотурского района Свердловской области  была зачислена девочка, имеющая диагноз: ДЦП, двойной атетоз (по гиперкинетическому типу) тяжелой степени за счет двигательных нарушений, нейросенсорная тугоухость III – IV степени (КСВП: порог восприятия звука – 90-95 ДБ), атрофия зрительного нерва I степени.

  Возникла проблема  организации учебного  процесса, создании  единой системы интегрированного воспитания и обучения данного ребенка  с нарушением слуха в общеобразовательной школе, при отсутствии специалистов.

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.

Время начала образования - потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.

Содержание образования - потребность во введении специальных разделов в обучении, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка.

Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использование специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка.

В особой организации обучения – потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды.

В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов [2].

Рабочая программа

Цель: создание оптимальных условий для выявления, адаптации и реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Задачи:

- провести раннюю психолого-педагогическую диагностику ребенка;    

-обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в процессе его воспитания и обучения;

- оказывать индивидуальную коррекционную помощь ребенку, проводить консультирование  родителей и   других участников образовательного процесса;

- оказывать методическую поддержку специалистам и педагогам ОУ;

- социализировать ребенка.

Структура программы

1. Пояснительная записка о ребенке. Содержит подробные сведения о развитии ребенка в дошкольный период, рекомендации по проведению занятий.

2. Пояснительная записка к программе дошкольного обучения глухих детей.

3.Пояснительные записки к каждому предмету программы дошкольного обучения глухих детей, где  учитываются  индивидуальные особенности обучаемого ребенка.

4. Краткое описание всех проводимых занятий, дидактических игр с распределением их по школьным предметам.

5. Сетка занятий. Показано примерное распределение занятий с учетом рекомендаций в течение недели.

6. Учебные достижения ребенка и планируемые результаты на предстоящий учебный год.

Цель реализации программы: в результате апробации модели комплексного, системного сопровождения ребенка с нарушением слуха, должны быть созданы условия для адаптации и социализации данного ребенка в обществе слышащих людей.

О ребенке

(пояснительная записка)

Девочка родилась 17 августа 1998 года (кесарево сечение) в г. Краснотурьинск. В первые сутки появились признаки гемолитической болезни новорожденных (резус-конфликт с матерью). 18 августа 1998 года было проведено заменное переливание крови. 19 августа девочка переведена в РАО ОДБ №2 г.Краснотурьинск, а 1 сентября сан. авиацией  доставлена в отделение хирургии новорожденных ОДБ №1 г. Екатеринбург.

В апреле 1999 года А. была установлена категория «ребенок-инвалид».

С одного года девочка наблюдается и лечится  в ОДБВЛ «Особый ребенок». Успехи: начала переворачиваться на живот в 1год 3мес., ползать по-пластунски в 2 года, садиться на корточки (из положения лежа на животе) в 3,5 года, стоять у опоры – в 5,5 лет, сидеть на краю дивана, на стуле – в 6,5 лет.

В настоящий момент девочка имеет диагноз: ДЦП, двойной атетоз (по гиперкинетическому типу) тяжелой степени (за счет двигательных нарушений), нейросенсорная тугоухость III – IV степени (КСВП: порог восприятия звука – 90-95 ДБ), атрофия зрительного нерва  I  степени.

А. самостоятельно не ходит, себя не обслуживает, не слышит, не говорит. У нее более сильно поражена правая сторона тела, поэтому девочка более активно пытается пользоваться левой рукой. За счет сильных гиперкинезов затруднено обучение за столом, она может в любой момент без дополнительной фиксации взрослым упасть со стульчика, табуретки.

По характеру девочка настойчивая, любознательная, требовательная, всегда добивается того, чего хочет. В последнее время стала более эмоциональной, с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми. Не плакса. Ребенок очень подвижный, неусидчивый. Дошкольное образовательное учреждение не посещала.

Заключение областной ОПМПК  при ОДБВЛ «Особый ребенок»: обучение по программе VI вида, рекомендовано обследование ПМПК для детей с нарушением слуха.

По заключению ВКК СОГУЗ «Верхотурская ЦРБ» она должна обучаться на дому.

Обучение А. ведется по общеобразовательной программе, адаптированной к возможностям девочки, так как в школе, как и в любой другой школе района, нет коррекционного класса и подготовленного специалиста для обучения ребенка с данными патологиями.  

Педагогическое сопровождение обучения девочки осуществляется сурдопедагогом социально-психолого-медико-педагогического центра «Ресурс» г.Екатеринбург Масленниковой Галиной Александровной. Консультирование и обучение педагога школы проводится один раз в два месяца.

При первой встрече с Масленниковой Г.А., сурдопедагог была ознакомлена с возможностями девочки. Рекомендовано:

1. Обучение по программе специальных дошкольных учреждений (для глухих детей), начиная с первого года обучения. Авторы программы: Носкова ЛП, Головчиц ЛА, Шматко НД и др.

2. Так как обучение девочки затруднено из-за ее неусидчивости, сложности с концентрацией внимания, быстрой утомляемостью, занятия проводить не полными уроками, а отдельными играми в течение всего дня с частой переменой видов деятельности. Большинство занятий проводится сидя на полу, часть – за столом, с дополнительным контролем равновесия ребенка взрослым.

3. При явном недомогании А., ее усталости, возможна замена трудных для девочки игр более легкими.

4. Особое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики рук, без которой невозможно дактилирование слов. Для компенсации письменных занятий вводится занятие по ознакомлению с компьютером.

5. При недостаточном усвоении ребенком предложенной темы занятия могут дублироваться в следующем месяце до полного усвоения программного материала. Поэтому планирование учебных занятий осуществляется ежемесячно, с учетом индивидуальных достижений ребенка по каждому предмету.

Учебные  достижения

За время обучения девочки в 1 классе удалось добиться следующих результатов: А. стала более усидчивой, у нее появился интерес к занятиям.

Девочка научилась слухо-зрительно воспринимать слова и ассоциировать их с предметами, читать с губ изученные слова.

Девочка изучила буквы А,О, У, М, П, Б, Т (чтение с губ и их дактильное изображение), но самостоятельное дактильное воспроизведение отдельных букв не удается из-за плохо развитой моторики пальцев рук. Она с удовольствием составляет слоги из знакомых букв.

А. с удовольствием изучает математику: быстро научилась классифицировать предметы по цвету, размеру, по геометрической форме и т.д. Научилась считать до 5 (с показыванием пальчиков), показывает карточку с различным количеством предметов и цифру. Последнее время пытались проводить счетные операции на сложение в пределах пяти, но результат не всегда был верным.

Девочка с удовольствием занимается конструированием, повторяет предложенное, собирает паззлы из 5-8 частей (по образцу).

А. изучила следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Одежда и обувь», «Моя семья», «Игрушки», «Животные», «Части тела» и др., по 3-5 слов из каждой темы (глобальное чтение).

А. с удовольствием слушает музыку (вибрацию), но с трудом переносит занятия по вызыванию голосовых проявлений, быстро утомляется на занятиях ритмикой из-за отсутствия координации движений.

На занятиях по физической культуре особое внимание уделялось формированию правильной осанки, ловкости, меткости. Девочка с удовольствием выполняет предложенные задания.

На уроках художественного труда и ИЗО А. ознакомилась со свойствами пластилина и клея, училась работать кисточкой, красками, ножницами, бумагой. Однако работа значительно затруднена из-за двигательных нарушений.

На втором году обучения все полученные девочкой навыки закреплялись и углублялись, были введены новые темы «Времена года», «Цвета», «Музыкальные инструменты и др.; были изучены буквы И, Я, Б, Н. Уделялось большое внимание чтению, дактилированию слогов из изученных букв. Все предложенное А. быстро запоминает и с удовольствием выполняет.

Занятия же по математике (счетные операции на сложение)  даются девочке с трудом.

На третьем году обучения особое внимание было уделено развитию речи (расширено количество слов в изученных темах), математике (счетные операции на сложение) и русскому языку.

Большое количество времени было отведено творчеству ребенка: созданию игрушек в технике папье-маше, рисованию, что позволяет развивать мелкую моторику.

А. стала более усидчивой, хотя по-прежнему легко отвлекается, поэтому длительность занятий была несколько увеличена за счет уменьшения количества дидактических игр.

В дальнейшем  все полученные девочкой знания будут закрепляться, расширяться и углубляться.

Педагогические рекомендации исходят из реальных возможностей ребенка, которые ориентированы не только на актуальный уровень его развития, но и на перспективу, на то, что глухой ребенок может достичь с помощью мудрого, доброго и всезнающего наставника, т.е., по словам Л.С.Выготского, на «зону ближайшего развития».

 

Литература

  1. Дорофеева И.И. «Об интеграции детей с нарушениями слуха». Дефектология. №1, 2003г.
  2. Малафеев Н.Н. «Ранняя помощь-приоритет современной коррекционной педагогики». Дефектология. №4, 2003г.
  3. Шаповал И.А. «Специальная психология». М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...

Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями ...

Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...

Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников с особыми образовательными потребностями....