Программа по МХК Солодовников профильный уровень 7 класс
календарно-тематическое планирование (мировая художественная культура, 7 класс) по теме
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры с заместителем директор гимназии
протокол №_______ директора по УВР
«____»__________ 200_г «___»_________ 200_г «___»________200_г
_____________________ ____________________ _________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Календарно-тематическое планирование
учебного материала на 2011/2012 учебный год
Учитель Смирнова Ксения Леонидовна
Предмет Мировая Художественная Культура
Класс 7 количество часов в неделю по программе 1 количество часов на год 34
Планирование составлено на основе (программа ( гос., авт.), название, автор, издательство, год издания)
Авторы Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ 6-11 кл. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Учебный комплекс для обучающихся (название, автор, издательство, год издания)
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений Мировая Художественная Культура /Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение», 2008 г.
Наличие методических разработок для учителя, дополнительная литература
Методическое пособие по Мировой Художественной Культуре/ Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение» 2006г.
Учебное пособие по МХК, Вариации прекрасного/ А.М.Вачьянц. – 4-у изд. – М:Айрис-пресс, 2008 г.
Мировая художественная культура. 7 класс: поурочные планы/ Ю.Е. Галушкина. – Волгоград: Учитель 2006г.
СDROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» - мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ.
( 1800 фотографий и иллюстраций памятников культуры, более 150 фрагментов музыкальных произведений, 30 видеофрагментов, словарь, творческие задания)
Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая.
Подпись учителя ______________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе
Учебно-методический комплект по учебному курсу «Мировая художественная культура» 7 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 7 класс.
Количество часов по программе может варьироваться от 34 до 68 часов в год. В данном случае избран 1 вариант включения курса «Мировая художественная культура» 7 класс в учебный план МОУ гимназии №1.
Содержание программы.
Данная рабочая программа разработана с учетом Государственного стандарта на основе авторской программы Солодовникова Ю.А., Предтеченской Л.М. Мировая художественная культура: 6-11 кл.
Цель программы: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира и их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.
Задачи курса: - раскрыть истоки и основные этапы развития художественной культуры народов мира;
- выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;
- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;
- проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры и музыки) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
В основу программы был положен принцип историзма, как способ «погружения в культуру» определенной исторической эпохи. Отличие данной программы от авторской состоит - в концентрации материала, освещающего доминантные идеи эпохи Древних цивилизаций, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического и творческого воспитания учащихся МОУ гимназии №1.
Структура курса: В программе для 7 классов учащиеся рассматривают мировую художественную культуру с позиции цивилизационного подхода. Данный класс начинает изучение данной дисциплины впервые, поэтому представляется необходимым расширить введение в предмет, раскрывающие сущность и специфику культуры Древних цивилизаций, что предусмотрено авторской программой Солодовникова Ю.А. для изучения в 6 классе. Поэтому в программа Солодовникова Ю.А. для 7 классов мною расширена: добавлены темы по художественной культуре Древнего Мира. Включение новых тем помогает раскрыть и постичь смысл мифологической картины происхождения мира и помогает детям увидеть целостность культуры Древних цивилизаций, тем самым решая важнейший вопрос эпохи: «Что есть мир? И какова в нем роль первых религиозных представлений человека!». В связи с расширением в программе объема изучаемого материала по русской художественной культуре, был сокращен материал о памятниках литературы, так как большинство произведений достаточно широко представлены в соответствующей школьной программе по литературе.
На основании вышесказанного было принято решение разделить курс на 5 тем:
- введение посвящено особенностям первобытной культуры;
- первая глава освещает характерные особенности развития культуры Древнего Мира и Античности во взаимодействии;
- Второй раздел рабочей программы, освещающий вопросы культуры Средневекового Востока, соответствует концепции программы Солодовникова Ю.А. для 7 класса, однако материал подается в более сжатом варианте, больший объем материала отводится на самостоятельное изучение. Добавлены следующие темы в раздел: «Семь чудес света», «Художественные достижения доколумбовой Америки». Тема «Мифология древнего Китая и Японии» сокращена до одного занятия;
- Третий раздел подробно раскрывает представления о художественной культуре Средневековой Европы и Древней и Средневековой Руси. Данный раздел расширен по сравнению с программой Солодовникова Ю.А., с 11 до 13 часов, что соответствует использованию в программе принципа сопоставления русской и европейской художественных культур, при котором произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии. Расширены следующие темы: «выбор веры» - до трех занятий с целью подробного изучения архитектурных школ Руси, «Умозрение в красках» - до трех занятий, с целью подробного изучения живописи Древней и Средневековой Руси, Включение данных разделов помогает раскрыть и постичь смысл символичной триады русской художественной культуры – «Восток – Запад – Россия». Сокращены с 2-х до одного часа рассмотрение следующих тем: «Духовное Делание и Божественное Песнопение» ;
- Четвертый раздел обзорно раскрывает представления о художественной культуре Арабского Халифата и сокращен до трех занятий, добавлен урок-творчество «Наши любимые музеи»;
Все разделы данной программы полностью соответствуют концепции программы Солодовникова Ю.А. для 7 классов, однако, первый раздел расширен до 2-х уроков, а во второй раздел добавлены следующие темы: культура Древних Японии и Китая. Включение данных тем помогает раскрыть и постичь смысл мифологической картины происхождения мира и помогает детям увидеть целостность культуры Древних цивилизаций, тем самым решая важнейший вопрос эпохи: «Что есть мир? И какова в нем роль первых религиозных представлений человека!»
Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.
Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов.
Педагогические задачи:
Воспитать интерес к познанию мира и искусства.
Помочь приобрести дополнительные ЗУН в данной области.
Развивать навыки научно – исследовательской работы методом проектирования.
Научить анализировать и синтезировать научные знания.
Развить художественно – образное мышление через восприятие мира искусства и культуры.
Для формирования знаний и умений следует учить учащихся работать с литературой по искусству и культуре, различными историческими источниками, библиографиями мастеров искусства, формировать навыки исследовательской работы.
Работа над данной программой предусматривает использование видеозаписей, слайдов, музыкальных фонограмм.
Содержание программы рассматривает вечные вопросы, определяющие место человека в окружающем его мире, через синтез искусств и средства выразительности доминирующего искусства каждой конкретной эпохи в истории человечества. Приобщение к «исторической связи времен», к диалогу прошлого и настоящего при освоении стилей, жанров, направлений отдельных произведений искусства, реализуется в процессе творческой рефлексии.
В результате изучения «Мировой художественной культуры» ученик должен знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» 7 а, б, в классы | ||||
№ п/п | Дата Проведения | Содержание урока Содержание урока (тема, вид деятельности учащихся, вид контроля) | Указание номера параграфа, пункта учебника | Примечание |
1 | Введение (Общее понятие о культуре. Формы культуры. Виды искусства. Основное различие между понятиями цивилизация и культура. ) Вводный урок с элементами дискуссии | §. 1 | Создание эскиза или коллажа:«Я и мировая художественная культура» Подготовить развернутый ответ, проиллюстрированный: «Цивилизованный и культурный человек – это одно и тоже?» | |
2 | Первобытное искусство (Особенности первобытного искусства. Памятники первобытной художественной культуры. Синкретизм художественной культуры древних) Комбинированный урок | работа с дидактическими материалами | Творческое задание №1: «Отражение традиций древности в современной архитектуре» или «От древнего до современного зиккурата(пирамиды)» | |
ГЛАВА I: Культура Древних цивилизаций | ||||
3 | Архитектура древних цивилизаций (зиккурат, пирамида, мастаба, дольмен, менгир, кромлех, мегалитическая архитектура, памятники древней архитектуры ) Урок-исследование | работа с дидактическими материалами | Сочинение: «Строитель Стонхенджа», подготовка карточек по архитектуре древних цивилизаций | |
4 | Изобразительное искусство древних цивилизаций (канон, фреска, портрет, колорит, общие черты в изо искусстве древних цивилизаций) Комбинированный урок Урок-путешествие | работа с дидактическими материалами | Подобрать иллюстрации и снабдить их подробным описанием. Д/З на опережение – ознакомиться с § 2 | |
5 | Литература древних цивилизаций (миф, эпос, основная тема эпических сказаний, литературный герой, литературные памятники Др.Египта, Передней Азии, Древней Индии, особенности и различия литературных памятников) урок -постижение | Тест, § 2, ст. 24-36 Вопрос 1. | Д/З вопрос 1, подбор иллюстраций к литературным памятникам, сочинение-размышление: «Может ли герой ради общего блага нарушить нравственные законы?» | |
6 | Скульптура Древних цивилизаций (Скульптура, рельеф, барельеф, горельеф, рельефы храмов и пирамид, Др. Римская скульптура, курос, кора. Мирон, Поликлет,Фидий, человек – «мера всех вещей») урок-исследование | работа с дидактическими материалами | Творческое задание №2: «место древней скульптуры в облике современных городов» или письмо-сказка «Приключение древней скульптуры в современном мегаполисе». технологическая карта №1-7 | |
7 | Религиозные праздники и обряды Древних цивилизаций (многобожие, язычество, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ мертвых, мумификация, зооомрфные боги, антропоморфные боги, дуат, регистр, саркофаг) Урок-постижение | Тест по карточкам, Работа с дидактическими материалами | Заполнение технологической карты №2-7 | |
8 | Храм и космос (Актополь, архитектырный ордер, обелиск, гипотильный зал, пилон, храм, Амона-ра в Луксоре, капитель, колонна, портик, фриз, карниз,метопа, фронтон антаблемент) Урок-исследование | Работа с дидактическими материалами | Заполнение технологической карты №3-7 Сочинение: «Прогулка по Акрополю» | |
9 | Урок-спектакль «Рождение театра» (скена, отцы театра Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан,Апполон, музы: Мельпомена, Клио, калиоппа, Эвтерпа, Эрато,Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания.Орфей. театр в Эпидавре, теарт диониса в Афинах, орхестра, проскений, параскений, парод) подведение итогов за I четверть | Работа с технологической картой №4-7 | Задание на каникулы: проект: «Театр народов мира (театр древности, кабуки, кукольный театр, театр теней» - ст.170-181 учебник Даниловой Г.И. – написать впечатления от посещения театра, попробовать поставить спектакль до 01.2011 | |
ГЛАВА II. Древний и Средневековый Восток: Красота и поэтичность художественных традиций | ||||
10 | Начало всех начал (Архитектура Хараппской культуры. образцы древнеиндийской скульптуры, тримурти: Шива, Вишну, Брахма, веды, индуизм) урок-путешествие | §1 ст. 6-23, | Работа с тезаурусом Ст. 260-261 Составить описание Мохенджо-даро, Подобрать иллюстрации | |
11 | Колесо бытия (монотеизм, буддизм. Будда Гаутама. Сравнение с культом Атона. Нирвана,сансара, карма, колесо закона, панча-шила) Комбинированный урок | §3 Ст. 38-51 | Вопрос 1 ст. 51 Тезаурус ст.261 | |
12 | Колесо бытия ( Канонические традиции буддийского искусства. Изображение Будды. Храмовая архитектура: ступа, столбы-стамбхи, торана, Борободур) Урок-путешествие | Работа по карточкам §3 Ст.44-47 Работа с дидактическим материалом | Творческое задание на выбор №3: «Прогулка о улицам Дели(Варанси)», «Путешествие по Священной Ганг». | |
13 | Мифология древних Китая и Японии (триада великих богов Японии, Пань-гу, Инь-Янь, 5 первоэлементов, культ предков, религии Востока:конфуцианство, даосизм, буддизм, синтоизм,синто,Лунь юй) Урок-постижение | §4 Ст.55-61 §5 Ст.69-73 §6 Ст.81-86 | Вопросы: 1-2 ст. 79 | |
14 | Культура Древнего и Средневекового Китая (Великая китайская стена, терракотовая армия, Запретный город, особенности живописи, гравюры) урок-путешествие | Тест §4 Ст.61-65 §5 Ст. 73-79 | Подобрать иллюстрации, составить план-схему «Запретного города» | |
15 | «Синто-Путь богов» («все лишнее - безобразно», кодекс самурая, дземон, танка и хокку, пагода, цветовая символика в архитектуре,кофун, тории, хризантема – символ Японии) Урок-созерцание | §6 Ст. 87-93 | Творческое задание на выбор №4 по выбору: «Гравюра Андро Хиросигэ»,»Сто видов Фудзи Кацусики Хокусая» Составить карточки. подобрать танка и хокку на тему: времена года, природа, душа. | |
16 | Рукотворная вселенная (эстетика японского интерьера, каллиграфия, живописные жанры, живопись Ван Вэя и Го Си, сад камней,сухой пейзаж, цукияма, хиранива икебана) Урок-постижение подведение итогов за II четверть | §7 Ст.97-111 Решение кроссворда | Творческое задание на выбор №5 по выбору: Создание сада камней или акварели в японском стиле Задание на каникулы: подготовка мини проектов по семи чудесам света | |
17 | Урок творчества «Семь чудес света» (Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Александрийский Маяк, Пирамиды Гизы) | Подбор иллюстраций | ||
18 | Художественные достижения доколумбовой Америки (искусство ацтеков, майя, инков) Урок-путешествие | Тест по карточкам Учебник Г.И.Данилова 7-9 классы ст.54-58 | Составить карточки. подобрать иллюстрации | |
Итоговый контроль по Древнему миру проходит в рамках игры «Алфавит» | Повторение всего курса мхк за 2 четверти | |||
ГЛАВА III Художественная культура Средневековой Европы и Древней Руси | ||||
18 | Избранные богом (Христианство – 2 мировая религия. Библия. Ветхий завет. Моисей. Гора Синай.Скрижали) Урок-путешествие | § 8 Ст. 119-131 Вопрос 1,1.ст 131 | Подобрать иллюстрации к ветхозаветным сюжетам. | |
19 | Избранные богом (Новый завет . Нагорная проповедь. Основные новозаветные сюжеты. Символы хритианства) Урок-постижение | § 8 Ст. 119-131 Вопрос 1,2 – 2 ст. 131 Работа с дидактическим материалом | Сочинение: «Человек есть образ Божий» (на основании отрывков «творение Василия Великого», «Человек есть образ Божий», «Уроки воспитания детей») | |
20 | Взгляд сквозь небо (Разделение вселенской церкви на православную и католическую. Византийский храм. Аяй – София, базилика, купол. Формула Витрувия, устройство храма) Комбинированный урок | § 9 ст. 132 - 140 | ||
21 | Рождение Романского и Готического стилей (синтез архитектуры и скульптуры, Собр в Амьене, Шартре, Парижской Богоматери, в Кёльне, готическая роза , витраж, гаргулии, неф, портал) Урок-путешествие | § 9 ст. 142- 149 вопрос 1-2 ст.149 | Составить схему романского и готического храмов Сочинение или творческое задание №6 по выбору: «Прогулка по средневековому собору» | |
22 | Выбор веры (Верования древних славян. Принятие Христианства. Збручский идол, Макошь, Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Даждьбог. Мировое древо.) Урок-постижение | Работа по карточкам § 10 ст. 150-157 | Подготовка к уроку творчеству: Подбор иллюстраций, Сделать карточки | |
23 | Выбор веры – архитектурные школы Древней Руси (плинфа, Десятинная церковь, церковь Спаса на Нередице, Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Церковь Покрова на Нерли,Церковь Святой Софии в Киеве, шатровый храм, луковичный и шлемовидный купола) Урок-творчество | § 10 ст. 158-167 | Технологическая карта №9-7 | |
24 | Выбор веры – деревянное зодчество Древней Руси (Кижи, деревянная изба, Деревянный дворец в Коломенском, Деревянный Кремль Ивана Калиты) Урок-постижение | Тест на классификацию § 10 ст. 158-167 | Технологическая карта №10-7 | |
25 | Московский Кремль Урок-путешествие | Работа с дидактическим материалом | Технологическая карта №11-7 Творческая работа №7 по выбору: «Средневековый город» | |
26 | Творческая мастерская «Монастыри Др. Руси» подведение итогов за III четверть | § 11 ст. 167-181 | Подготовка Проектов-путешествий по древним монастырям | |
27 | Умозрение в красках (Иконы. Символика. Церковный канон. Язык древнерусской живописи. ) урок-постижение | § 12 ст. 181-200 | Технологическая карта №12-7 Подготовка к творческому заданию №8 | |
28 | Умозрение в красках (Византийская фреска. Настенная живопись) комбинированный урок | § 12 ст. 181-200 | Технологическая карта №12-7 | |
29 | Умозрение в красках Феофан Грек и Андрей Рублев урок-созерцание | Работа по карточкам § 12 ст. 181-200 | Технологическая карта №12-7 Творческое задание №8 по темам: «небеса ручной работы»; «Средневековая книга», «Ювелирное искусство», «Древнерусский костюм» | |
30 | Божественное песнопение (Григорианский хорал, Месса. . Роман Сладкопевец. Кондак. Литургия) урок-погружение | Тест § 13 ст.200-215 | ||
ГЛАВА VI. Художественная культура стран Арабского Халифата | ||||
31 | Художественная культура стран арабского халифата. (Рождение и распространение ислама. Мухаммед – мифологизированная личность. Коран, сунна) Урок-постижение | §14 - § 15 ст.216-240 задание 2,4 ст. 232 задание 2,3 ст. 244 | Творческая работа №9 по выбору: «Мудрая поэзия омара Хаяма» | |
32 | Художественная культура стран арабского халифата. (Поэзия востока) Комбинированный урок | § 15 ст.232-240 задание 1,4 ст. 244 | Сделать карточки | |
33 | Слепок вечности (Мечеть. Признаки мечети. Отказ от изображения предметного мира. Орнамент.) Урок-путешествие | Работа по карточкам§ 16 ст. 245-258 задание 1,2 ст.258 | Зарисовать схему мечети в тетради Подбор иллюстраций Составить кроссворд | |
34 | Контрольно-обобщающий урок подведение итогов за IV четверть |
Всего: в 1 четверти – 9 уроков, контрольных работ – 0 , творческих обязательных работ - 2; творческих работ по выбору – 0;
во 2 четверти - 7 уроков, контрольных работ – 0 , творческих обязательных работ - 0; творческих работ по выбору – 3;
в 3 четверти - 10 уроков, контрольных работ – 0 , творческих обязательных работ - 1; творческих работ по выбору – 2;
в 4 четверти - 8 уроков, контрольных работ – 1 , творческих обязательных работ - 1; творческих работ по выбору – 1;
Итого: за год 34 урока, контрольных работ - 1, обязательных работ - 4; творческих работ по выбору – 6;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...
Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс
Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...
Планирование по литературе для 11 класса по программе В.Я.Коровиной (профильный уровень)
Уроки литературы в 11 классе (профильный уровень ) рассчитаны на 5 уроков в неделю....
Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 11 класс
Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 11 класс...
Рабочая программа углублённого изучения биологии профильный уровень 10 класс
Автор: Черепанова Татьяна ВячеславовнаУчитель биологии МОУ СШ№3 Города Тутаева Ярославской областиРабочая программа соответствует ребованиям ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе В. В. Бабайцевой (профильный уровень)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса...
Филологический анализ литературного произведения в 10 классе. Программа элективного учебного предмета (профильный уровень).
Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о ру...