Программа по МХК Солодовников профильный уровень 7 класс
календарно-тематическое планирование (мировая художественная культура, 7 класс) по теме

Ксения Леонидовна Смирнова

РАССМОТРЕНО                           СОГЛАСОВАНО                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры          с заместителем                       директор гимназии

протокол №_______             директора по УВР                                            

«____»__________ 200_г    «___»_________ 200_г                «___»________200_г

_____________________     ____________________                _________________

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Календарно-тематическое планирование

учебного материала на 2011/2012 учебный год

 

 

Учитель Смирнова Ксения Леонидовна

 

Предмет Мировая Художественная Культура

 

Класс 7              количество часов в неделю по программе 1  количество часов на год 34

 

Планирование составлено на основе (программа ( гос., авт.), название, автор, издательство, год издания)

Авторы Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ 6-11 кл. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

 

Учебный комплекс для обучающихся (название, автор, издательство, год издания)

 

Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений Мировая Художественная Культура /Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение», 2008 г.

 

 

Наличие методических разработок для учителя, дополнительная литература

 

Методическое пособие по Мировой Художественной Культуре/ Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение» 2006г.

Учебное пособие по МХК, Вариации прекрасного/ А.М.Вачьянц. – 4-у изд. – М:Айрис-пресс, 2008 г.

Мировая художественная культура. 7 класс: поурочные планы/ Ю.Е. Галушкина. – Волгоград: Учитель 2006г.

СDROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» - мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ.

( 1800 фотографий и иллюстраций памятников культуры, более 150 фрагментов музыкальных произведений, 30 видеофрагментов, словарь, творческие задания)

Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая.

 

 

 

 

Подпись учителя ______________________

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

 

 Учебно-методический комплект по учебному курсу «Мировая художественная культура» 7 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 7 класс.

  Количество часов по программе может варьироваться от 34 до 68 часов в год. В данном случае избран 1 вариант включения курса «Мировая художественная культура» 7 класс в учебный план МОУ гимназии №1. 

Содержание программы.

Данная рабочая программа разработана с учетом Государственного стандарта на основе авторской программы Солодовникова Ю.А., Предтеченской Л.М. Мировая художественная культура: 6-11 кл.

Цель программы: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира и их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.

Задачи курса: - раскрыть истоки и основные этапы развития художественной культуры народов мира;

- выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;

- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;

-  проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры и музыки) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.

    В основу программы был положен принцип историзма, как способ «погружения в культуру» определенной исторической эпохи. Отличие данной программы от авторской состоит - в концентрации материала, освещающего доминантные  идеи эпохи Древних цивилизаций, имеющие актуальное значение  для духовно-нравственного, эстетического и творческого воспитания учащихся МОУ гимназии №1.

     Структура курса: В программе для 7 классов учащиеся рассматривают мировую художественную культуру с позиции цивилизационного подхода. Данный класс начинает изучение данной дисциплины впервые, поэтому представляется необходимым расширить введение в предмет, раскрывающие сущность и специфику культуры Древних цивилизаций, что предусмотрено авторской программой Солодовникова Ю.А. для изучения в 6 классе. Поэтому в программа Солодовникова Ю.А. для 7 классов мною расширена: добавлены темы по художественной культуре Древнего Мира. Включение новых тем помогает раскрыть и постичь смысл мифологической картины происхождения мира и помогает детям увидеть целостность культуры Древних цивилизаций, тем самым решая важнейший вопрос эпохи: «Что есть мир? И какова в нем роль первых религиозных представлений человека!». В связи с расширением в программе объема изучаемого материала по русской художественной культуре, был сокращен материал о памятниках литературы, так как большинство произведений достаточно широко представлены в соответствующей школьной программе по литературе.

На основании вышесказанного было принято решение разделить курс на 5 тем:

- введение посвящено особенностям первобытной культуры;

- первая глава освещает характерные особенности развития культуры Древнего Мира и Античности во взаимодействии;

- Второй раздел рабочей программы, освещающий вопросы культуры Средневекового Востока, соответствует концепции программы Солодовникова Ю.А. для 7 класса, однако материал подается в более сжатом варианте, больший объем материала отводится на самостоятельное изучение. Добавлены следующие темы в раздел: «Семь чудес света», «Художественные достижения доколумбовой Америки». Тема «Мифология древнего Китая и Японии» сокращена до одного занятия;

- Третий раздел подробно раскрывает представления о художественной культуре Средневековой Европы и Древней и Средневековой Руси. Данный раздел расширен по сравнению с программой Солодовникова Ю.А., с 11 до 13 часов, что соответствует использованию в программе принципа сопоставления русской и европейской художественных культур, при котором произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии. Расширены следующие темы: «выбор веры» - до трех занятий с целью подробного изучения архитектурных школ Руси, «Умозрение в красках» - до трех занятий, с целью подробного изучения живописи Древней и Средневековой Руси, Включение данных разделов помогает раскрыть и постичь смысл символичной триады русской художественной культуры – «Восток – Запад – Россия». Сокращены с 2-х до одного часа рассмотрение  следующих тем: «Духовное Делание и Божественное Песнопение» ;

- Четвертый раздел обзорно раскрывает представления о художественной культуре Арабского Халифата и сокращен до трех занятий, добавлен урок-творчество «Наши любимые музеи»;

 

Все разделы данной программы полностью соответствуют концепции программы Солодовникова Ю.А. для 7 классов, однако, первый раздел расширен до 2-х уроков, а во  второй раздел добавлены следующие темы: культура Древних Японии и Китая. Включение данных тем помогает раскрыть и постичь смысл мифологической картины происхождения мира и помогает детям увидеть целостность культуры Древних цивилизаций, тем самым решая важнейший вопрос эпохи: «Что есть мир? И какова в нем роль первых религиозных представлений человека!»

   Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности,  актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов.

Педагогические задачи:

Воспитать интерес к познанию мира и искусства.

Помочь приобрести дополнительные ЗУН в данной области.

Развивать навыки научно – исследовательской работы методом проектирования.

Научить анализировать и синтезировать научные знания.

Развить художественно – образное мышление через восприятие мира искусства и культуры.

Для формирования знаний и умений следует учить учащихся работать с литературой по искусству и культуре, различными историческими источниками, библиографиями мастеров искусства, формировать навыки исследовательской работы.

   Работа над данной программой предусматривает использование видеозаписей, слайдов, музыкальных фонограмм.

   Содержание программы рассматривает вечные вопросы, определяющие место человека в окружающем его мире, через синтез искусств и средства выразительности доминирующего искусства каждой конкретной эпохи в истории человечества. Приобщение к «исторической связи времен», к диалогу прошлого и настоящего при освоении стилей, жанров, направлений отдельных произведений искусства, реализуется в процессе творческой рефлексии.

В результате изучения «Мировой художественной культуры» ученик должен знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
    выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • выбора путей своего культурного развития;
    • организации личного и коллективного досуга;
    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
    • самостоятельного художественного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

«Мировая художественная культура» 7 а, б, в классы

№ п/п

Дата Проведения

Содержание урока Содержание урока

(тема, вид деятельности учащихся, вид контроля)

Указание номера параграфа, пункта учебника

Примечание

1

Введение

(Общее понятие о культуре. Формы культуры. Виды искусства. Основное различие между понятиями цивилизация и культура. )

Вводный урок с элементами дискуссии

§. 1

Создание эскиза или коллажа:«Я и мировая художественная культура»

Подготовить развернутый ответ, проиллюстрированный: «Цивилизованный и культурный человек – это одно и тоже?»

2

Первобытное искусство

(Особенности первобытного искусства. Памятники первобытной художественной культуры.

Синкретизм художественной культуры древних)

Комбинированный урок

работа с дидактическими материалами

Творческое задание №1: «Отражение традиций древности в современной архитектуре» или «От древнего до современного зиккурата(пирамиды)»

ГЛАВА I:      Культура Древних цивилизаций

3

Архитектура древних цивилизаций

(зиккурат, пирамида, мастаба, дольмен, менгир, кромлех, мегалитическая архитектура, памятники древней архитектуры )

Урок-исследование

работа с дидактическими материалами

Сочинение: «Строитель Стонхенджа», подготовка карточек по архитектуре древних цивилизаций

4

Изобразительное искусство древних цивилизаций (канон, фреска, портрет, колорит, общие черты в изо искусстве древних цивилизаций)

Комбинированный урок

Урок-путешествие

работа с дидактическими материалами

Подобрать иллюстрации и снабдить их подробным описанием.

Д/З на опережение – ознакомиться с § 2

5

Литература древних цивилизаций

(миф, эпос, основная тема эпических сказаний, литературный герой, литературные памятники Др.Египта, Передней Азии, Древней Индии, особенности и различия литературных памятников)

урок -постижение

Тест,

§ 2, ст. 24-36

Вопрос 1.

Д/З вопрос 1, подбор иллюстраций к литературным памятникам, сочинение-размышление: «Может ли герой ради общего блага нарушить нравственные законы?»

6

Скульптура Древних цивилизаций

(Скульптура,  рельеф, барельеф, горельеф, рельефы храмов и пирамид, Др. Римская скульптура, курос, кора. Мирон, Поликлет,Фидий, человек – «мера всех вещей»)

урок-исследование

работа с дидактическими материалами

Творческое задание №2: «место древней скульптуры в облике современных городов» или письмо-сказка «Приключение древней скульптуры в современном мегаполисе». технологическая карта №1-7

7

Религиозные праздники и обряды Древних цивилизаций

(многобожие, язычество, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ мертвых, мумификация, зооомрфные боги, антропоморфные боги, дуат, регистр, саркофаг)

Урок-постижение

Тест по карточкам,

Работа с дидактическими материалами

Заполнение технологической карты №2-7

8

Храм и космос

(Актополь, архитектырный ордер, обелиск, гипотильный зал, пилон, храм,  Амона-ра в Луксоре, капитель, колонна, портик, фриз, карниз,метопа, фронтон антаблемент)

Урок-исследование

Работа с дидактическими материалами

Заполнение технологической карты №3-7

Сочинение: «Прогулка по Акрополю»

9

Урок-спектакль «Рождение театра»

(скена, отцы театра Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан,Апполон, музы: Мельпомена, Клио, калиоппа, Эвтерпа, Эрато,Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания.Орфей. театр в Эпидавре, теарт диониса в Афинах, орхестра, проскений, параскений, парод)

подведение итогов за I четверть

Работа с технологической картой №4-7

Задание на каникулы: проект: «Театр народов мира (театр древности, кабуки, кукольный театр, театр теней» - ст.170-181 учебник Даниловой Г.И. – написать впечатления от посещения театра, попробовать поставить спектакль до 01.2011

ГЛАВА  II.  Древний и Средневековый Восток: Красота и поэтичность художественных традиций

10

 Начало всех начал

(Архитектура Хараппской культуры.

образцы древнеиндийской скульптуры, тримурти: Шива, Вишну, Брахма, веды, индуизм)

урок-путешествие

§1 ст. 6-23,

Технологическая карта №5-7

Работа с тезаурусом

Ст. 260-261

Составить описание Мохенджо-даро,

Подобрать иллюстрации

11

Колесо бытия

(монотеизм, буддизм.  Будда Гаутама. Сравнение с культом Атона. Нирвана,сансара, карма, колесо закона, панча-шила)

Комбинированный урок

§3

Ст. 38-51

Вопрос 1 ст. 51

Тезаурус ст.261

12

Колесо бытия

( Канонические традиции буддийского искусства. Изображение Будды. Храмовая архитектура: ступа, столбы-стамбхи, торана, Борободур)

Урок-путешествие

Работа по карточкам

§3

Ст.44-47

Работа с дидактическим материалом

Творческое задание на выбор №3: «Прогулка о улицам Дели(Варанси)», «Путешествие по Священной Ганг».

13

 Мифология древних Китая и Японии

(триада великих богов Японии, Пань-гу, Инь-Янь, 5 первоэлементов, культ предков, религии Востока:конфуцианство, даосизм, буддизм, синтоизм,синто,Лунь юй)

Урок-постижение

§4

Ст.55-61

§5

Ст.69-73

§6

Ст.81-86

Технологическая карта №6-7

Вопросы: 1-2 ст. 79

14

Культура Древнего и Средневекового Китая

(Великая китайская стена, терракотовая армия, Запретный город, особенности живописи, гравюры)

урок-путешествие

Тест

§4

Ст.61-65

§5

Ст. 73-79

Подобрать иллюстрации, составить план-схему «Запретного города»

15

«Синто-Путь богов»

(«все лишнее - безобразно», кодекс самурая, дземон, танка и хокку, пагода, цветовая символика в архитектуре,кофун, тории, хризантема – символ Японии)

Урок-созерцание

§6

Ст. 87-93

Творческое задание на выбор №4 по выбору: «Гравюра Андро Хиросигэ»,»Сто видов Фудзи   Кацусики Хокусая»

Составить карточки.

подобрать танка и хокку на тему: времена года, природа, душа.

16

Рукотворная вселенная

(эстетика японского интерьера, каллиграфия, живописные жанры, живопись Ван Вэя и Го Си, сад камней,сухой пейзаж, цукияма, хиранива икебана)

Урок-постижение

подведение итогов за II  четверть

§7

Ст.97-111

Решение кроссворда

Творческое задание на выбор №5 по выбору: Создание сада камней или акварели в японском стиле

Задание на каникулы: подготовка мини проектов по семи чудесам света

17

Урок творчества

«Семь чудес света»                         (Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Александрийский Маяк, Пирамиды

Гизы)

Технологическая карта №7-7

Подбор иллюстраций

18

Художественные достижения доколумбовой Америки

(искусство ацтеков, майя, инков)

Урок-путешествие

Тест по карточкам

Учебник Г.И.Данилова

7-9 классы ст.54-58

Составить карточки.

подобрать иллюстрации  

Итоговый контроль по Древнему миру проходит в рамках игры «Алфавит»

Повторение всего курса мхк за 2 четверти

ГЛАВА III   Художественная культура Средневековой Европы и Древней Руси

18

Избранные богом

(Христианство – 2 мировая религия. Библия. Ветхий завет. Моисей. Гора Синай.Скрижали)

Урок-путешествие

§ 8

Ст. 119-131

Вопрос 1,1.ст 131

Подобрать иллюстрации к ветхозаветным сюжетам.

19

Избранные богом

(Новый завет . Нагорная проповедь. Основные новозаветные сюжеты. Символы хритианства)

Урок-постижение

§ 8

Ст. 119-131

Вопрос 1,2 – 2 ст. 131

Работа с дидактическим материалом

Сочинение: «Человек есть образ Божий» (на основании отрывков «творение Василия Великого», «Человек есть образ Божий», «Уроки воспитания детей»)

20

Взгляд сквозь небо

(Разделение вселенской церкви на православную и католическую. Византийский храм. Аяй – София, базилика, купол. Формула Витрувия, устройство храма)

Комбинированный урок

§ 9

 ст. 132 - 140

Технологическая карта №8-7

21

Рождение Романского и Готического стилей (синтез архитектуры и скульптуры, Собр в Амьене, Шартре, Парижской Богоматери, в Кёльне, готическая роза , витраж, гаргулии, неф, портал)  

Урок-путешествие

§ 9

ст. 142- 149

вопрос 1-2 ст.149

Составить схему романского и готического храмов

Сочинение или творческое задание №6 по выбору: «Прогулка по средневековому собору»

22

Выбор веры (Верования древних славян. Принятие Христианства. Збручский идол, Макошь, Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Даждьбог. Мировое древо.)

Урок-постижение

Работа по карточкам

§ 10

ст. 150-157

Подготовка к уроку творчеству: Подбор иллюстраций,

Сделать карточки

23

Выбор веры – архитектурные школы Древней Руси

(плинфа, Десятинная церковь, церковь Спаса на Нередице, Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Церковь Покрова на Нерли,Церковь Святой Софии в Киеве, шатровый храм, луковичный и шлемовидный купола)

Урок-творчество

§ 10

ст. 158-167

Технологическая карта №9-7

24

Выбор веры – деревянное зодчество Древней Руси

(Кижи, деревянная изба, Деревянный дворец в Коломенском, Деревянный Кремль Ивана Калиты)

Урок-постижение

Тест на классификацию

§ 10

ст. 158-167

Технологическая карта №10-7

25

Московский Кремль

Урок-путешествие

Работа с дидактическим материалом

Технологическая карта

№11-7

Творческая работа №7 по выбору: «Средневековый город»

26

Творческая мастерская

«Монастыри Др. Руси»

подведение итогов за III четверть 

§ 11

ст. 167-181

Подготовка Проектов-путешествий по древним монастырям

27

Умозрение в красках

(Иконы. Символика. Церковный канон. Язык древнерусской живописи. )

урок-постижение

§ 12

ст. 181-200

Технологическая карта №12-7

Подготовка к творческому заданию №8

28

Умозрение в красках

(Византийская фреска. Настенная живопись)

комбинированный урок

§ 12

ст. 181-200

Технологическая карта №12-7

29

Умозрение в красках

Феофан Грек и Андрей Рублев

урок-созерцание

Работа по карточкам

§ 12

ст. 181-200

Технологическая карта №12-7

Творческое задание №8 по темам: «небеса ручной работы»; «Средневековая книга», «Ювелирное искусство», «Древнерусский костюм»

30

Божественное песнопение

(Григорианский хорал, Месса.

. Роман Сладкопевец. Кондак. Литургия)

урок-погружение

Тест

§ 13

ст.200-215

ГЛАВА  VI. Художественная культура стран Арабского Халифата

31

Художественная культура стран арабского халифата.

(Рождение и распространение ислама. Мухаммед – мифологизированная личность. Коран, сунна)

Урок-постижение

§14 - § 15

ст.216-240

задание 2,4

ст. 232

задание 2,3

ст. 244

Творческая работа №9 по выбору: «Мудрая поэзия омара Хаяма»

32

Художественная культура стран арабского халифата.

(Поэзия востока)

Комбинированный урок

§ 15

ст.232-240

задание 1,4

ст. 244

Сделать карточки

33

Слепок вечности

(Мечеть. Признаки мечети. Отказ от изображения предметного мира.

Орнамент.)

Урок-путешествие

Работа по карточкам§ 16

ст. 245-258

задание 1,2

ст.258

Зарисовать схему мечети в тетради

Подбор иллюстраций

Составить кроссворд

34

Контрольно-обобщающий урок

подведение итогов за IV четверть

Всего: в 1 четверти – 9 уроков, контрольных работ – 0 , творческих обязательных работ - 2; творческих работ по выбору – 0;

 во 2 четверти - 7 уроков, контрольных работ – 0 , творческих обязательных работ - 0; творческих работ по выбору – 3;

 в 3 четверти - 10 уроков, контрольных работ – 0 , творческих обязательных работ - 1; творческих работ по выбору – 2;

 в 4 четверти - 8 уроков, контрольных работ – 1 , творческих обязательных работ - 1; творческих работ по выбору – 1;

Итого: за год 34 урока, контрольных работ - 1, обязательных работ - 4; творческих работ по выбору – 6;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...

Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс

Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...

Планирование по литературе для 11 класса по программе В.Я.Коровиной (профильный уровень)

Уроки литературы в 11 классе (профильный уровень ) рассчитаны на 5 уроков в неделю....

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 11 класс

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 11 класс...

Рабочая программа углублённого изучения биологии профильный уровень 10 класс

Автор: Черепанова Татьяна ВячеславовнаУчитель биологии МОУ СШ№3 Города Тутаева Ярославской областиРабочая программа соответствует ребованиям ФГОС...

Филологический анализ литературного произведения в 10 классе. Программа элективного учебного предмета (профильный уровень).

Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о ру...