Культура и толерантность в Петербургской школе
статья по мхк (10 класс) по теме

Киселева Екатерина Анатольевна

 

В современной школе большое внимание уделяется воспитанию толерантного отношения к окружающему миру. Я решила рассмотреть данный вопрос с точки зрения культурного контекста. Культура и личность…. Эти слова учащиеся слышат каждый день.  Но, несмотря на это, оба понятия от них очень отдалены... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_i_sovremennost.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура и толерантность в петербургской школе»

В современной школе большое внимание уделяется воспитанию толерантного отношения к окружающему миру. Я решила рассмотреть данный вопрос с точки зрения культурного контекста.

    Культура и личность…. Эти слова учащиеся слышат каждый день.  Но, несмотря на это, оба понятия от них очень отдалены. Безусловно, можно обратиться к истокам происхождения этих слов, к переводу, но вряд ли это станет понятным, а главное, принятым как ценность. И одним из вариантов работы в этом направлении, я хотела бы предложить участие в районных конкурсах: « Векторы толерантности» и «Европейская культура на берегах Невы».

     Подготовка к конкурсу давно вышла за рамки внеклассной работы. Прежде всего – это комплексное изучение различных культурных эпох, традиций, истории города, которое осуществляется на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК.

    Большую помощь в работе оказывают родители, которые помогают детям найти нужную информацию, сделать костюмы и просто поддерживают. А где, как не в семье, закладываться первым пластам толерантности? И именно поэтому, темой творческого выступления в конкурсе «Векторы толерантности- 2010» нами была выбрана «семья».

   Умение понять и принять своих близких такими, какие они есть – вот они первые шаги, которые помогают становлению личности ребенка. На этом, знакомом им уровне, они познают те ценности, которые невозможно объяснить словами, это можно только пережить. И назвать мы это можем коммуникативной толерантностью, так как формируется, прежде всего, отношение к самому себе, как части семьи на уровне позитивной самооценки, готовность взаимодействовать с другими людьми.

    Одним из этапов конкурса, было составление «Кодекса чести петербуржца».  В ходе этой работы, ребята изучили большое количество информации о нашем городе и написали кодекс, взяв за основу принцип десяти библейских заповедей, тем самым ориентировались на нравственные законы в цепочке: семья-город-страна.

    Традиционным для учащихся нашей школы стало участие в конкурсе «Европейская культура на берегах Невы». В 2012 году была выбрана тема: «Итальянцы в Петербурге». С большим интересом ребята знакомились с личностями людей, приехавших из Италии в Петербург и оставивших свой след в истории города, с происхождением названий улиц, с географическим положением Италии и многим другим. В ходе этой подготовки, нами был создан видеофильм в рамках конкурса: «Визитка в турбюро», с целью посетить Венецию, как город, связанный с Санкт-Петербургом культурными традициями. Сколько одновременно одинакового и разного в их облике! В этой работе мы взяли за основу наши размышления на эту тему: «Восприятие любого человека устроено таким образом, что находясь вдали от родного дома, мы ищем знакомые ориентиры. Что же объединяет Санкт-Петербург и Венецию? Обширные водные просторы, архитектура, люди, карнавал, дождь или особый романтический настрой?» А свой фильм мы назвали: «Знакомое в незнакомом».

На творческом конкурсе: «Итальянское кафе» нашей командой было представлено стихотворное произведение, которое стало воплощением всего пережитого нашим городом с момента его основания, связано с трудами итальянских архитекторов, а главное, отражающее проблемы современного Санкт-Петербурга и главной из них, безусловно, стало толерантное отношение к окружающему миру.

Таким образом, при подготовке и участии в конкурсах, петербургские школьники, получают возможность не только прикоснуться к проблемам жизни города, узнать много нового о себе, друзьях, но и почувствовать свою значимость в судьбе многонационального, поликультурного, знакомого и полного тайн и загадок города Святого Петра!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гуманитарное образование в петербургской школе"

Проект был представлен на районном этапе конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012...

Проблемы обучения детей-мигрантов в современной петербургской школе

Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с эт...

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...

Воспитание культуры толерантности в старшей школе на основе международных проектов

Толерантность – ценностная установка на терпимость к другим людям.         Недостаточная мотивация учебной деятельности требует интеграции знаний из разли...

Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»

Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит опис...