ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
проект

Ивченко Дарина Сергеевна

Актуальность исследования этнокультурного образования обусловлена комплексом противоречий социального, научного и практического характера. С развитием процессов глобализации, с расширением средств коммуникации и информации в постиндустриальном обществе усилилась тенденция унификации культурной жизни людей. В связи с этим возникла опасность утраты этнокультурного разнообразия народов, их этнической идентичности, забвения истоков своей национальной культуры. Усиление полиэтничности в обществе и активизация миграционных процессов обострили проблему взаимоотношений этносов и воспитания толерантности. Как ответ на вызовы времени сформировалась и актуализировалась потребность в этнокультурном образовании. Этнокультурный компонент образования является одним из важнейших факторов противодействия «вестернизации» культуры, активно внедряющейся, доминирующей и захватывающей все в большей и большей мере культурное поле социума и личности.

Так же, актуальность исследования обусловлена современной тенденцией обращения педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества. Особенно это проявляется в условиях пугающего процесса депатриотизации, происходящей в среде молодежи, утверждения ситуативной морали и потребительского отношения к жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx64.1 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Дурнева Дарина Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        6

1.1.        Сущность понятия этнокультурное образование        6

1.2.        Особенности этнокультуры и этнообразования в России        10

РАЗДЕЛ 2. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ        15

2.1. Значение этнической культуры в пространстве современного мира        15

2.2. Проблемы этнокультурного образования в современной России        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. 

Актуальность исследования этнокультурного образования обусловлена комплексом противоречий социального, научного и практического характера. С развитием процессов глобализации, с расширением средств коммуникации и информации в постиндустриальном обществе усилилась тенденция унификации культурной жизни людей. В связи с этим возникла опасность утраты этнокультурного разнообразия народов, их этнической идентичности, забвения истоков своей национальной культуры. Усиление полиэтничности в обществе и активизация миграционных процессов обострили проблему взаимоотношений этносов и воспитания толерантности. Как ответ на вызовы времени сформировалась и актуализировалась потребность в этнокультурном образовании. Этнокультурный компонент образования является одним из важнейших факторов противодействия «вестернизации» культуры, активно внедряющейся, доминирующей и захватывающей все в большей и большей мере культурное поле социума и личности.

Так же, актуальность исследования обусловлена современной тенденцией обращения педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества. Особенно это проявляется в условиях пугающего процесса депатриотизации, происходящей в среде молодежи, утверждения ситуативной морали и потребительского отношения к жизни.

Степень научной разработанности. В работах многих авторов рассматриваются следующие проблемы: сохранение, передача новым поколениям народной культуры (Ю.В.Бромлей, И.И.Валеев, В.Н.Власова, В.Н.Ганичев, Л.Н.Гумилев, Д.Б.Кабалевский, Б.Н.Неменский, Н.С.Ширяева, Т.Я.Шпикалова и др); возникновение, видоизменение этнических стереотипов, особенности их содержания и процесса формирования в разных социокультурных условиях (Р.М.Грановская, И.С.Кон, В.С.Мухина, И.М.Никольская, А.П.Садохин и др.); использование потенциалов культурных традиций разных народов в социализации школьников на разных этапах обучения (М.С.Васильева, Л.А.Ибрагимова, Е.И.Корнеева, И.И.Лунина, С.Г.Нигматов, Т.Г.Тимошина и др.); формирование национального самосознания в национальной школе (Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина, В.И.Прошин, В.Н.Сорока-Росинский, В.Ю.Третьяков, К.Д.Ушинский и др.); применение средств, методов, форм народной педагогики в решении задач подготовки детей и подростков к жизни в современном обществе, успешность их инкультурации (И.И.Валеев, З.П.Васильцова, Г.П.Волков и др.).Исследования Некрасовой М.А. раскрывают факторы влияющие на современное понимание проблем этнокультурного образования, среди которых видение целостности культуры, осознание и учет принципов функционировании систем «человек и природы», «человек и духовный опыт народа» [5]. Автор поднимает актуальные вопросы теории и практики народного искусства, его места в современной культуре.

В своих работах раскрывает сущность, проблемы совершенствования этнокультурного образования Афанасьева А.Б. [1].

Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепций культурогенеза (А.Я.Флиер и др.) и этногенеза (Л.Н.Гумилев), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы). Этот подход рассматривает человека и человеческие общности (в том числе-этнические) в разных этно-национальных и цивилизационных культурных системах, на разных стадиях истории развития человечества и отдельных народов.

Проблема исследования: В современных культурологических исследованиях отечественных ученых нередко поднимаются вопросы, связанные с проблемами этнокультурного образования.

Объект исследования – этнокультурное образование как феномен научного исследования.

Предмет исследования – этнокультурное образование в современных культурологических исследованиях в России.

Цель работы – рассмотреть феномен «этнокультурное образование» в культурологических исследованиях отечественных ученых.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность понятия этнокультурное образование;
  2. раскрыть особенности этнокультуры и этнообразования в России;
  3. рассмотреть  значение этнической культуры в пространстве современного мира;
  4. проанализировать проблемы этнокультурного образования в современной России

Методы исследования: в данной работе были использованы общелогические методы, такие как: анализ, синтез, классификация, обобщение; теоретические методы: сравнение, описание. Из специально - научных методов был использован компаративный метод, который позволил сравнивать определенные события во временных координата

Ключевые слова и понятия: этнокультурное образование, этнокультура, культура, образование.

Структура курсовой работы определена логикой исследования, а также его целями и задачами и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Сущность понятия этнокультурное образование

В первую очередь, начиная говорить о сущности и понятии этнокультурного образования, следует отметить Закон Российской Федерации, который приняли в 1996 году: «О национально-культурной автономии». В данном законе охвачены правовые основы национально-культурного самоопределения граждан, которые относят себя к тем или иным этническим общностям. Так же, рассматриваются возможности для их самоорганизации в целях решения проблем образования, этнической (национальной) культуры, традиций, самобытности, сохранение и развитие языка и так далее.

Для создания этнокультурной идентичности народа требуется много факторов. В первую очередь это:

  1. Знание истории своего этноса
  2. Знание культуры и традиций
  3. Развитие языка
  4. Образование
  5. Поддержание и сохранение культурной самобытности

Так же, для формирования этнокультурной идентичности необходимо добровольное жизнетворчество народа [6, с.13].

Следовательно, чтобы достичь этнокультурной идентичности, требуются определенные виды социокультурной сферы. К таким сферам относится семья, дошкольные учреждения, школьные и средние специальные учебные заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения, музеи, выставки, театры и многое другое.

В настоящее время, перспективы развития образовательной системы в России разбираются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально-региональным ценностям культуры. Проблемы их сбалансированности влияют на формирование многоуровневой самоидентификации: этнокультурной, личностной, гражданской, профессиональной.

Так же, очень важным документом для рассмотрения в нашей работе является «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», на которой и базируется концепция этнокультурного образования в нашей стране. Данная концепция определяет приоритет образование в политике государства и устанавливает стратегию и направление развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

В данной концепции рассматривается важность этнокультурного образования на современном этапе в нашей стране, планируются и анализируются перспективы развития образовательной системы [2, с.5].

Этнокультурное образование разбирается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Этнокультурная и общенациональная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования и социально-культурных институтов общества.

В работе Константина Андреевича Строкова «Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности» мы выделили четыре основных функции образования, которое выступает как средство формирования национального самосознания

1) транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);

2) развивающую (воспитание и развитие национального самосознания);

3) дифференцирующую (выявление и учет национально-культурных интересов проживающих на территории области этнических групп);

4) интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур в условиях отдельно взятого региона).

Только грамотный и образованные человек будет причастен к историческому прошлому и культурной традиции. Именно такие люди будут чувствовать важность и принадлежность к народу или этносу, у такого человека будут формироваться культурные потребности, влечение к красоте, духовности, нравственности и т.д..

Так же, очень важным является осмысление и принятие другой культуры. Потому что только во взаимодействии культур проявляется важность, структура, особенности и принципы каждой отдельной культуры.

Таким образом, мы можем сказать, что этнокультурное образование - это образование, сосредоточенное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

То есть, для того, чтобы разработать и принять идеи этнокультурного образования на современном этапе в нашей стране на уровне региона – это значит создание на территории области системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Мы можем сделать вывод, что этническая культура это взаимодействие духовных и материальных ценностей какого-то этноса. Это значит, что важность будет иметь как и менталитет народа, ценности и традиции этноса, национальные образы мира, семейные и исторические традиции, так и народная художественная культура. Это могут быть  просто художественные ценности какого-либо этноса, но важным является и история сохранения, бытования, происхождения, продвижения этих художественных работ.

Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа [1, с.25]. 

Абсолютно всегда, каждый этнос, каждый период и каждое поколение находится на определенное ступени культуры, которая в идеале должна базироваться как определенное наследие, которые нам оставили предки. Это есть результат их действий, их истории.  

Состояние, в котором находится культура на определенном этапе, создает то пространство, через которое проходит каждый индивид. То есть человек не создает культуру, а уже вступает в готовую и находится под ее влиянием. Именно поэтому говорят, что всякий человек – продукт своего времени.

Любое состояние культуры определенного этноса есть основа из которого в последующем будет развиваться какое-то состояние. Поэтому, нынешняя ступень культуры, в современном мире выступает и предъявляет определённые требования, согласно которым мы должны действовать.

Таким образом, можно сделать вывод, что этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

  1. Особенности этнокультуры и этнообразования в России

Для того, чтобы сохранить этнокультурное многообразие и сформировать и укрепить гражданскую идентичность важную роль играет справедливость и практическая осуществимость закрепленных в действующем законодательстве соответствующих норм и политика государства, которая нацелена на подержание этнокультурного развития народов нашего государства.

Так, существуют две основные цели реализации государственной национальной политики: поддержка этнокультурного развития народов России и укрепление гражданского единства российской нации [5, с.48].

Необходимость усилий по сохранению этнокультурного многообразия отмечалась Д.А. Медведевым как в рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации – 2008: «и, наконец, ещё один фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации – как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны», так и в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации – 2009: «мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России и при этом всемерно развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны».

То есть, поддержка государством этнический традиций, культуры и истории различных этносов нашей страны – есть главный фактор устойчивого и планомерного развития общества в этнокультурной сфере.

Конечно, в нашей многонациональной и великой стране очень актуальным остаются вопросы образования, направленные на изучение национальных (родных) языков.

Получение государственного образования на языках народов России, как и изучение этих языков, реализовывается в соответствии с действующим законодательством. Это, в частности, статья 68 Конституции Российской Федерации, согласно которой всем народам России гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, федеральные законы «Об образовании», «О языках народов Российской Федерации», регламентирующие использование языков в сфере образования, а также Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который закрепляет право граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования на национальном (родном) языке. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, утвержденная приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 года № 201, направлена на обеспечение внутренней устойчивости этнически разнообразного общества, его сплочение в согражданство.

Так же, важно отметить «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая направлена на определение приоритета образования в политике государства и установлении стратегии развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации, которую мы будем анализировать, базируется, в главную очередь, на вышеупомянутой доктрине.

Для начала, целью этой концепции является обеспечение конституционными правами и свободами граждан нашей страны в сфере сохранения , проектирования и развития национально-культурного наследия каждого этноса Российской Федерации.

Концепция также опирается на Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В этом документе подчеркивается: «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур» [2, с.13].

Вместе с этим, там же присутствует стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру. Так же в 3 разделе, который называется «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры» прописано право на сохранение и развитие культурно национальной самобытности народов и других этнических общностей.

В этом документе так же выделяется преимущество традиций и культур этносов. Отмечается, что: «культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию».

Так же, в законе прописаны такие культурные ценности, как «национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла». Как мы уже отмечали раннее, культура России – это взаимный диалог материальных и духовных достижений народов страны.

Данная концепция базируется и на Законе Российской Федерации «Об образовании». Благодаря этому, у людей, имеющих российское гражданство,  есть гарантия на защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В данном документе прописано: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

Данная концепция описывает важность этнокультурного образования в современной России, выделяет предложения и определенную стратегию политики государства, планирует перспективы развития этнокультурного образования в целостности его целей, задач, принципов, идеалов, содержания и т.д.

То есть, благодаря вступлению в исполнение данной концепции может быть преодолен духовно – нравственный кризис, который существует на современном этапе в России. Так же, это поможет формировать гражданскую идентичность, воспитывать патриотический настрой общества (включая традиции и культуры нашей многонациональной страны).

Так же, это будет полезно для развития самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях надвигающейся глобализации [3, с.56].

Стоит отметить, что достаточно важным для характеристики социально-культурной ситуации в стране, а именно отдельно регионов возникает доступное признание и проявление многообразия этнокультурных ориентации, обусловленных наличием различных этнических групп. Важно видеть отличия по разным признакам ( демографическим, культурным, социальным, экономическим) для того, чтобы выявлять необходимость создание одинаковых возможностей для определенного культурного выбор в различных регионах.

Стратегические направления развития этнокультурного образовательного пространства региона направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция.

Таким образом, можем сделать вывод, что этническая культура в России – это взаимодействие духовных и материальных ценностей разных народов. Важность этнокультуры и этнообразования России в том, что наша страна многонациональна. В данном параграфе мы рассмотрели особенности этой сферы в нашей стране и проанализировали важные законы и концепции, связанные с этнокультурой и этническим образованием в России.

РАЗДЕЛ 2. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Значение этнической культуры в пространстве современного мира

Этническое и национальное образование – важная отличительная черта современного мира. В настоящее время на нашей планете насчитывается примерно двести независимых государств, около пяти тысяч этнических групп и более шестисот сообществ, люди которых говорят на одном языке. Но в современном мире происходит процесс глобализации, а соответственно эти данные деформируются. Так, по предсказаниям ученых, примерно через 100 лет могут исчезнуть более половины национальных языков. А вместе с этим, будут утеряны и культурное наследие, ценности и традиции.

Национальная культура нового и новейшего времени значительно отличается от предыдущих и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны, прежде всего, с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях [7, с.46].

Естественно, общество развивается, не стоит на месте, вместе с ней и развивается культура,  становится более разветвленной и многоуровневой. С возникновением национально-государственных образований, укреплением социальных структур, постепенно формируется общенациональный вариант языка и культуры, по отношению к которым регионально-этнические культурные традиции занимают как бы зависимое положение, оставаясь культурой повседневности, разговорным языком, сферой бытового общения, а также исторической памятью рода, семьи.

Так же, в современной России особенно важным представляется исследование факторов, оказывающих существенное влияние на формирование гражданской идентичности и сохранении этнической культуры. Данная проблема является отражением новой парадигмы образования.

Глобализация резко обострила вопросы, связанные с пониманием, формированием этнической культуры у разных поколений, которая сегодня составляют одну из важнейших проблем, волнующих как отдельных индивидов, так и разного рода сообществ, этносов, государств. Сегодняшние политические, социокультурные процессы, наблюдающиеся в России, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций. Как пишет А.Н. Чумаков: «В условиях глобализации культуры практически не существует никаких границ и для распространения, взаимовлияния различных идей, учений, верований и т.п.».

Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. Фольклор, теряя свое исконное универсальное положение, начинает активно взаимодействовать с субкультурами, образуя, с одной стороны, современные вторичные формы народной культуры, а с другой - обретая роль культурного наследия.

Так же, в современном мире, где высоко развиты информационные технологии, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и вне профессиональная культурная практика в синкретических формах. Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы национальной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора.

Хотелось бы заметить, что в начале 21 века начала происходить актуализация этнического и национального самосознания. Возникает множество центров, например, такие как, школы боевых искусств разных направлений,  школы народных ремесел, ансамбли народной музыки, пения, танца, максимально полно воссоздающие этнические аутентичные архетипы.

Таким образом, подводя итог, мы можем сказать, что затрагивая развитие этнических культур, важно учитывать, что возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является необходимым процессом, обеспечивающим и российской и мировой культуре многообразие и сложность. Но на практике обычно возрождение традиционных ценностей и культурных форм сопровождается нарочитой архаизацией культуры, подчеркиванием и выделением специфически-локального, противопоставляемого универсальному, намеренной консервацией элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализацией ее наиболее консервативных элементов и форм. Именно поэтому, для подобного развития нужно объединение этнических культур под эгидой национальной культуры, как раз направленной на консолидацию всех субъектов коммуникации. При этом неповторимое своеобразие каждой из этнических культур становится условием создания «цветущей сложности» как ситуации взаимодействия и диалога [10, с.36]. 

2.2. Проблемы этнокультурного образования в современной России

Развитие этнокультурного образования – одна из актуальных проблем образования в современной России. Рост национального самосознания народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании и воспитания подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре.

Так же, начиная рассматривать этнокультурное образование и его проблемы в современной России, хотелось бы немного указать про важность формирования гражданской идентичности [11, с.21].

В настоящее время в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, любви к родине. Стремительные изменения в мире в конце XX– начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации резко обострило проблему гражданской идентичности. Глобализация   процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция и, как правило, концентрация, в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Этот процесс стал набирать силу еще в 90-х годах и стремительно продолжается сегодня. Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в рамках своего визита в Астрахань, которое проходило в октябре 2016 года, говорил о том, что «формирование российской идентичности – процесс сложный и небыстрый. Но, безусловно, он идет, и в последние годы достаточно активно идет. Восприятие гражданами себя как части России, повышение ответственности за свою страну становятся все более устойчивыми». Глобализация резко обострила вопросы, связанные с пониманием, формированием гражданской идентичности у молодого поколения, которые сегодня составляют одну из важнейших проблем, волнующих как отдельных индивидов, так и разного рода сообществ, этносов, государств. Сегодняшние политические, социокультурные процессы, наблюдающиеся в России, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций. Как пишет А.Н. Чумаков: «В условиях глобализации культуры практически не существует никаких границ и для распространения, взаимовлияния различных идей, учений, верований и т.п.». Согласно этому формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения в настоящее время очень актуально.

Стоит обратить особое внимание образовательные учреждения, перед которыми также поставлена задача формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения

Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов. Так, проблематика этнического образования и самосознания является основой формирования культуры межнациональных отношений.

В современных условиях образование северных народностей превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне выполняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами. Национально - и этническо - ориентированное образование не является новым феноменом для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В 20-70-е годы XX в. проблема национально-этнического образования разрабатывалась П.П. Блонским, С.И. Гессеном, Н.К. Крупской, В.Н. Сорокой-Россинским, В.А. Сухомлинским, Г.Н. Волковым и др. [13, с.47].

Начнем постепенное развитие этнокультурного образования и рассмотрим его составляющую. Так, в 1870 году правительство приняла следующие меры, которые были нацелены на создание специальных школ для нерусских учеников.

С.И. Гессен в своей работе выделяет три следующих типа инородческих школ: 1) школы тех национальных меньшинств, которые имеют свой национальный язык, свою культуру и даже часто свою государственность; 2) школы тех ветвей русского народа, речь которых отличается ввиду существенных диалектологических особенностей от русского литературного языка; 3) школы малых народностей, язык которых, не будучи наречием русского языка, был недостаточно развит для того, чтобы служить языком преподавания [5, с.46].

Далее, важно заметить, что к 1917 году краеведение уже играло важную роль в культурной и общественной жизни страны. Это было так называемо общественное движение, можно сказать направление общественной мысли. Уже в 1918 году этническая школа занимает свое место в школьной системе.

Этническая школа в советском государстве определялась как школа, которая обслуживает меньшинство населения, отличающееся от большинства своим языком и бытовыми особенностями, где преподавание ведется на родном языке, а также изучаются национальная литература и история своего народа.

Далее уже в 1980 году во время перехода нашей страны в новую культурно-историческую эпоху, роль и сущность этнической школы претерпело некоторые изменения. Теперь любая школа могла рассматриваться как этническая, потому что работала на языке определенного народа и полагалась на определенную национальную культуру.

В 1990-е гг. изменения политических и социально-экономических условий в России, политика регионализации, усложнение задач и содержания образования, лавинообразное увеличение объема информации при ограниченных сроках ее восприятия и переработки в образовательном процессе, модернизация педагогических технологий и интеграция российского образования в мировое образовательное пространство активизировали разработку теории и практики образования этнических меньшинств.

Таким образом, можем сделать вывод, что анализ современного состояния проблемы национального образования позволяет выявить три подхода к решению проблемы этнической школы: возрожденческий (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров), поликультурный (В.П. Борисенков, Н.Д. Никандров), методологический (Е.В. Бондаревская). Данные подходы решения проблемы этнического образования дополняют друг друга, их можно рассматривать в качестве трех уровней создания этнической школы XXI века. Каждая из названных концепций опирается на постулаты, выработанные другим подходом, расширяя и развивая их. В настоящее время в России распространен возрожденческий тип этнической школы. Проходящая в настоящее время переоценка интеллектуальных ценностей XX столетия обострила внимание к изучению родного языка, к воссозданию забытых обрядов, ремесел, сохранению исторических преданий. Язык, фольклор, культура, будучи совокупностью накопленных веками достижений этноса в общественной и духовной жизни, создаются в народной среде, наиболее ярко и доступно материализуются усилиями многих поколений ее талантливых представителей, труды которых служат эталоном нравственного и эстетического начало духовности народа, считает Кривых С.В..


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ работ отечественных учёных, посвященных этнической культуре и этнокультурному образованию, позволил сделать нам следующие выводы.

        Этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Так же, этническая культура в России – это взаимодействие духовных и материальных ценностей разных народов. Важность этнокультуры и этнообразования России в том, что наша страна многонациональна. В данном параграфе мы рассмотрели особенности этой сферы в нашей стране и проанализировали важные законы и концепции, связанные с этнокультурой и этническим образованием в России.

Изучив этническую культуру в современном пространстве, мы можем сделать следующий вывод, что затрагивая развитие этнических культур, важно учитывать, что возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является необходимым процессом, обеспечивающим и российской и мировой культуре многообразие и сложность. Но на практике обычно возрождение традиционных ценностей и культурных форм сопровождается нарочитой архаизацией культуры, подчеркиванием и выделением специфически-локального, противопоставляемого универсальному, намеренной консервацией элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализацией ее наиболее консервативных элементов и форм. Именно поэтому, для подобного развития нужно объединение этнических культур под эгидой национальной культуры, как раз направленной на консолидацию всех субъектов коммуникации. При этом неповторимое своеобразие каждой из этнических культур становится условием создания «цветущей сложности» как ситуации взаимодействия и диалога.  

И подводя итог, проанализировав всю теоретическую и практическую часть, мы говорим, что анализ современного состояния проблемы национального образования позволяет выявить три подхода к решению проблемы этнической школы: возрожденческий (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров), поликультурный (В.П. Борисенков, Н.Д. Никандров), методологический (Е.В. Бондаревская). Данные подходы решения проблемы этнического образования дополняют друг друга, их можно рассматривать в качестве трех уровней создания этнической школы XXI века. Каждая из названных концепций опирается на постулаты, выработанные другим подходом, расширяя и развивая их. В настоящее время в России распространен возрожденческий тип этнической школы. Проходящая в настоящее время переоценка интеллектуальных ценностей XX столетия обострила внимание к изучению родного языка, к воссозданию забытых обрядов, ремесел, сохранению исторических преданий. Язык, фольклор, культура, будучи совокупностью накопленных веками достижений этноса в общественной и духовной жизни, создаются в народной среде, наиболее ярко и доступно материализуются усилиями многих поколений ее талантливых представителей, труды которых служат эталоном нравственного и эстетического начало духовности народа, считает Кривых С.В..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии: ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ, 2009. – № 3. – С.189. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/3/Afanasieva/29_2009_3.pdf (дата обращения 14.02.2021).
  2. Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова ТЯ. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Федер. агентство по образованию, ГОУВПО "Марийс. гос. ун-т". - Йошкар-Ола, 2005
  3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса // - М.: Наука, 1983. - 224 с.
  4. Варданян М.А. Психологическая трансформация этнической идентичности мигранта-армянина (на примере мигрантов-армян) // journal@iea.ras.ru. С. 3-4
  5. Гессен, С.И. Нация и человечество. Национальное образование // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: кн. для учителя / составитель П.В. Алексеев. – М., 1989.
  6. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Электронный журнал: «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». – № 2(6), 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-suschnost-podhody-opyt-realizatsii/viewer (дата обращения 14.02.2021).
  7. Гудков Л. Негативная идентичность. М., 2004. С. 99.
  8. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. // Москва, 1999.
  9. Кривых, С.В. Воспитание этнического самосознания личности. – 201
  10.  Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. №3. С. 67
  11. Мосолова Л.М., Маркарян Э.С. О реформировании научнообразовательной системы в контексте кризиса мировой культуры и необходимости создания идеологии гуманизма XXI века // Вестник герценовского университета. – № 9 (83). – 2010. – С.52. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.herzen.spb.ru/img/files/uchsovet/W9_kn_10.pdf (дата обращения 14.02.2021).
  12. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре, XX-XXI век. – Москва, 2003. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/nariskros/text.pdf 
  13. Сагитова Л. В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан)// journal@iea.ras.ru.
  14. Садохин А.П. Этнология. М., 2005. С. 153-155.
  15. Татарко А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и толерантности (на примере этнических групп юго-востока Башкирии) // journal@iea.ras.ru.
  16. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры: сборник научных трудов. – Москва: Согласие: Артём, 2014. – 558 с.: табл. – (Академическая библиотека российской культурологии). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252982 (дата обращения: 07.12.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

"Социально - педагогические основы этнокультурного образования и воспитания детей в современных условиях"

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии  ориентированы на развитие  личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Рос...

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...

конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...