Открой в себе жемчужину.
статья (мировая художественная культура) на тему

Хоршева Алла Васильевна

1. Описание опыта работы с одаренными и талантливыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennimi_detmi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открой в себе жемчужину

Без труда талант – это фейерверк:

на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся.

Мартен Роже

 Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковину. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Не нужно очень стараться, чтобы заметить очевидное – этот ребенок – талантлив. Но таких детей очень мало. Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть у многих, но нужно приложить усилия, для того, чтобы его разглядеть и развить.

Поэтому выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Для того чтобы качественно вести работу с одарёнными и талантливыми детьми, необходимо знать и понимать некоторые психологические аспекты. Существует несколько групп талантливых детей.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Дети с творческой одаренностью. В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Одни исследователи  настаивают на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. 

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент. При этом грамотный подход, наличие положительного примера (а это, в первую очередь, родители), приоритет в воспитании на нравственные качества личности способны привести к формированию неординарной, яркой личности с высоким творческим потенциалом.

Способные дети не опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В чем заключается это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. 

Конечно, «подогнать» того или иного ребёнка под известный шаблон невозможно, да и не нужно. Ведь в разном возрасте,  разных социальных условиях ребёнок и развивается по-разному. Он может переходить из одной группы в другую. Часто бывает, когда в раннем детстве ребёнок проявлял определённые способности, что называется «подавал надежды», а с возрастом, с предъявлением всё более высоких требований, его способности начинают отставать от окружающих потребностей и ожиданий. Иногда ребёнка ошибочно причисляют к категории талантливых детей, выдавая желаемое за действительное. Это часто случается, когда родители, бабушки или дедушки намеренно культивируют в ребёнке осознание своей уникальности, не имеющей под собой реальной основы. Понимание ребёнком того, что он не соответствует предъявляемым требованиям, может привести к деформации личности, подмене истинных ценностей ложными.

Но бывает и так, что имеющиеся у ребёнка способности не находят нужной поддержки со стороны взрослых и, в первую очередь, родителей и тогда потенциально одарённая личность может перейти в разряд посредственности.

Мне знакомы примеры, и в нашей школе они тоже имеются, когда наличие таланта, одарённости и просто высоких умственных и творческих способностей без поддержки и понимания со стороны родителей или просто их отсутствие и появление в жизни ребёнка время от времени, чтобы только одеть и накормить, приводят к частичной или даже полной утрате способности использовать свои умственные и творческие резервы. А в итоге – потеря жизненного ориентира, интереса к обучению, бесцельное времяпрепровождение.

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Мы очень надеемся на внимательных родителей, а такие у нас есть, которые желают заметить и развить способности и таланты своего ребенка. И это радует, даёт надежду и уверенность в успехе.

Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений. Многие родители заявляют: “Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все”.

Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.

Я думаю, что одаренного ребенка не следует явно выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом чрезмерной гордости родителей и школы. И, напротив, не следует приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все». Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это желание работать ради работы, а не стремление обогнать школьных товарищей.

Родители детей, с которыми я работаю дополнительно, посещают школьные мероприятия, приходят на родительские собрания, пытаются сообща решить проблемы, возникающие у детей, стараются помочь школе, своим детям и в учебе, и во внеклассной работе. Могут позаниматься дома над защитой работы, идею подсказать, вместе поучаствовать в выполнении задания, исследования, прийти и даже приехать в районный или краевой центр на конкурс поболеть за своего ребенка, поприсутствовать при награждении. Ведь не только учителя, а именно родители должны быть заинтересованы в участии своего ребенка в каком-либо конкурсе, в том, чтобы они заняли призовое место.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа по выявлению и поддержке талантливых детей.

Основной идеей работы по выявлению и поддержке талантливых детей является объединение усилий педагогов и родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей нашей школы. 

Выявление   одаренных и талантливых детей

  1. анализ особых успехов и достижений ученика, использование инновационной педагогической технологии   «Портфолио»; 
  2.  создание банка данных по талантливым и одаренным детям,

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

  1. создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  2. организация научно-исследовательской деятельности;
  3. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях. Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

  1. контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей

  1. Сообщение о достижениях детей на еженедельных общешкольных линейках. Дети искренне радуются за успехи других, за успехи школы, становится ясно, что нужный результат достигнут.
  2. Публикация материалов творческих работ детей, информации об их достижениях в СМИ;

Работа с родителями одаренных детей

  1. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  2. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Педагог как никто иной должен понимать, что все познается в сравнении. Широта мысли познания, высокие замыслы у талантливого ребенка формируются тогда, когда он выходит за пределы родной школы, района, края. Поэтому я стремлюсь обеспечить своевременное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Как преподаватель искусствоведческих наук (музыки, ИЗО, МХК) основным направлением деятельности, в которой я стараюсь дать возможность проявить свои таланты моим ученикам, является творчество. Большие возможности содержатся и в исследовательской деятельности.

Мне самой посчастливилось иметь способных во многих отношениях и даже талантливых детей. Как педагогу, а не только маме, мне было бы непростительно не культивировать и не поощрять проявления одарённости в своих собственных детях, поэтому неудивительно, что большое количество высоких результатов мне приносят мои родные дети.

О положительных тенденциях в работе с одарёнными детьми свидетельствуют результаты моих учеников за последние 5 лет:

Призовые места на районном слёте туристско-краеведческого движения «Отечество»:

  1. II место в районном конкурсе «Защита творческой исследовательской работы» в номинации «Этнография» - Рябоконь Олеся (2008 г.);
  2. I место в том же конкурсе в номинации «Поиск» - Зубков Михаил, участник краевого тура конкурса (2010 г.);
  3. I место в том же конкурсе в номинации «Культурное наследие» - Булавина Алина (2012 г.);
  4. I место в конкурсе «Литературно-краеведческие произведения» (стихотворение) – Хоршев Алексей (2010 г.);
  5. II место в том же конкурсе (стихотворение) – Хоршев Алексей (2011 г.);
  6. III место в номинации эссе – Хоршев Алексей (2011 г.);

Призовые места в предметных олимпиадах, научных проектах и научных конференциях:

  1. I место муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) – Фидчунова Екатерина, участница зонального тура (2009 г.);
  2. Тихенко Виктория (2010 г.);
  3. Тимошенко Анастасия (2010 г.);
  4. II место – Боярская Кристина (2011 г.);
  5. II место в районной межпредметной научно-практической конференции школьников «Школа. Наука. Интеллект» в номинации «Краеведение» - Булавина Алина (2012 г.);
  6. I место в районном конкурсе компьютерных проектов «Учитель вечен на Земле» в номинации «Веб-сайт» - Хоршев Алексей (2010 г.).

Призовые места и активное участие в районных, краевых и Всероссийских творческих конкурсах:

  1. I место в номинации «Литературные произведения. Поэзия» краевого фестиваля фантастики «Новые приключения любимых героев» - Хоршев Алексей (2007 г.);
  1. I место в краевом конкурсе творческих работ «Мой любимый литературный герой, или Подарок любимому писателю» к юбилею Альберта Лиханова – Хоршев Алексей (2009 г.), Алёша был награждён поездкой в санаторий г. Железноводска и набором книг Альберта Лиханова, которые он передал в дар школьной библиотеке;
  2. I место в окружном этапе по Северо-Кавказскому Федеральному округу в открытом национальном конкурсе социальной рекламы «Новое пространство России» в номинации «Милосердие – нашей души усердие» - Хоршев Алексей (2011 г.);
  3. Грамота за активное участие кВ краевом смотре-конкурсе детского творчества по пожарной безопасности: «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра!» (2010 г.);
  4. III место в районном конкурсе детского творчества «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра!» - Хоршев Алексей (2011 г.);
  5. III место во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Путешествие в Мумии-дален» - Хоршев Никита (2010 г.);
  6. Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Юный художник» - Хоршев Алексей (2009 г.);
  7. Сертификат активного участника Открытого Межрегионального историко-патриотического конкурса «Морская слава России: моряки на службе Отечеству» - Хоршев Алексей (2011 г.);
  8. I место в региональном молодёжном конкурсе, посвящённом Дню православной молодёжи Ставропольского края «Светлый ангел» в номинации «Смирением возвышаемый» - Булавина Алина (2012 г.).

Вот уже 4 года я являюсь руководителем юного корреспондента газеты Заря Хоршева Алексея, который имеет следующие достижения:

  1. II место в районном открытом фестивале-конкурсе детских и юношеских СМИ «На 45-ой параллели» в номинации «Лучшая публикация», участник заочного тура краевого этапа конкурса (2009 г.);
  2. II  место в номинации «Лучшая школьная газета» (2009 г.);
  3. I место в той же номинации (2010 г.);
  4. I место в той же номинации, участник краевого слёта юных журналистов СМИ «На 45-ой параллели (2011 г.);
  5. I место в номинации «Лучшая публикация. Лучший журналист газеты» (2012 г.);
  6. II место в номинации «Видеоклип» (2012 г.)

Кроме того Хоршев Алексей на протяжении двух лет с 2010 г. являлся победителем районного конкурса «Лидер» и участником краевого этапа в 2011 году. Его подготовка, очевидно, не могла обойтись без моего участия.

Система работы по выявлению и поддержке талантливых детей предусматривает не только индивидуальный подход, но и коллективную деятельность, когда большое количество детей оказывается вовлеченным в совместное творчество.

  1. III место на районном фестивале национальных искусств «Многоликая Россия» (2011 г.)

Проведение различных мероприятий формирует традиции школы, сплачивает детский коллектив, создает ситуацию успеха для каждого ребенка, позволяет почувствовать свою значимость. Ситуация успеха – двигатель в развитии личности.

В марте 2011 года в школе прошёл фольклорный праздник, посвящённый популяризации народных традиций, игр и забав. 22 марта 2012 года – меропритие духовно-нравственной направленности «Спасённая душа». В этих мероприятиях принимали участие большое количество учащихся школы, они являлись ведущими, актёрами в театральных постановках, импровизационных конкурсах и забавах.

Уверена, что успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и неприязнь с их стороны.

Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю". Для одаренных детей такой стиль не приемлем. "Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир". А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом.

Учитель, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Таким учителем стремлюсь быть и я.

Сегодня можно считать доказанным, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются не только в науке, но и на производстве, лучше осваивают и выполняют свою работу, приносят больше пользы. Человек, встав перед сложной проблемой, постоянно думает, перебирает варианты, пробует, ошибается и находит.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

В заключение хочется отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от преподавателя личностного роста, надёжных, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и талантливых детей, их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, администрацией и обязательно с их родителями. Он требует постоянного роста мастерства и педагогической гибкости.

Желаю вам талантливых, одарённых, а главное добрых и отзывчивых учеников! Ведь главное в человеке всё-таки не его одарённость и способности, а душевные качества, умение ладить с самим собой и окружающими его людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект-Открой себя

проект пр детскую площадку...

Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"

В статье  показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...

Эссе "Что нового открыла я для себя в профессии "учитель"

Эссе "Что нового открыла я для себя в профессии "учитель"?...

Образовательный маршрут для детей и их родителей "Открой для себя Китай заново!"

Данный маршрут предполагает посетить  Великий Китай не выходя из дома; узнать интересные факты, посмотреть потрясающие достопримечательности этой страны, окунуться в культуру ныне живущих там нар...

Открой в себе память

Малая Родина..История..Память на века!...

Открой в себе память

История..Память.....

Мастер-класс "Открой в себе поэта!"

Многие ребята пытаются писать стихотворения, создают очень  яркие образы, но результатом своей работы остаются  не довольны: стих «не звучит». Им не хватает теоретических знаний ...