В музей на урок...
методическая разработка по мхк (7 класс) по теме

Белоглазова Любовь Григорьевна

Урок мировой художественной культуры в 7 классе по теме "Средневековая книга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок мировой художественной культуры.

7 класс. Тема «Средневековая рукописная книга»

                                      1 часть урока – теоретическая в классе ( 15 минут).

       Цель урока:

  1. дать знания об истории создания основных источников информации в средние века
  2. дать краткие представления об изобретении книгопечатания.

Понятия: палеография, пергамент, диплом, кодекс, основные размеры листа, бумага, орудия письма, чернила, инициал, миниатюра, иллюминация, переплет,скрипторий, манускрипт, инкунабула, каллиграф – переписчик, рубрикатор, миниатор.

Наглядный материал: слайды  с  фотографиями  средневековых книг, скрипториев, письменных принадлежностей.

                         2 часть – урок в музее  истории книги «ИстоК» ( 15 минут).

Цель урока в музее:

  1. познакомить с музейными экспонатами по теме урока
  2. дать дополнительные сведения о пергаменте и переплетах: марокен, сафьян, шагрень. «Книги в жемчугах ходят» - русская пословица. Русская рукописная книга, летописец  Нестор.

Музейные экспонаты: макет старинной книги, старинные письменные принадлежности, фрагмент рукописной книги, таблички с новыми терминами и понятиями.

                 3,4 часть – возвращение в класс, проверка  усвоенного материала (8 минут),

                             подведение итогов, выводы, домашнее задание (2минуты)

                                                       Основные тезисы  урока

1 часть – урок в классе

  1. Палеография – наука, изучающая  материалы, орудия для письма и знаки письма, применявшиеся людьми прошлого (греч. grapho - "пишу", paleo - "древний").
    Функции и назначение средневековой рукописной книги.

2.  Материалы  для изготовления рукописной книги:

-пергамен - материал из коровьей кожи  и других животных, профессия пергаменщика,  

 стадии изготовления пергамена: выделка,  разлиновка, изготовление  дипломов ( сложенных  

 вдвое листов), кодексов ( сшитых между собой дипломов);

- бумага – изобретение бумаги – Китай, проникновение бумаги в Европу и Россию;

3. Орудия письма:

      - стиль (лат. stilus), сохранившийся с античной эпохи, представлял собой заостренную с

        одного конца металлическую палочку для письма на навощенных  дощечках,  другим,

        тупым,  концом стирали написанное;

- перья и калам – камышовая тростинка, металлические перья;

-  изготовление чернил; чернильницы – рог, вставляемый в специальное отверстие в столе,  

   переносные чернильницы.

4. Элементы декоративного оформления книги:

        - миниатюра – многоцветный рисунок, сделанный от руки, небольшая картинка;

        - заставка – небольшая орнаментальная или изобразительная композиция,

выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги;

       - инициал – буквица – заглавная буква, помещаемая в начале текста книги, главы,

части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки,  изображавшие диковинных птиц, зверей, чудовищ. Их выделяли красной краской  или золотом.

       - краска для украшения рукописей: золотая, серебряная, красная - киноварь.

5. Мастера по изготовлению книги:

-  Писцы, занимавшиеся изготовлением рукописных книг, как правило, делились на

два цеха:  скрипторы или либрарии переписывали обычные книги, а нотарии –

        дипломатические. Это были люди князя, либо церкви (монахи). Скриптории  - это

        особые комнаты в монастырях, где под надзором   библиотекаря переписывались

        книги.

  -  миниатор -  художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы;

-  рубрикатор - раскрашивал красным отдельные строки, заголовки. Инициал  или

   миниатюру иногда раскрашивали сусальным золотом или серебром.

            Типы письма: каролингский минускул, галльское письмо, устав, полуустав, вязь  и др.

2 часть – урок в музее

   1.Знакомство с музейными экспонатами: старинная  книга (1797 год)

      со вставленными рукописными листами  и датой  издания  в типографии Москвы.

      Рассматривание заставки, буквицы, миниатюры, шрифта в книге.

      Макет рукописной книги.  «Книги в жемчугах ходят», «От доски до доски»,

     «Мнится, писание - легкое дело, пишут два перста, а болит все тело» -

      русские половицы.

  2. Виды кожаных переплетов: хартия, сафьян, марокен, шагрень, акулья кожа.

      Манускрипт ( европейское название рукописи  ману-рука, скрипти – пишу),

      рукопись,  фолиант ( книга большого формата), инкунабула – «колыбель», так

      называют первые печатные книги

    3.Первая  русская  рукописная книга – «Остромирово евангелие» ( 1056 год)

                                           3 часть урока- проверка усвоенного материала.

1.Можно ли рукописную книгу  назвать произведением искусства?

2.Почему инициал ( буквица) выделяли красным, а не синим или зеленым цветом?

   А как мы сегодня отмечаем начало новой мысли в тексте?

3.Как называется первая рукописная книга и почему так?

4.Что написал летописец Нестор?

                                        4 часть – подведение  итогов, домашнее задание  

1. Нарисовать буквицу, заставку или миниатюру.

         Так, приобретаемые на уроках знания закрепляются  при посещении музея, а урок проведенный в стенах музея, приносит удовольствие. В результате проведения урока в музее расширяются знания учащихся в области  литературы и истории,  происходит духовное обогащение  личности ребенка, воспитывается культура общения и поведения в музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"

Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок-экскурсия по музею "Кутлу-Букашский музей"

\' KUTLU BUKASH MUSEUM\'(in the school of the village Kutlu Bukash, region Rybnaya Sloboda, the republic of Tatarstan) Цели: научить учащихся делать представление своего школьного музея на английск...

Экскурсия в Музей истории усадьбы Щапово и урок "Рисование в музее"

В мае 2016 года ученики художественного отделения побывали на экскурсии в Музее истории усадьбы Щапово. Экскурсия была посвещена народным промыслам и истории производства набивных тканей и кружев в Ща...

Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...