Персонализация как инструмент развития личности школьника при обучении русскому языку и литературе.
статья на тему

Кезина Елена Витальевна

Обобщение опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Персонализация как инструмент развития личности школьника при обучении русскому языку и литературе.

        Вот уже 27 лет я стою у доски, проверяю тетради, готовлюсь к урокам. Перед каждым новым классом волнуюсь, смогу ли найти общий язык, смогу ли сделать учеников единомышленниками? Заполняя анкету на сайте работников образования, я указала свой девиз: «Жить, чтобы делать жизнь добрее». Я считаю, это главная задача педагога. Учитель не может быть успокоенным, поэтому мои любимые слова: «И вечный бой!.. Покой нам только снится…» Они принадлежат Блоку. Моя жизнь учителя – это постоянный бой, бой с ленью, трусостью, неорганизованностью, безответственностью, разболтанностью. Я должна научить ребят встречать вызовы жизни смело, не бояться трудностей, с улыбкой решать все проблемы и получать от этого удовольствие. Я работаю не для того, чтобы научить детей правильно писать, а для того, чтобы они, став взрослыми, сами смогли бы стать грамотными. Для меня важно, чтобы в школе ребята понимали, что их жизнь, настроение, результаты зависят не от каких-то им неведомых причин, а от их отношения к жизни. Поэтому для меня важнее желание ребёнка решить проблемы, возникшие у него при выполнении задания, а не само выполненное задание, желание преодолеть появившиеся трудности, а не оправдание, почему не получилось сделать то или иное задание. Научить радоваться жизни, всему, что нас окружает – тоже важная задача учителя.

        

Поэтому миссия учителя -  воспитать настоящего человека, достойного гражданина своей родины, научить ребёнка двигаться по жизни, применяя на практике знания, полученные от нас, сделать мир чуточку добрее и убедить ребёнка в том, что мир прекрасен, показать маленькому человеку, как можно быть счастливым.

Таким образом, главным принципом в моей учительской практике стала персонализация как одна из составляющих частей личностно-ориентированного обучения.

В научной литературе можно найти несколько определений персонализации. Вот несколько из них, на которые я опираюсь в своей работе и которые считаю наиболее приемлемыми в учебно-воспитательном процессе.

Персонализация – это:

1)процесс проявления индивида как личности в результатах своей деятельности, разнообразное

проявление ее индивидуальности.

2) стремление индивида духовно, нравственно воздействовать на других людей, прививать им при помощи той или иной своей привлекательности свое мировосприятие, мировоззрение, быть для них авторитетом, значимым другим. Персонализация как стремление, желание может иметь положительную и отрицательную направленность и соответствующие результаты.

Любая знаменитая личность прошлого или настоящего являет собой пример персонализации.

3) создание в процессе воспитания и обучения специальных условий, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей. Это возможно посредством привнесения в педагогический процесс личного опыта, убеждений, воли, отношений, творчества, способных оказать воздействие на взгляды, мысли, чувства и поступки других участников этого педпроцесса. Персонализация воспитания и обучения – это не просто определение ролевых позиций каждого учащегося, а личное присутствие «живого человека» с его страстями, желаниями, переживаниями, способными корректировать, обогащать, изменять чувства, сознание, поступки других людей. Через персонализацию возникают социально значимые деяния, взаимообучение, в той или иной степени преобразование жизни каждого учащегося. Ученик при этом становится субъектом познания, а весь процесс воспитания и обучения превращается в личностно ориентированный. Персонализация личности при этом определяется степенью влияния на своих друзей-учащихся.

        Из этих определений становится понятно, что каждый из нас так или иначе оказывает воздействие на тех, кто находится рядом, любое соприкосновение с личностью, в том числе и виртуальное, оставляет след в другой личности. Следовательно, задача педагога – сделать этот процесс направленным на формирование определённых умений и навыков, ключевых компетентностей.

        Покажу, как я делаю это на практике. Каждый из учеников – это личность со своим характером, своими особенностями. Поэтому невозможно добиться успеха, если не создавать условия, учитывающие особенности каждого ученика. Знакомясь с новыми учениками, я всегда стараюсь понять, что им больше нравится, чем они занимаются, кроме учебы, какие формы работы являются предпочтительными для них. Затем предлагаю разные варианты сотрудничества. Для одних учеников оптимальным может стать посещение консультаций по предметам, а для других погружение в предмет. Я предлагаю ребятам и выполнение различных проектов, и участие в олимпиадах разного уровня, всячески поддерживаю их интерес к чтению, советую, чем они могли бы заняться. Например, когда 3 года назад я взяла 10 класс, 2 человека сразу заявили о своей заинтересованности в изучении литературы. Один из этих учеников очень много читает, любит размышлять над прочитанным, пробует сам писать стихи. Но раскрылся он только после того, как решил принять участие в конкурсе чтецов «Дети читают классику детям». В результате совместной работы Фёдор Сухин 2 года подряд был победителем этого конкурса, победителем и призёром других конкурсов чтецов. Другая ученица оказалась заинтересованной участием в олимпиадах и исследовательской работе. Результат – дважды призёр районного тура олимпиады по литературе, диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России».

        Успехи данных учеников, их вдумчивое отношение к предмету позволили мне начать работу над «Литературной гостиной», постоянными участниками которой стали не только ученики этого класса, но и других классов.

        Осознавая большое влияние того, что воспринимают ученики на уроках литературы, с чем они сталкиваются, выполняя домашние задания, на формирование их характеров, я считаю очень важным уделять внимание именно личности: личности писателя, героя литературного произведения. Не представляю себе, как можно изучать то или иное произведение, не знакомя детей с тем, кто это произведение написал. Поэтому вводные уроки перед изучением литературного материала стали для меня одним из инструментов персонализации. Мною разработаны уроки, посвящённые Маяковскому, Толстому, Тургеневу, Горькому и другим писателям. На этих уроках ученики знакомятся с самыми разнообразными материалами: узнают биографические данные, читают отрывки из дневников писателей, знакомятся с воспоминаниями современников. Часто материал для этих уроков ученики готовят сами, выполняя проектное задание. Такой подход позволяет непосредственно соприкоснуться с личностью писателя, увидеть за сухими цифрами и словами именно человека, сложного, порой противоречивого. Это не может не оставить след в душе другого человека. Нередко именно после этой работы ученики меняли своё мнение о писателе и начинали читать его произведения. Итогом работы на уроке по такой теме становились сочинения, сборники статей, написанных учениками.

        Особое внимание на уроках литературы при изучении произведений я отвожу именно работе над основными образами этого произведения. Вдумчивое чтение, анализ эпизодов, характеристика героев позволяют ученикам лучше понять авторский замысел, но в то же время сделать героя как бы зримым для себя. Здесь я использую самые разнообразные приёмы и методики. Например, метод проектов. Изучая поэму Гоголя «Мёртвые души», ученики делятся на группы и составляют досье на помещиков, изображённых в этом произведении. При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин», я вкратце знакомлю учеников с атмосферой того времени, а после даю задание для проекта «Альбом барышни 19 века». Конечно, выполняют такое задание девочки. Также хорошо работают методы развития критического мышления, например, метод «Шести шляп». Анализируя центральные образы комедии Грибоедова «Горе от ума», я даю возможность оценить ум Чацкого, Фамусова, Молчалина, Софьи с разных позиций. Такой подход позволяет увидеть сложность человеческих взаимоотношений, оценить разные варианты действий героев, сделать для себя какие-то выводы. Как правило, ученики всегда отмечают и положительные, и отрицательные моменты в одних и тех же поступках героев.

        Наиболее действенными методами развития личных качеств учеников я считаю метод проект и коллективные способы обучения. Именно в такой деятельности приходится сталкиваться ученикам друг с другом и приобретать ценный опыт и знания. Эти методы позволяют развить не только информационную компетентность, но прежде всего коммуникационные и регулятивные навыки, ведь ребятам для достижения результата необходимо договариваться друг с другом, уступать в чём-то или, наоборот, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, личность одного напрямую воздействует на личность другого. Планируя работу, я всегда предусматриваю различные виды и формы проектов. Проекты выполняют ученики и группой и индивидуально, работают над ними разное количество времени, в группы объединяются и по желанию, и по моему распределению. Например, шестиклассники готовят сборники стихотворений любимых поэтов о родине и родной природе, в 7 классе ученики работают над проектом «Слово о словах». Конечный продукт проекта бывает разный. Ученики создают сборники стихотворений, статей, презентации, представления, стенгазеты, выступают с докладами на научно-практических конференциях, проводят игры, конкурсы.

Проекты могут отличаться по времени, затраченному на их реализацию. Есть краткосрочные (на них тратится от 2 до 6 часов), среднесрочные (на 12-15 часов), и долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки. Исходя из этой классификации, мы можем сделать вывод, что метод проектов даёт гораздо более широкие возможности, нежели просто проведение урока.

        

Среди долгосрочных проектов особо хочу отметить проект «Арго», который реализовывался мною вместе с учениками 6 классов и их родителями, и «Гостиную искусств», над которой я работаю сейчас. Проект «Арго» предполагал изучение культуры Древней Греции, знакомство с мифами и легендами, подготовку исследовательских работ с данной тематикой. Ученики приняли участие в заочной викторине, конкурсе легенд, которые придумали сами, стали участниками интерактивных лекций по древнегреческому искусству, праздника «Золотое руно», где продемонстрировали полученные знания. Были подготовлены работы, с которыми ученики выступили на научно-практических конференциях. Такой проект по времени занимает не один месяц и даже не одну четверть. Его реализация продолжалась в течение целого учебного года.

«Гостиную искусств » я стала проводить с прошлого года. Сначала вместе с учениками мы назвали наш проект «Литературная гостиная», но буквально сразу из литературной гостиная превратилась в гостиную искусств, потому что мы знакомились не только с литературными произведениями, не только с писателями и поэтами (первая наша встреча была посвящена любимым авторам), но и с музыкальными и кинематографическими шедеврами, с композиторами, актерами и режиссёрами. Так одно из заседаний нашей гостиной было посвящено рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось», а другое – культовому фильму «Офицеры». Знакомство с авторами произведений и их творениями проходило в живой непринуждённой обстановке, а результат был выражен и в полученных положительных эмоциях, и в творческих работах, подобно коллажу В. Мануйлович по следам нашего знакомства с «Юноной и Авось». Данный проект стал результатом настоящего сотворчества с учениками, и если в самом начале работы темы наших встреч предлагались мной, то уже в середине учебного года, как из рога изобилия посыпались предложения от самих учеников.

Также успешное развитие личности происходит при использовании коллективных форм обучения. Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. В результате у учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.

Применение КСО я начинала с работы в парах постоянного  и сменного состава. Но взаимодействие двух учащихся за одной партой не всегда дает положительные результаты в работе. Целесообразно объединять учеников, обладающих разными учебными возможностями. При этом один из них должен отличаться ответственным отношением к учению. Совместная работа двух учащихся с низкими учебными возможностями не дает положительного результата. В большинстве случаев малоэффективно взаимодействие учеников с низкими и средними учебными возможностями. Сотрудничество  ученика с высокими учебными  возможностями с учащимся, обладающим  низкими возможностями,  всегда повышает  эффективность учебной работы обоих.

Принцип  работы  в  паре  основан  на  временной  передаче  учащимся  функций,  традиционно  выполняемых  учителем:  информационных,  организационных,  контрольных. Пары  могут  быть  постоянного  и  переменного  состава.

                     Работа  в паре  включает  такие  этапы:

1. Определение  учителем  цели  и  постановки  учебных  задач  на  весь  период  работы.

2. Краткий  инструктаж  учащихся.

3. Предварительная  подготовка  учащихся  к выполнению  заданий,  включающая  обсуждение  и  составление  плана  выполнения  задания  и  определения  способов  его  решения.

4. Работа  пары.

5. Наблюдение  учителя  за  деятельностью  учащихся  и  ее  корректировка.

6. Взаимная   проверка  и  контроль  выполненного   задания.

7.Сообщения  учащихся  о  результатах.

8.Оценка  учителем  работы  конкретной  пары.

Отбор  материала  для  парных  занятий  зависит  от  задач  обучения  и  содержания  изучаемой  темы. Полезна  парная  форма   на  уроках усвоения  новых  знаний,  формирования  умений  и  навыков,  коррекции  и  контроля.  Подготавливая  такие  уроки, я  даю  учебные  задания  опережающего  характера,  рассчитанные  на  полную  самостоятельность  учеников.  Покажу это  на  примере  изучения  пьесы  А. Н. Островского  «Гроза».  Учебные  задания,  цель  которых – освоение  художественного  текста,  для  пары  постоянного  состава  могут  быть такими:

1. Прочитайте  текст  (действие 2, явление 4).  Проанализируйте,  как  ведут  себя  Катерина,  Тихон.  Каково  ваше  отношение  к  ним?

2. Охарактеризуйте  поведение  Катерины (действие 2, явление 10).  Какой  предстает  она  в  данной  сцене?  

На  уроке  каждый  из учащихся  делает  краткое  сообщение  о  подготовленном  им  учебном  задании:  оценивает  поступки  действующих  лиц.  Затем  учащиеся  приступают  к  анализу  художественного  текста,  обмениваются  мнениями,  вырабатывают  общую  точку  зрения.  Идет  процесс  взаимного  обогащения  знаниями,  приобретаются  навыки  ведения  дискуссии.  

На  следующем  этапе  урока  ученик  А,  подготовивший  задание № 1  и обучивший  ученика  Б,  подготовившего  задание № 2,  излагает  ему  задание № 2,  а  ученик  Б  -  ученику  А – задание № 1. Это  поможет  каждому  оценивать  собственные  успехи  в  усвоении  нового  материала  и  проверить  умение  обучать  других.  Взаимопроверка  позволит ликвидировать  пробелы  в  знаниях. Работа  в  паре  постоянного  состава  завершается  оценкой   результатов. Итоговая отметка может быть записана дробью: в числителе – оценка работы товарищем,  а в знаменателе – результат самоанализа и самооценки.

         На уроках обобщения и систематизации знаний работу в паре постоянного  состава  можно организовать с листами взаимного контроля. Предварительно ученикам сообщается,  содержание каких вопросов они будут объяснять своему партнёру, на какие  вопросы будут готовить общий ответ, какие задания по карточкам будет выполнять каждый из партнёров.  Выполнив задание,  учащиеся должны оценить результаты деятельности друг друга.

                                При этом учитывается:

  • Качество раскрытия содержания материала по каждому листу взаимного контроля,  по специально предложенному учителем критерию (точность ответа, полнота ответа, логика  его построения, аргументированность, культура речи).
  • Уровень самостоятельности учащихся.
  • Количество допущенных ошибок и ошибок, исправленных у товарища.

Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть.

При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.

Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ученику и за счёт того, что в любой момент можно пройти пропущенную, например, по болезни тему, и за счёт того, что есть возможность прочной наработки учебного навыка. Хорошо зарекомендовали себя эти методы при подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. позволяют наработать устойчивый навык выполнения тестовых заданий. Также этот способ позволяет создать условия для формирования работоспособных коллективов учеников, в которых будет царить благоприятная атмосфера для решения любого рода задач.

Итак, персонализация начинается с ученика, связана с его интересами, пристрастиями и стремлениями. Ученики принимают активное участие в планировании своего обучения, на уроке могут быть разные цели для разных учеников, а преподаватели развивают способность воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели, отслеживают успехи и думают об обучении.

        

Эффективность использования перечисленных технологий подтверждают достижения учеников.

Кармелаева Дарья – Диплом 2 степени  на Всероссийском молодежном  конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО - 2011», 3 место на Городской научно-практической конференции «Шаг в науку» для школьников старшего звена (2011), победитель городской олимпиады по литературе (2010, 2011), призер (2011) городской олимпиады по русскому языку.

Адаев Михаил – победитель (2011) городской олимпиады по русскому языку.

Скляр Мария – Диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ - 2016», призёр (2014, 2015) районной олимпиады по литературе

Изумрудова Валерия – победитель  (2014) олимпиады «Русский язык и его истоки».

Ивлева Полина – 3 место на Городской научно-практической конференции «Шаг в науку»  (2012) для школьников среднего звена.

Мануйлович Валерия – призёр (2014) районной олимпиады по русскому языку, призёр (2016) районной олимпиады по литературе, диплом 2 степени  (2016) на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество»

Сухин Фёдор – победитель (2014, 2015) городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям», призёр районных конкурсов чтецов.

Семёнова Дарья  - 2 место  (2015) на районном этапе конкурса чтецов «Дети читают классику детям», диплом 3 степени (2016) на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество».

Давтян Моника – победитель (2016) районного конкурса чтецов.

Резуьтаты ЕГЭ по русскому языку: 2014г. – средний балл 63, 2016г. – средний балл 71,2; по литературе: 2014г. – средний балл 57, 2016г. – средний балл 67,5.

Результаты ОГЭ по русскому языку: качество знаний 2014г – 60%, 2016г – 65%.

Таким образом, представленная система работы позволяет создать условия для формирования успешной личности. К образовательным результатам применения этой системы отношу следующие:

  • Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знания;
  • Умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • Умение решать проблемы;
  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • Умение аргументировать свою току зрения и учитывать точки зрения других;
  • Способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • Способность брать на себя ответственность;
  • Способность участвовать в совместном принятии решения;
  • Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • Умение сотрудничать и работать в группе и др.

Своим опытом я делюсь с коллегами: даю открытые уроки, провожу мастер-классы, выступаю на семинарах. Личность – это единство множества и множество единства.

Источники

1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004.

2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001.

3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

4. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. — Красноярск, 2010.

5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

7. Педагогический словарь. – http://pedagogical.academic.ru

8. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М., 2011.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1 М.: НИИ школьных технологий – 2006.

11. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М., 2010.

12. Энциклопедический словарь по психологии. – http://www/psyoffice.ru/slovar-s1004.htm        

13. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. – http://psychology_pedagogy.academic.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межпредметных компетенций при обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)

Материал о межпредметных связях на уроках русского языка и литературы...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Развитие медиакультуры школьников на уроках русского языка и литературы

В работе поднимается проблема развития медиакультуры школьников...

«Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Статья из опыта работы по теме. Методы, формы, приемы развития творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...