Рабочие программы по МХК 10- 11 классы.
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Рабочая программа по МХК 10 класс составлена к учебникуЛ.Г.Емохоновой.

Рабочая программа по МХК 11 класс составлена к учебнику Г.И.Даниловой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №  7

от ___ _________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

__  ___________ 2014 г

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МОКУ Владимировская СОШ

 Миронова Валентина Николаевна

пр.№ __  ___ ________ 2014 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 «Мировая художественная культура»

для  10 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель: учитель                      

                                                                                                                                                    Бычкова Т. Э.

с.Владимировка

2014 г.

                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования, на основании программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура.  Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.

Цель: Формирование знаний в области мировой и отечественной культур разных эпох.

Задачи курса: 

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и    зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать /понимать:

-    основные виды и жанры искусства;

-    изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-    шедевры мировой художественной культуры;

-   особенности языка различных видов искусства;

уметь:

-   узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

-   устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-   пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-   выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

-   выбора путей своего культурного развития;

-   организации личного и коллективного досуга;

-   выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

-   самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное  участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.

Основное содержание курса.

1.Художественная культура первобытного мира (3 часа).

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

2.Художественная культура древнего мира (14 часов)

2.1.Месопотамия (1 час)

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы специфика месопотамского изобразительного искусства.

2.2.Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

2.3.Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

2.4.Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

2.5.Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

2.6.Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.

2.7.Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.

2.8.Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

3.Художественная культура средних веков (14 часов)

3.1.Византия и Древняя Русь (7 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

3.2.Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла

Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

3.3.Новое искусство — Арс нова (3 часа)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

4.Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в средние века (3 часа)

4.1.Китай (1 час)

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

4.2.Япония (1 час)

Культ природы кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

4.3.Ближний Восток (1 час)

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

Календарно- тематическое планирование по Мировой художественной культуре 10 класс (34ч – 1 час в неделю).

Дата

№ урока

№ урока в блоке

Тема урока

Кол-во часов

Форма урока

Научно- познавательные компетенции

Информа-ционные компетенции

Домашнее задание

1.Художественная культура первобытного мира (3ч)

1

1

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы.

1

ИНМ

Знать: Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса.

Мультимедийная поддержка.

2

2

Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.

1

ИНМ

Знать: Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне.

Мультимедийная поддержка.

3

3

Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометрический орнамент.

1

ИНМ

Знать: Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне.

Мультимедийная поддержка.

2.Художественная культура Древнего мира (14ч)

2.1. Месопотамия (1ч).

4

1

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства.

1

ИНМ

Знать: Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы специфика месопотамского изобразительного искусства.

Мультимедийная поддержка.

2.2.Древний Египет (2ч).

5

1

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра.

1

ИНМ

Знать: Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке.

Мультимедийная поддержка.

6

2

Магия. Декор гробниц.

Канон изображения фигуры  на плоскости

1

Комб.

Знать: Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

Мультимедийная поддержка.

2.3. Древняя Индия (2ч).

7

1

Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.

1

ИНМ

Знать: Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.

Мультимедийная поддержка.

8

2

Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия.

1

Комб.

Знать: Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

Мультимедийная поддержка.

2.4. Древняя Америка (1ч).

9

1

Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.

1

ИНМ

Знать: Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

Мультимедийная поддержка.

2.5. Крито- микенская культура (1ч).

10

1

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

1

ИНМ

Знать: Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

Мультимедийная поддержка.

2.6. Древняя Греция (4ч).

11

1

Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

1

ИНМ

Знать: Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики.

Мультимедийная поддержка.

12

2

Эволюция греческого рельефа от архаики  до высокой классики.

1

Комб.

Знать: Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

Мультимедийная поддержка.

13

3

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.

1

Комб.

Знать: Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада.

Мультимедийная поддержка.

14

4

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.

1

Комб.

Знать: Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.

Мультимедийная поддержка.

2.7. Древний Рим (2ч).

15

1

Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи.

1

ИНМ

Знать: Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон.

Мультимедийная поддержка.

16

2

Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора.

1

Комб.

Знать: Планировка римского дома. Фрески и мозаика основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.

Мультимедийная поддержка.

2.8.Раннехристианское искусство (2ч).

17

1

Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика.

1

ИНМ

Знать: Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

Мультимедийная поддержка.

3.Художественная культура средних веков (13ч)

3.1. Византия и Древняя Русь (7ч).

18

1

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика.

1

ИНМ

Знать: Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая символика крестово-купольного храма.

Мультимедийная поддержка.

19

2

Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси.

1

Комб.

Знать: Топографическая и временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие.

Мультимедийная поддержка.

20

3

Византийский стиль в мозаичном декоре.

1

Комб.

Знать: Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве.

Мультимедийная поддержка.

21

4

Византийский стиль в иконописи. Икона.

1

Комб.

Знать: Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля.

Мультимедийная поддержка.

22

5

Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.

1

Комб.

Знать: Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель.

Мультимедийная поддержка.

23

6

Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Новый тип шатрового храма.

1

Комб.

Знать: Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий.

Мультимедийная поддержка.

24

7

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.    

1

Комб.

Знать: Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

Мультимедийная поддержка.

3.2. Западная Европа (4ч).

25

1

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор.

1

ИНМ

Знать: Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.

Мультимедийная поддержка.

26

2

Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.

1

Комб.

Знать: Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне.

Мультимедийная поддержка.

27

3

Готика. Готический храм — образ мира. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры.

1

Комб.

Знать: Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал.

Мультимедийная поддержка.

28

4

Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция.

1

Комб.

Знать: Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия:

Мультимедийная поддержка.

3.3. Новое искусство Арс нова (3ч).

29

1

Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова   в литературе

1

ИНМ

Знать: Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе.

Мультимедийная поддержка.

30

2

Аллегорические циклы Арс нова.

1

Комб.

Знать: Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова.

Мультимедийная поддержка.

31

3

Специфика Аре нова на Севере.

Комб.

Знать: Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

Мультимедийная поддержка.

4.Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в средние века (3ч).

4.1.Китай (1ч).

32

1

Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религи-ознонравственных представлений Древнего Китая.

1

ИНМ

Знать: Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

Мультимедийная поддержка.

4.2. Япония (1ч).

33

1

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

1

ИНМ

Знать: Культ природы кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

Мультимедийная поддержка.

Подг к тест.

4.3. Ближний восток (1ч).

34

1

Образ рая в архитектуре мечетей и дворцов.

1

ИНМ

Знать: Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Альгамбра в Гранаде.

Мультимедийная поддержка.

УМК

1.Учебники:

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): Издательский центр «Академия». 2012 г.

2.Рабочая тетрадь: 

     10 класс: Л.Г. Емохонова, «Мировая художественная культура» 10 класс Рабочая тетрадь. Издательский центр «Академия» 2011.

3. Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2012г.

4.- программы Л.Г Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс.




Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №  7

от ___ _________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

__  ___________ 2014 г

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МОКУ Владимировская СОШ

 Миронова Валентина Николаевна

пр.№ __  ___ ________ 2014 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 «Мировая художественная культура»

для  11 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель: учитель                      

                                                                                                                                                    Бычкова Т. Э.

с.Владимировка

2014 г.

        

Пояснительная записка

   Представленная программа по Мировой художественной культуре  для 11 класса составлена в соответствии с  Федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего  общего образования , на основании Примерной учебной программы среднего общего образования по Мировой художественной культуре и авторской программы курса МХК для 11 класса общеобразовательных учреждений Даниловой Г.И.

год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часов из расчета1 час в неделю.

 Цель: Формирование знаний в области мировой и отечественной культур разных эпох.

Задачи курса:

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и    зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Содержание курса.

1. Художественная культура (14 ч)

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ванЭйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).

2. Художественная культура 19-20 века (20 ч)

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).

Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, ПинкФлойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.

Требования к уровню подготовки уч-ся.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Календарно – тематическое планирование по Мировой художественной культуре  (11 класс 34 ч – 1 час в неделю).

№ урока

№ урока в блоке

Тема урока

Кол-во часов

Форма урока

Научно- познавательные компетенции

Информацион-ные компетенции

Домашн задание

1.Художественная культура 17- 18 веков (14ч).

1-2

1-2

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

2

Изучение нового мате-риала.

Знать основные стили в искусстве 17-18 веков. Уметь характеризовать стили в искусстве.

м/м проектор; иллюст-рации, репродук-ции по теме.

Гл. 1. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

3

3

Архитектура барокко.

1

Комбинир.

Знать особенности стиля барокко архитектуре. Уметь распознавать основные архитектурные произведения

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 2. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

4

4

Изобразительное искусство барокко.

1

Комбинир.

Знать шедевры изобразительного искусства барокко. Уметь узнавать произведения и соотносить их с определенным стилем

м/м проектор; иллюстра-ции, репр. по теме.

Гл. 3. Подгото-виться к семинару. (см.тетрадь.

5

5

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

Комбинир.

Знать особенности стиля – классицизм. Уметь узнавать произведения искусства и соотносить их с определенным стилем.

м/м проектор; иллюстра-ции, репр. по теме.

Гл. 7. Подгото-виться к семинару. (см. тетрадь).

6-7

6-7

Шедевры классицизма в архитектуре России.

2

Комбинир.

Знать шедевры классицизма в архитектуре России. Уметь узнавать архитектурные произведения, называть авторов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 10. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

8

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

1

Комбинир.

Знать произведения Н.Пуссена, основоположника классицизма. Уметь узнавать произведения Пуссена и мастеров «галантного века»

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 6. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

9

9

Реалистическая живопись Голландии.

1

Комбинир.

Знать особенности творчества Рембрандта. Уметь характеризовать жанры голландской живописи.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 4. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

10

10

Русский портрет XVIII в.

1

Комбинир.

Знать имена портретистов и мастеров скульптурного портрета 18 века. Уметь узнавать произведения и характеризовать их

м/м проектор; иллюстра-ции, репродукц по теме.

Гл. 11. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

11

11

Музыкальная культура барокко.

1

Комбинир.

Знать произведения известных музыкантов барокко. Уметь распознавать произведения и называть авторов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 5. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

12

12

Композиторы Венской классической школы.

1

Комбинир.

Знать представителей Венской классической школы.

Уметь определять черты классицизма, узнавать произведения композиторов Венской классической школы.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 9. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

13

13

Театральное искусство XVII – XVIII вв.

1

Комбинир.

Знать особенности западноевропейского театра и русского драматического театра. Уметь сравнивать и объяснять отличия и сходства.

м/м проектор; иллюстра-ции, репрод. по теме.

Интернет – ресурсы. Подгото-виться к контр. работе.

14

14

Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков».

1

Обобщающ.

Знать основные вопросы темы.

Тестовые задания.

2.Художественная культура 19- 20 веков (20ч).

15

1

Романтизм.

1

Изучение нового материала.

Знать характерные черты романтизма. Уметь узнавать произведения  романтического стиля.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 12. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

16

2

Изобразительное искусство романтизма.

1

Комбинир.

Знать художественные произведения романтизма. Уметь узнавать и характеризовать произведения изобразительного искусства в романтическом стиле.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 13. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

17

3

Реализм – художественный стиль эпохи.

1

Комбинир.

Знать художественные принципы реализма. Уметь узнавать произведения  в стиле реализма, сравнивать его с натурализмом.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 16. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

18

4

Изобразительное искусство реализма.

1

Комбинир.

Знать художественные произведения реализма и художников работающих в данном стиле. Уметь узнавать произведения.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 17. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

19-20

5-6

«Живописцы счастья» (художники импрессионализма).

2

Комбинир.

Знать характерные черты импрессионизма, имена художников. Уметь объяснять смысл произведений худлжников импрессионистов, узнавать их произведения.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 18. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

21

7

Многообразие стилей зарубежной музыки.

1

Комбинир.

Знать особенности западноевропейской музыки романтизма. Уметь узнавать произведение и называть автора.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-

ции по теме.

Интернет ресурсы. Подгото-виться к семинару. (см. тетрадь).

22

8

Русская музыкальная культура.

1

Комбинир.

Знать произведения русских композиторов  группы «Могучая кучка» Уметь узнавать произведения, называть авторов и высказывать собственное мнение о произведении.

м/м проектор; иллюстра-ции, репрод. по теме.

Гл. 19. Подгото-виться к семинару. (см. тетрадь).

23

9

Пути развития западноевропейского театра.

1

Комбинир.

Знать как развивался  западноевропейский театр в 19-20 веках. Уметь называть деятелей и театральные произведения

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 20. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

24

10

Русский драматический театр.

1

Комбинир.

Знать особенности русского драматического театра, фамилии деятелей. Уметь характеризовать особенности русского театра данной эпохи.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Интернет ресурсы. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

25

11

Искусство символизма.

1

Комбинир.

Знать основные черты символизма, авторов- мастеров живописи. Уметь узнавать произведения, выражать свое отношение к работе художников-символистов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 21. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

26

12

Триумф модернизма.

1

Комбинир.

Знать основные черты модернизма. Уметь отличать произведения символизма от модернизма. Узнавать произведения и называть авторов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 22. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

27

13

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

1

Комбинир.

Знать основные идеи и принципы архитектуры начала 20 века. Уметь узнавать архитектурные объекты, называть авторов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 23. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

28

14

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

1

Комбинир.

Знать особенности стилей и направлений зарубежного изобразительного искусства. Уметь узнавать произведения и называть авторов; уметь характеризовать и сравнивать произведения разных стилей и направлений.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 24. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

29

15

Зарубежная музыка XX в.

1

Комбинир.

Знать стили и направления зарубежной музыкальной культуры 20 века. Уметь узнавать произведения, называть авторов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 25. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

30

16

Мастера русского авангарда.

1

Комбинир.

Знать характерные черты абстракционизма, авторов. Уметь узнавать произведения, высказывать свое отношение к творчеству абстракционистов.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Гл. 26. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

31

17

Русская музыка XX столетия.

1

Комбинир.

Знать особенности творчества А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского. Уметь узнавать произведения и высказывать свое отношение к музыке русских композиторов 20 века.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Интернет ресурсы. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

32

18

Зарубежный театр и кино XX столетия.

1

Изучение нового материала.

Знать особенности зарубежного театра 20 века, его деятелей. Уметь характеризовать произведения и творчество театральных деятелей.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Интернет ресурсы. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

33

19

Русский театр XX века. Шедевры кино.

1

Изучение нового материала.

Знать особенности творчества К.С.Станиславского и В.И.Немировича – Данченко, особенности развития театра в России в 20 веке. Уметь характеризовать творчество театральных деятелей 20 века.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Интернет ресурсы. Подгото-виться к семинару. (смотри тетрадь).

34

20

Защита творческих проектов по теме «Художественная культура  19-20 веков».

1

Обобщающ.

Уметь защищать собственные творческие проекты. Знать основные положения курса МХК.

м/м проектор; иллюстра-ции, репродук-ции по теме.

Учебно- методическое обеспечение.

1. Учебник :«Мировая художественная культура 11 класс» Москва «Дрофа» 2012 год. Автор : Данилова Г. И.

2. Список  цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

 Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

3. Учебно- метолические пособия: Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2011год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...