Типы,жанры и формы уроков МХК.
методическая разработка по мхк (10, 11 класс) на тему

Силютина Элина Владимировна

Подробное описание разнообразных форм и жанров уроков МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_zhanry_formy_urmhk.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Типы, жанры и формы уроков мировой художественной культуры.

В традиционной дидактике существуют следующие типы уроков: урок введения в тему (вводный); урок расширения и углубления в тему; урок повторения и закрепления материала; обобщающий урок; комбинированный урок. Все данные типы уроков в «чистом виде» встречаются редко, за исключением комбинированного урока. В условиях урока искусства в «чистом виде» все перечисленные типы уроков неэффективны (в том числе и комбинированный), они приобретают скорее иной смысл. Буквальное повторение и обобщение уже знакомых, «пройденных» произведений искусства и эмоциональных состояний невозможно, поэтому все указанные типы уроков становятся различными типами  общения, за исключением, пожалуй, вводных уроков, где роль основного источника информации выполняет скорее учитель.

       Для урока искусства естественным становится понятие жанр урока. Под жанром урока искусства подразумевается определенный комплекс свойственных ему стилистических, сюжетных, образных и технологических признаков, проявляющихся во внешней форме, видах общения, характере содержания, а также способах мышления и восприятия. Жанры урока искусства:

  • урок-путешествие, урок-прогулка (по страницам романа, по этапам жизненного пути автора, исполнителя и т.д.). Необходима предварительная разработка «маршрута» в совместной деятельности учителя и учащихся. Разработка маршрута может быть целью урока. Уроки этого жанра часто получаются излишне иллюстративными, созерцательными, констатирующими. Учителю важно придать поисковый характер работе;
  • урок-концерт. Учитель и учащиеся оказываются в обной роли: слушателя, Зрителя, Исполнителя. Увлекательным становится составление программы концерта, с точки зрения ее драматургического построения. То есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель, что они хотели бы посмотреть, послушать еще раз вместе в обстановке взаимопонимания. Важную роль при таком жанре урока играет оснащенность кабинета;
  • урок-импровизация. Жанр сложный, так как требует от учителя свободной ориентации в материале и хороших условий для работы (оснащенность кабинета). «Лучшая импровизация – это импровизация подготовленная» поэтому учителю необходимо продумать тему, цель и задачи урока, подготовить в избытке всевозможный материал, который может понадобиться,а также продумать «отправную» точку урока. Далее ход урока выстраивается в процессе контакта с учениками. Учитель пытается вести работу в нужном ему русле, исходя из поставленных задач. Главнее, чтобы урок не превратился в пустые разговоры «про жизнь».
  • деловая или ролевая игра. Жанр итогового, обобщающего урока. Например, возможность для учащегося «войти в роль предка» и ответить с его позиций на вопросы одноклассников.
  • урок-интервью. Хорош для проведения семинаров, зачетов, контрольных и домашних работ, обобщающих занятий. Интервьюером может выступать учитель по отношению к ученикам, ученики по отношению друг к другу, ученик по отношению к учителю или интересному гостю. Интервьюер должен определить для себя тему, задачи, основной ход и возможные оригинальные повороты интервью, которое может быть и устным, и письменным. Оценивается содержательность, логичность, оригинальность, творческий характер беседы, осуществляемой интервьюером, а также полнота информации и оригинальность высказываний интервьюируемого.
  • урок-репортаж из музея, города, страны, эпохи, дома поэта, с вставки и т.д. Жанр для вводных или «углубляющих», а также обобщающих уроков. Репортаж может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль «ведущего в студии», а репортерами становятся ученики. Высший уровень подобного жанра, урок, где в роли «репортеров с мест» выступают произведения искусства, а ученики «читают» или «переводят» их «сообщения».
  • урок-презентация (от лат. praesentatio – предъявление, представление к взысканию). Это жанр вводного урока. Он связан с подачей материала, вызывающего неоднозначное отношение у учащихся (религия, авангардное искусство). Презентация – это не только представление нового, но и его защита, показ его достоинств, преимуществ. Презентация может превратиться в митинг (исходя из стиля общения).
  • урок-бенефис (от фр. benefice – доход. В театральной среде – спектакль в пользу одного из участвующих). Это урок, на котором один из учеников в совместной работе со всеми получает возможность проявить свои превосходные способности. необыкновенные знания, впечатления (например, после интересного путешествия). Возможен урок-бенефис творчества какого-либо поэта, художника, композитора по сравнению с другими.
  • урок-панорама. Содержание носит обзорный характер. Рассчитан на созерцательный тип восприятия искусства. Используется на предварительном или заключительном этапе изучения темы.

        Форма урока проявляется в его внешней структуре, отражающей прежде всего взаимодействие учителя и учеников, учеников между собой. При всех формах уроков возможно создание проблемно-поисковой ситуации и ее разрешение как средства активизации деятельности учащихся. Возможные формы уроков МХК:

  • урок-диалог. Подавляющее большинство учащихся имеют возможность принять участие в уроке и получить оценку за работу в конце.  Для ее проведения нужно, чтобы часть материала была уже усвоена, знакома. Если форма используется постоянно, ее эффект снижается.
  • урок-лекция. Главную роль играет учитель, его мастерское, увлеченное изложение материала, объяснение сложных для понимания моментов. Учитель организует практическую деятельность учащихся, работает над развитием у них опыта зрителя, слушателя. Слишком частое использование этой формы парализует активность учащихся.
  • урок-семинар. Основная работа выполняется учениками на основе задания, желательно, по плану или по вопросам, предложенным учителем.
  • урок-зачет. Может быть традиционным или жанровым (турнир знатоков, интеллектуальный бой).

         В ходе преподавания мировой художественной культуры также используются другие формы обучения, такие, как экскурсия, домашняя учебная работа и др.

Экскурсия – форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью. На МХК возможны экскурсии в концертные залы, музеи, на выставки, по ознакомлению с архитектурными памятниками, другими культурными достопримечательностям. В зависимости от цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение, итоговые для обобщения изученного. Методика проведения экскурсий требует от учителя выполнения трех этапов: вводного (целеполагание, установка на восприятие , постановка перед учащимися учебных задач), собственно экскурсии и заключительного, обобщающего результаты.

В преподавании МХК особую роль играет домашняя работа учащихся, часто имеющая творческий характер. Основное ее предназначение – установление связи учебного материала с жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Значение диалоговой формы общения на инновационных формах уроков

Реальную перспективу преодоления противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития создает стратегия инновационного обучения. Новый тип организации учебно-воспитател...

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...