Календарно-тематическое планирование по УМК Т.П.Сергеевой "Искусство"
календарно-тематическое планирование по мхк (9 класс) на тему

Палевич Наталия Владимировна

Тематическое планирование, 9 класс , предмет Искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo.docx125.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела(урока)

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Образовательные ресурсы

Дата проведения

предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

План   Факт

1.

Введение

1ч.

Урок-беседа

Знакомство с произведениями разных видов

искусства, их оценка с позиции позитивных

и/или негативных влияний на чувства и

сознание человека.

 иметь

 представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной

драматургии

грамотно произно сить , писать и использовать термины и понятия ,обозначенные в программе

Обогащение духовного мира на основе усвоенияния художественного опыта человечества

Фронтальный опрос

Фото, репродукции,музыка

Раздел 1. Воздействующая сила искусства.

2

Искусство как способ идеологического воздействия

3 ч.

Урок-диспут

Знакомство с произведениями разных видов

искусства, их оценка с позиции позитивных

и/или негативных влияний на чувства и

сознание человека. Отражение и

прославление величия в триумфальных

сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от

высокой музыкальной классики до массовых

жанров. В развитии человеческой культуры

постоянно прослеживается любопытная

закономерность. Искусство как проявление

свободных, творческих сил человека, полет

его фантазии и духа часто использовалось

для укрепления власти, — светской и

религиозной. Благодаря произведениям

искусства власть укрепляла свой авторитет, а

города и государства поддерживали

престиж.

Поднятие духа народа в искусстве Великой

Отечественной Войны (живопись,

грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе, иметь

представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной

драматургии, определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее

значимые их произведения.

выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое

Опрос

Презентация,

репродукции

3

Урок-закрепления знаний

Тест

4

Урок-обобщения и повторения

Проверочная работа

5

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств на людей.

2ч.

Комбинированный урок

Средства художественной

выразительности: композиция, форма,

ритм, пропорции, фактура, цвет, тон,

интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Законы музыкальной композиции и их

претворение в произведениях разных жанров

вокально-хоровой, инструментально-

симфонической, сценической музыки

различных стилей и направлений. Виды

развития музыкального материала и типы

музыкальной драматургии

знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее

значимые их произведения

использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

 давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям.

Фронтальный опрос

Презентация «Композиция. Форма. Ритм. Фактура»

6

Урок-беседа

Тест

7

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека

3ч.

Комбинированный урок

Создание художественного замысла и

воплощение эмоционально-образного

содержания музыки сценическими

средствами. Синтез искусств в театре.

Совместные действия сценариста,

режиссера, художника, актеров в

создании художественного образа

спектакля. Общие законы восприятия

композиции картины и сцены. Художники

театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа,

Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин,

Ф.Ф.Федоровский и др.).

В театре, кино, на телевидении также

активно взаимодействуют различные виды

искусства. Синтетические виды искусства,

объединяющие драматическое, музыкальное,

изобразительное искусства; театр и кино.

Создание художественного замысла и

воплощение эмоционально-образного

содержания музыки

Иметь

представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной

драматургии

Уметь раскрыть тематику и специфику художественных приемов мастеров.

Обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений различных видах искусства

Опрос

 Репродукции художников

театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа,

Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин,

Ф.Ф.Федоровский и др.).

8

Урок-беседа

Опрос

9

Урок-обобщения знаний

Проверочная работа

Раздел2. Искусство предвосхищает будущее.

10

Знания, которые дает искусство

2ч.

Урок изучения нового материала  Урок-беседа

Выявление скрытого пророчества будущего

в произведениях современного искусства

(изобразительного, музыкального,

литературы, кино, театра)

Многие выдающиеся ученые ценили

искусство и признавались, что без занятий

музыкой, живописью, литературным

творчеством они не совершили бы своих

открытий в науке.

Определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности

Понимать специфику творческого почерка мастера.

Инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач

Фронтальный опрос

Презентации учащихся на тему «Пророчества будущего

в произведениях современного искусства»

11

Проверочная работа

12

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве

3ч.

Урок-знакомство с новым материалом

Общность и специфика восприятия

художественного образа в разных видах

искусства. Художник-творец-гражданин

– выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий. Образы

фантастики в литературных произведениях

(по выбору учителя). Образы фантастики в

фильмах (по выбору учителя). Любое

художественное произведение устремлено в

будущее. В истории

искусства можно найти много примеров

предупреждения художниками своих

сограждан о надвигающейся социальной

опасности: войнах, расколах, революциях и

т. п. Способность к

провидению присуща великим художникам,

возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Знать особенности произведений, даты, персоналии.

Грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе.

Наличие предпочтений, художественно – эстетического вкуса, эмпатии эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству

Опрос

Образы

фантастики в литературных произведениях

(по выбору учителя). Образы фантастики в

фильмах (по выбору учителя

13

Урок-беседа

Тест

14

Урок-обобщения знаний

Проверочная работа

15

Художественное мышление в авангарде науки

2ч.

Урок изучения нового материала

Традиции и новаторство в искусстве.

Представление о художественных

направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей

языка искусства: цветомузыка, музыкальные

инструменты, компьютерная музыка,

лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение

жизненных противоречий, поиск новых

выразительных средств и форм:

додекафония, серийная, конкретная музыка,

алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные,

эмоциональные

Знать основные архетипы современного искусства; о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства.

Уметь изложить фактический материал, делать обобщения и выводы, оригинальный , творческий подход к выполнению задания.

Уметь рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

Фронтальный опрос

Презентация «Представление о художественных

направлениях в искусстве XX в.»

16

Урок-беседа

Тест

      Раздел3. Дар созидания. Практическая функция.

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1ч.

Урок обобщения и

систематизации

знаний.

Виды архитектуры (культовая, светская,

ландшафтная, градостроительство).

Эстетическое формирование архитектурой

окружающей среды и выражение

общественных идей в художественных

образах (композиция, тектоника, масштаб,

пропорции, ритм, пластика, объемов,

фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов

различных искусств, их оценка с позиции

эстетических и практических функций.

Архитектура, монументальная скульптура,

декоративно-прикладное искусство,

формирующие виды города или площади в

разные эпохи.

Знать особенности становления новых средств художественной выразительности.

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.

Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников

Опрос

Фото «Архитектура, монументальная скульптура»

18

Архитектура: планировка и строительство городов.

2ч.

Урок изучения нового материала

Виды архитектуры (культовая, светская,

ландшафтная, градостроительство).

Эстетическое формирование архитектурой

окружающей среды и выражение

общественных идей в художественных

образах (композиция, тектоника, масштаб,

пропорции, ритм, пластика, объемов,

фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь

Московского Кремля, панорама

Петропавловской крепости и

Адмиралтейства в Петербурге и др. Компьютерная графика и ее

использование в полиграфии, дизайне,

архитектурных проектах. Развитие

дизайна и его значение в жизни

современного общества. Вкус и мода.

Дизайн современной среды (интерьер,

ландшафтный дизайн).

Градо строительная новизна,вклад иностранных мастеров.

Развитие умения фиксировать новую информацию, навыков самостоятельной работы со справоч ными материалами.

Активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусств.

Опрос

Фото Афинский Акрополь. Соборная площадь

Московского Кремля, панорама

Петропавловской крепости и

Адмиралтейства в Петербурге и др

19

Урок-беседа

Тест

20.

Специфика изображений в полиграфии.

1ч.

Урок изучения нового матери ала. 

Искусство книги. Стилевое единство

изображения и текста. Типы изображения в

полиграфии (графическое, живописное,

фотографическое, компьютерное).

Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная

графика. Описание быта разных эпох в русской и

зарубежной литературе. Комические,

ироническое, гротесковые, шуточные образы

в литературных произведениях ( из

программы по литературе – по выбору

учителя).

Понимать специфику изображений в полиграфии.

Уметь анализировать произведения искусства , оценивать их художественные особенности.

Высказывать собственные суждения о произведениях искусства.

Тест

Презентация «Типы изображения в

полиграфии»

21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1ч.

Урок изучения нового

материала.

Формирование красивой и комфортной

предметной среды всегда привлекало

внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв.

вместе с развитием промышленного

производства возник дизайн. Дизайнеры —

это художники, осуществляющие

художественное конструирование и

проектирование различных изделий: машин

и тканей, предметов быта и мебели, одежды

и обуви, интерьеров и садово-парковых

ансамблей и т. д

Знать виды и особенности дизайна.

Уметь излагатьнеобходимый фактический материал в рамках данного раздела.

Выражать собственное суждение о произведениях искусства.

Опрос

Презентации учащихся

22.

Произведения декоративно-прикладного искусства

1   ч.

Урок обобщения и

систематизации

знаний.

Произведения декоративно-прикладного

искусства и дизайна как отражение

практических и эстетических

потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство —

сложное и многогранное явление культуры.

Оно охватывает многие виды народных

промыслов. Декоративно-прикладное

искусство живет вместе с народом, уходя

корнями в седую древность и развиваясь в  наши дни.

Знать и уметь распознавать виды декоратиывно-прикладногоискусства.

Уметь изло жить фактический материал, делать обобщения и выводы, оригинальный , творческий подход к выполнению заданий.

Давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям.

Проверочная работа.

Презентации учащихся

23.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека

1ч.

Урок-беседа

Трудно представить жизнь современного

человека без музыки. Она окружает его

повсюду. Музыка звучит с экранов

телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники,

развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни

человека. Музыка как знак, фон, способ

релаксации; сигнальная функция музыки и

других видов искусства.

Знать о музыкальном искусстве как о способе выражения чувств человека.

Уметь самостоятельно работать со справочными материалами, фиксировать новую информацию.

Уметь выражать собственное суждение о произведениях искусства.

Опрос

Музыкальные отрывки из произведений легкой и серьезной музыки

24.

Массовые и общедоступные искусства

2ч.

Комбинированный урок.

Расширение изобразительных

возможностей искусства в фотографии.

Изображение в фотографии и живописи.

Особенности художественной

фотографии. Создание художественного

образа в фотоискусстве. Выразительные

средства (композиция, план, ракурс, свет,

ритм и др.). Фотохудожники – мастера

российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в.

приобрели виды искусства, связанные с

техническим прогрессом. Фотография,

кино, телевидение, продукция

полиграфической промышленности

(книги, журналы, газеты)

Знать шедевры художественной культуры различных эпох.

Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

Уметь выражать собственное суждение о произведениях искусства.

Опрос.

Презентации учащихся

25.

Урок-беседа.

Тест.

Презентации учащихся.

26.

Расширение изобразительных возможностей

искусства в фотографии, кино и телевидении

1ч.

Комбинированный

урок.

Специфика киноизображения:

кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства

эмоциональной выразительности в фильме

(ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино.

Значение киноискусства в популяризации

музыкальной классики (на материале

знакомых учащимся музыкальных

произведений).

Особенности музыкального воплощения

образов в театре, на телевидении

Знать историю кинематорграфа.

Уметь составлять таблицы и схемы по теме.

Инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач

Опрос

Кинокомпо зиция и средства

эмоциональной выразительности в фильме

(ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Раздел4. Искусство и открытие мира для себя.

27.

Красота творческого озарения.

1ч.

Комбинированный

урок.

Изучение разнообразных взглядов на роль

искусства и творческой деятельности в

процессе знакомства с произведениями

различных видов искусства. Изображение

различных представлений о системе мира в

графике и декоративной композиции.

Симметрия и асимметрия в искусстве и

науке.

Современный человек живет в сложном изагадочном мире, ставящем перед ним почти

каждый день множество вопросов, на

которые он ищет ответы. Эти ответы иногда

приходят к нему в

результате познания и труда, а иногда в

результате озарения. В любом случае верно

найденный ответ на вопрос вызывает

чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое

творчество: и художественное, и научное.

Человеческие творения рождаются сначала в

виде мысли и лишь

затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие

вопросы. Именно вопросы служат мотивом

для познания мира

Знать  виды и жанры изобразительного искусства, фамилии художников, архитекторов.

Уметь анализироать произведения искусства.

Инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач

Опрос

Изображения

различных представлений о системе мира в

графике и декоративной композиции

28.

Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства

1ч.

Комбинированный урок.

Многие выдающиеся ученые ценили

искусство и признавались, что без занятий

музыкой, живописью, литературным

творчеством они не совершили бы своих

открытий в науке. Возможно, именно

эмоциональный подъем в художественной

деятельности

Знать виды и жанры изобразительного искусства.

Уметь правильно соотносит определения иосновные понятия.

   Проявлять инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач

Тест

Презентации учащихся

29.

Творческое воображение на службе науки и искусства.

1ч.

Комбинированный

урок.

Многие выдающиеся ученые ценили

искусство и признавались, что без занятий

музыкой, живописью, литературным

творчеством они не совершили бы своих

открытий в науке. Возможно, именно

эмоциональный подъем в художественной

деятельности

Фронтальный опрос

Презентации учащихся

30

Искусство в жизни выдающихся людей.

1ч.

Комбинированный

урок.

Красота творческого порыва в живописи,

скульптуре, рисунках, фотографиях

музыкантов-исполнителей, художников,

артистов.

Тест

Презентации учащихся

31.

Информационное богатство искусства.

1ч.

Традиционный урок.

Особенности художественных образов

различных искусств, их оценка с позиции

эстетических и практических функций.

Проверочная работа

Презентация на тему «Информационное богатство искусства.»

32.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств.

1ч.

Урок закрепления знаний

Специфика музыки и ее место в ряду других

видов искусства. Родство художественных

образов разных искусств. Общность тем,

специфика выразительных средств разных

искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в

театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и

практической

Опрос

Презентация на тему «Специфика восприятия временных и пространственных искусств..»

33.

Исследовательский проект

Защита проекта

Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его

литературных произведений средствами

различных видов искусства..

• Образ А.С. Пушкина в изобразительном

искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного

искусства,детские рисунки, работы

художников-иллюстраторов, памятные

знаки, барельефы и др.).

Знать виды и жанры изобразительного искусства.

Применять знания, полученные в течение года, для реализациипроекта.

Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Проекты учащихся

34.

Урок-контрольная.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...