Межпредметный проект "Масленица"
проект

Шатрова Светлана Геннадьевна

Проект построен на интегрировании нескольких предметов: музыка, история, изобразительное искусство, технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл межпредметный проект "Масленица"24.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 9 г. Улан-Удэ

Н.В. Цыпышева, учитель истории и обществознания

О.В. Селихова, изобразительного искусства и учитель технологии

С.Г. Шатрова, учитель музыки

Межпредметный проект «Масленица» как способ формирования межэтнической толерантной среды

Проблема межэтнических отношений сегодня остается одной из самых сложных и труднорегулируемых. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Одним из способов формирования толерантной среды в современной школе является обращение к традициям предков. Изучение истории и культуры разных народов, участие в традиционных обрядах позволяет глубже понять традиции народов, много веков живущих вместе и отвечает задачам формирования толерантной среды.

Реализуя поставленные задачи, педагоги школы № 9 организуют поликультурные образовательные события. Одним из таких событий стал образовательный проект «Широкая масленица». Учащиеся параллели 6-х классов стали главными участниками этого события.

Проект был построен на интегрировании нескольких предметов: история, изобразительное искусство, технология и музыка. В ходе учебных часов проходило изучение истоков и традиций народного праздника. На уроках истории ребята в рамках изучения культуры Киевской Руси изучали быт жителей Древней Руси, определяли истоки и смысл традиционных праздничных мероприятий. На уроках ИЗО для преобразования своих знаний в творческой форме ребята оформляли индивидуальные буклеты о Масленице. На уроках технологии девочки готовили праздничное угощение, а мальчики мастерили чучела зимы. На уроках музыки 6-классники разучили песни масленичного цикла.

Итоговым этапом образовательного события стал  общий праздник. Ребята соревновались в четырех самостоятельных конкурсах: приготовление и защита праздничного стола, парад-дефиле «чучело зимы», театрализованная инсценировка и музыкальный конкурс. Буклеты оценивались индивидуально. Каждый класс представил в инсценировке разные дни масленичной недели, потому общими усилиями на сцене получилась  полная седьмица масленицы.

Образовательное событие оставило радостные воспоминания, и, конечно, более глубокие знания о культуре и традициях русского народа, способствующие формирование толерантной среды.

Цели проекта:

Обучающая: дать обучающимся представление о русских национальных традициях на примере народного праздника «Масленица».

Развивающая: расширить культурный кругозор обучающихся.

Воспитывающая: способствовать формированию   межэтнической толерантной среды через воспитание уважения к национальным традициям разных народов.

Задачи:

  1. Показать историческую картину формирования русской культуры.
  2. Познакомить учащихся с традициями русской культуры, показать их место в мировом историко-культурном наследии.
  3. Дать учащимся представление о музыкальной  культуре  масленичного цикла.
  4. Обучить технологиям приготовления традиционных блюд праздничного стола на Масленицу.
  5. Обучить технологиям изготовления предметов обрядового сопровождения праздника Масленица.

Предполагаемые образовательные результаты:

Личностные:

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям разных народов;
  • сформированность толерантного отношения к ценностям разных культур;
  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия различных народов, творческой деятельности эстетического характера;
  • способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные:

  • приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы;

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • развитие навыков работы с информацией: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать, представлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме;

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач (оформление буклетов,  создание презентаций и др.).

Предметные результаты: проект также направлен на получение предметных образовательных результатов в  каждой предметной области.

Содержание  продукта:

  1. Индивидуальный буклет– открытка «Широкая Масленица» (уроки истории и ИЗО)

макет:

 а) титульный лист (индивидуальное название, ФИО, картинка на заставку);

б) информация о Масленице (понятие), можно семь дней Масленицы, традиции; празднования и др.

в) пословицы и поговорки;

г) задания: загадки, ребусы, конкурсы и др.

д) рисунок или аппликация и др. на тему русской народной культуры и масленицы (люди в национальных костюмах, русская изба, утварь, украшения и др.).

Критерии оценивания:

  • эстетика
  • информативность
  • историческая достоверность, соответствие теме
  • оригинальность

  1. Подготовка и защита праздничного стола  (уроки технологии – девочки)

Критерии оценивания:

  • эстетика
  • сервировка
  • вкус блинов
  • умение приглашать гостей

  1. Конкурс «Чучело зимы» (уроки технологии – мальчики)

Критерии оценивания:

  • качество
  • верность традиции при изготовлении
  • эстетика

  1. Театрализованное представление «Традиции празднования Масленицы» (все предметы)

Критерии оценивания:

  • соответствие теме
  • замысел
  • оформление (костюмы, музыка, декорации и др.)
  • артистизм

  1. Музыкальный конкурс (может быть внутри представления, но оценивается отдельно)

Критерии оценивания:

  • замысел
  • качество исполнения
  • артистизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии"

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии        Что же представляют из себя межпредметные связи?      Межпредметные связи –...

Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей

Тема "Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей" представлена в виде сообщения и презентации к данному сообщению....

Межпредметные связи на уроках математики (введение)

ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Ф. Бекон   ...

Использование межпредметных связей в обучении физике

Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

межпредметная контрольная работа (история и литература)по теме"Декабристы"

Данная контрольная работа позволяет проверить не только знания, но и умения работатьс историческими документами и литературными источниками.Разработаны конкретные критерии оценки данной работы, привед...