Рабочая программа по МХК "Мир и человек в художественных образах"
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Гущенская Ирина Петровна

Рабочая программа по мировой художественной культуре "Мир и человек в художественных образах" 8 класс. Автор учебника:  Данилова Г.И. 7-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mhk_8_klass_gushchenskaya_i.p.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 9

г. Химки Московской области

                         

Рабочая программа по мировой художественной культуре

«Мир и человек в художественных образах»

(базовый уровень)

8 А, Б классы

Составитель: Гущенская Ирина Петровна,

учитель МХК высшей категории

2014 г.

Пояснительная записка

             Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

1.1.Рабочая программа составлена на основе:

1. Программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2012г

2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

3. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

4.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255).

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

5.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  «Об образовании в РФ» .

7. Базисный учебный план МБОУ Гимназия № 9 г. Химки на 2014/2015 учебный год

1.2. Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

1.3.    Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся: 

- общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

- учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

- информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

- коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).

 Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Образовательные цели и задачи курса

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

1.5. Учебно-методический комплекс

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2012 год.

Учебник

«Мировая художественная культура 7-9 классы» Москва «Дрофа» 2012 год.

Автор : Данилова Г. И.

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

1.7. Методы и формы обучения

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина. Могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Формы текущего контроля:

- педагогическое тестирование

-сочинение

-защита презентации

1.8  По учебному плану Гимназии на 2014-2015  учебный год на изучение МХК в 8 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.

2.Содержание учебного предмета

2.1. СТРУКТУРА КУРСА в 8 классе

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Тема 1. В мире художественной культуры. Повторение.

3

2

Тема 2. Идеал Человека в культуре народов мира.

5

3

Тема 3. Герой и защитник Отечества.

4

4

Тема 4. Образ женщины-матери сквозь века.

10

5

Тема 5. Человек в мире природы.

5

6

Тема 6. Человек. Общество. Время.

6

Резерв.

1

34

        

3. Требования к уровню подготовки учащихся

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • основные эпохи в художественном развитии человечества;
  • об эстетических идеалах различных эпох  и народов;
  • основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • основные музеи мира, своего народа и края.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
  • дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества;
  •  формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
  •  умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
  •  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  •  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем 

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

4. Система оценивания

Нормы оценивания знаний учащихся

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный  диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по  искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина , аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

5. Календарно-тематическое планирование по МХК  для восьмого класса

урока

Дата проведения

Наименование раздела программы

Тема            урока

Кол-во

часов

Тип урока

Содержание  урока

Виды,

формы

контроля

план

факт

1

2.09

В мире художественной культуры. Повторение.

Мировая художественная культура. Мое место в культурной жизни общества.

1

Комби

нирован ный

Введение в курс мировой художественной культуры

опрос

2

9.09

Человек – явление культурное. Человек и цивилизация.

1

Комби

нирован ный

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

опрос

3

16.09

Многообразие и национальная самобытность культуры. Культура Русов.

1

Комби

нированный

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

опрос

4

23.09

Идеал Человека в культуре народов мира.

Понятие об идеале.

1

Урок-лекция

«Давид» Микеланджело – идеал Возрождения. Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе. Божественный идеал в христианском искусстве. Фигура Доброго Пастыря как наиболее часто встречающийся христианский символ. Образ Христа в произведениях средневекового искусства. Божественный идеал в исламской религии.

презентация

5

30.09

Идеал Человека в культуре народов мира. Изображение Иисуса Христа в искусстве.

1

Урок-исследование

Человек и природа. Взгляд через века. Пантеистическое отношение Человека к Природе в эпоху Возрождения. Человек – активный творец и преобразователь природы. Картины французского художника Анри Матисса.

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…». Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.

И. И. Шишкин – певец русского леса. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» - лирическое воплощение темы. Серия картин художника К. Хокусая «36 видов Фудзи». Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди.

опрос

6

7.10

Идеал Человека в религиях мира: буддизм, индуизм, ислам.

1

Комби

нированный

опрос

7

14.10

Святые и святость.

1

Комбинированный

Образы святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников в стихотворение иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье…»

Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Князь Борис и Глеб – первые святые канонизированные русской церковью.

опрос

8

21.10

Обобщение по теме» «Идеал Человека в культуре народов мира»

1

урок

контро-

ля

самостоятель

ная работа

9

28.10

Герой и защитник Отечества.

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества.

1

Урок-лекция

История жизни святого. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Икона «Чудо Георгия о змие». Герб города Москвы.

доклад

10

11.11

Идеал благородного рыцарства.

1

путешествие

Понятие о рыцарском кодексе чести. Военные навыки рыцарей. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде».

презентация

11

18.11

Александр Невский – патриот Земли Русской.

1

Комби

нированный

 «Житие Александра  Невского» - основные вехи героической жизни легендарного воина. Образ Александра  Невского в произведениях искусства. Триптих художника П. Корина.

опрос

12

25.11

Обобщение по теме: «Герой и защитник Отечества"

1

Комби

нированный

опрос

13

2.12

Образ женщины-матери сквозь века.

Венеры первых художников Земли.

1

Комби

нированный

Образ Богоматери – ведущая тема средневекового искусства. Образ  Богородицы на Руси как заступницы перед Богом. Икона «Владимирской Богоматери» - один  из лучших образцов Византийской живописи. Древнерусская иконопись. «Богоматерь донская» - шедевр  древнерусской иконописи. Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи.

Культ Мадонны в странах Западной Европы.  Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» - жемчужина коллекции Эрмитажа. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Скульптурное изображение Мадонны Микеланджело.

дискуссия

14

9.12

Священный лик Богоматери.

1

урок-путешествие

презентация

15

17.12

Основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве.

1

Комби

нированный

доклад

16

23.12

Мадонны титанов Возрождения.

1

лекция

презентация

17

13.01

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова.

1

урок-конференция

Образ женщины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и др.

Лики женской красоты в русской живописи классицизма. Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. Женские образы Ф. С. Рокотова. Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова.

доклад

18

20.01

Женщина-мать в искусстве XX века: живопись.

1

урок -конференция

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны.

проверочная работа

19

27.01

Женщина-мать в искусстве XX века: музыка.

1

Комби

нированный

опрос

20

3.02

Женщина-мать в искусстве XX века: поэзия.

1

Комби

нированный

доклад

21

10.02

Женщина-мать в искусстве XX века: музыка, поэзия, живопись.

1

Комби

нированный

презентация

22

17.02

Обобщение по теме: «Образ женщины-матери сквозь века»

1

комбинированный урок

опрос

23

24.02

Человек в мире природы.

Человек и природа. Взгляд через века.

1

Урок-исследование

Защита рефератов

24

3.03

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

1

Урок-концерт

диспут

25

10.03

Пейзаж в произведениях русских художников.

1

комбинированный урок

презентация

26

17.03

Урок-проект на тему: «Шедевры Третьяковской галереи»

1

Урок-проект

27

7.04

Обобщение по теме: «Человек в мире природы».

Лик Природы в поэзии, живописи, музыке.

28

14.04

Человек. Общество. Время.

Пространство и время в зеркале мифов.

1

комбинирован-ный урок

Мифы народов мира

опрос

29

21.04

Человек эпохи Римской империи.

1

комбинирован-ный урок

Император и полководец Август – эталон гражданственности и патриотизма. Император Марк Аврелий – мыслитель и «философ на престоле». Каракала –один из самых злобных императоров.

презентация

30

28.04

Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения).

1

комбинирован-ный урок

Повышенный интерес к человеческой личности. Идеи гуманизма. Портреты художников Возрождения. «Портрет Ипполито Риминальди» -одно из лучших творений Тициана.

опрос

31-32

5.05

Человек нового времени. Человек в произведениях искусства XVIII, XIX, XX вв.

2

комбинирован-ный урок

Творчество известного художника 20 века Сальвадора Дали. Картина «Постоянство памяти». Норвежский художник Эдвард Мунк и его картина «Крик». Представители лэнд-арта. Американский  художник Роберт Смитсон  и его «Спиральная дамба».

33

12.05

Обобщение по теме: «Человек. Общество. Время»

1

урок контро-ля

проверочная работа

проверочная работа

34

19.05

Обобщение по теме: «Мир и человек в художественных образах»

1

урок-викторина

викторина

35

26.05

Резерв

Обобщение  изученного.

1

6. . Обеспечение учебно – методическими комплектами и методическими пособиями.

А) УМК для учащихся:

1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012.  

Б) Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2012.  

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012.  

3. Поурочные планы  по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2012 год.

В) Дополнительная литература

  1. Балакина Т.И. История культуры Отечества. Часть 1. – М.: Берегиня, 1993.
  2. Выпуски журнала «Искусство в школе».
  3. Государственные музеи Московского Кремля/ Сост. И.А.Родимова. – М.: Изобр. Ис-во, 1993.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Собрание коллекций.
  5. Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. Вопросы к олимпиаде. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  6. Н.А.Миненко. – Ек.: Сократ, 1998.
  7. Жанровая картина/ Т.В.Постникова. – М.: Росмэн, 2003.
  8. Мировая художественная культура. Для учащихся 11 класса (ответы на билеты)/ Сост. О.М. Сухова, И.Г. Остапенко. – Волгоград: изд. «Учитель», 2002.
  9. Мировая скульптура/ Сост. И.Г.Мосин. – ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2003.
  10. Мишин В.Н. Материалы по мировой художественной культуре. 7-8 классы. Культура древних славян (дохристианский период). – Волгоград, 2005.
  11. Мой род в истории: Учебное пособие для средней школы/ авт.-сост. А.Г.Мосин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.
  12. Музеи России. – Научно-популярный иллюстрированный журнал
  13. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М: Терра, 1999.
  14. Сто великих музеев мира. Авт.-сост. Н.А.Ионина. – М.: Вече, 1999.
  15. Сто великих храмов мира. Авт.-сост. М.В.Губарева. – М.: Вече, 1999.

Г) Мультимедийные ресурсы

  1. Золотая классика. Сборник музыкальных произведений.
  2. Сокровища мирового искусства. 22 слайд-шоу из электронной коллекции ДиректМедиа
  3. Современное российское искусство. Библиотека энциклопедии Кирилл и Мефодий.
  4. Шедевры архитектуры
  5. Шедевры русской живописи. Библиотека энциклопедии Кирилл и Мефодий.
  6. Энциклопедия классической музыки. Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторины
  7. Всемирная история живописи. Фильм. 3 серии
  8. Коллекция документальных фильмов ББС
  9. 80 чудес света. Из цикла «Дискавери»
  10. Как искусство создавало мир. Коллекция фильмов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 5 класса

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа учебного курса «Искусство (Основы Мировой художественной культуры) » Для 8-9 классов

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:...

Программа элективного курса «Мировая культура в художественных образах»

 Курс «Мировая  культуры в художественных образах» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и ист...