«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».
материал на тему

Иванова Наталья Евгеньевна

Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В настоящее время в России складывается модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не спонтанно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_psih-pedagog_soprovozhdeniya_detety_s_ovz.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В настоящее время в России складывается модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не спонтанно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Включение  детей с особыми образовательными потребностями в среду общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации процесса обучения. И  подразумевает не только создание технических условий для безбарьерного доступа детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения, но обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, предусматривающая создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии.  Необходимо обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких учащихся на протяжении всего периода обучения в общеобразовательном заведении.  Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это  комплексная система психолого-педагогической  помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих сообща.

           Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях, главное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

          Согласно  Закону об образовании, ребёнок и его родители могут самостоятельно выбирать форму образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы.

        На основании базисного учебного плана составляется индивидуальный учебный план инклюзивного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей с ОВЗ. Часть предметов изучается индивидуально с педагогом, часть при посещении обычных уроков. Часть предметов изучается дистанционно.   

        Инклюзивное образование - это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

         Процесс сопровождения детей с ОВЗ осуществляется службой сопровождения  - это объединение специалистов разного профиля в единую команду, объединяющую учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского комитета и администрации школы

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:

  1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. дети с нарушением речи (логопаты);
  4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. дети с умственной отсталостью;
  6. дети с задержкой психического развития;
  7. дети с нарушением поведения и общения;
  8. дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;
  9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). 

        Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей особыми образовательными потребностями:

Спецшколы и интернаты  – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ  – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей с ОВЗ. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение  – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.

         При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе.

         Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года. Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...