Музыка моего народа.
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме
Разработка урока,презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya.doc | 46.5 КБ |
pesnya_dusha_naroda.ppt | 2.37 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе , тема урока: Песня – душа народа.
Цели: приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству;
воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство к родному краю;
формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и её исполнителям; пробуждать желание петь и слушать русские народные песни.
Оборудование:
а) подготовить длинную полоску бумаги 20-30 см для жеребьёвки: два участника будут тянуть её в разные стороны. У кого окажется более длинный кусок, тот и будет первым;
б) детали народного костюма (кокошники, платки, кушаки).
Подготовительная работа: выучить слова песен для конкурса: «Валенки», «Я на гору шла», « Живёт моя отрада в высоком терему», « Ой, при лужку, при лужке».
Ход классного часа
1.Вступительное слово (Слайд 2)
Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если в начале было слово, то потом была песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, провожали в последний путь. Шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.
Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня-это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы теряем душу.
Сегодня мы попробуем восстановить утраченные связи. Мы будем петь хорошие русские песни. И каждый сможет почувствовать сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня.
2. Конкурс «Кто кого перепоёт»
Мы разделимся на две команды «Балалайка» и «Гармошка» и попробуем свои силы в песенном конкурсе. (Слайд 3)
1-й ведущий: Итак, в нашем конкурсе участвуют команда «Гармошка» и команда «Балалайка». Им предстоит сразиться в песенном состязании и доказать своё звание…
Вместе: «Птички певчие!»
2-й ведущий: Оценивать исполнение будет неподкупное и беспристрастное жюри. (представить жюри)
1-й ведущий: Условия конкурса таковы. Мы загадываем название песни, и одна из команд начинает петь первый куплет и припев. Задача второй команды: подхватить песню на втором куплете, спеть припев, если он есть. Затем песню опять подхватывает первая команда, и так до конца. Сначала мы разыграем, кто будет первый начинать. Я прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды. У меня есть полоска бумаги. Вы берётесь за оба конца. Я считаю: «Раз, два, три». На счёт «три» каждый начинает тянуть эту полоску на себя. У кого в руках останется более длинный кусок, тот и будет начинать первым. Начали! Раз, два, три!
2-й ведущий: Итак, начинает команда …(название). Внимание, первая песня. Эта песня о том, что надо следить за своей зимней обувью и вовремя её ремонтировать. (Исполняется песня «Валенки». (Слайд 4)
1-й ведущий: А теперь очередь команды (название). Ваша песня о том, что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.
( Исполняется песня «Ой, мороз, мороз». (Слайд 5)
2-й ведущий: А вам надо спеть песню о том, что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.
(Исполняется песня «Ой, цветёт калина»). (Слайд 6)
1-й ведущий: Задание для команды (название). Песня о том, что, поднимаясь на вершину горы, можно и переутомиться. (песня «Я на горку шла»)
(Слайд 7)
2-й ведущий: Песня для команды (название). О том, как трудно назначить свидание девице, которая живёт на большой высоте. (Исполняется песня «Живёт моя отрада»). (Слайд 8)
1-й ведущий: Задание для команды (название). О том, как седлать дикого коня и упросить его везти тебя к любимой девице. (Песня «Ой, при лужку, при лужке»). (Слайд 9)
1-й ведущий: Итак, в нашем конкурсе победила команда (название)
2-й ведущий: Мы присваиваем ей звание «Птички певчие»! (Слайд 10)
(Если явного преимущества нет, то возможен такой вариант оценки:
1-й ведущий: Очень трудно оценить исполнителей.
2-й ведущий: Обе команды хорошо пели! Так кто же победил в нашем песенном марафоне?
Все вместе: Победила песня!
3.Заключительное слово. (Слайд 11)
Каждый день с телеэкранов на нас обрушиваются сотни песен. Реклама может сделать любую из них хитом. Но уже через несколько дней ни песню, ни исполнителя никто не вспоминают.
Как же нам самим разобраться, хороша песня или плоха, как правильно оценить исполнителя?
На этот вопрос, мне кажется, очень точно ответил великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев ещё 200 лет назад в своём рассказе «Певцы»
Случайно оказавшись в маленьком селе, писатель зашёл в кабак, где проводится соревнование певцов. Состязались двое местных жителей. Их пение оценивали случайные посетители, которые оказались в кабачке и поспорили, кто кого перепоёт.
Первый исполнитель пел весёлую плясовую песню. Он так заливался, так играл своим голосом, что у всех ноги сами просились в пляс.
Все громко хвалили его, выражали свой восторг. Но его песня никого не задела за душу, все ждали выступления второго певца, Якова.
Вот как описывает Тургенев его пение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же он открыл своё лицо- оно было бледно, как у мёртвого… Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас. За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна…за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегла», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то грустная скорбь. Русская горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.
Когда Яков закончил петь, никто не крикнул, даже не шелохнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его…
В этом отрывке, мне кажется, и заключается тот основной признак, по которому и можно оценивать и песню, и исполнителя. Истинная песня задевает душу, делает человека лучше, чище, добрее.
Но чтобы отличить хорошее от плохого, нужно иметь образец, с чем сравнивать. И вот таким образцом для вас может стать русская народная песня. А душа человек прячется в его песнях!
Источники:
http://img-fotki.yandex.ru/get/8/hor-j.2c/0_31d1e_c42ac4c7_XL
http://www.zapishi.net/img/statia/12639/jpg
http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/21455/6b5a40436c9ab1461c8f4b5a0f32e949_original.gif
http://www.greenmama.ru/forum_img/02/49/57/31.2.valenochki2.jpg
http://www.zvezdi.ru/groups/groupe/5697/photo_albums/2001.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/55050379.4b/0_68537_c25dd02_XL
http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/1673-2.jpg
http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-04/1303575538_555_www.nevseoboi.com.ua.jpg
http://www.animalfamily.co.uk/communities/3/004/006/392/903/images/4520693382.jpg
http://mfasiskind.files.wordpress.com/2011/01/common_nightingale1.jpg
http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/sk-kaschey-01.jpg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
http://img-fotki.yandex.ru/get/8/hor-j.2c/0_31d1e_c42ac4c7_XL http://www.zapishi.net/img/statia/12639/jpg http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/21455/6b5a40436c9ab1461c8f4b5a0f32e949_original.gif http://www.greenmama.ru/forum_img/02/49/57/31.2.valenochki2.jpg http://www.zvezdi.ru/groups/groupe/5697/photo_albums/2001.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/55050379.4b/0_68537_c25dd02_XL http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/1673-2.jpg http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-04/1303575538_555_www.nevseoboi.com.ua.jpg http://www.animalfamily.co.uk/communities/3/004/006/392/903/images/4520693382.jpg http://mfasiskind.files.wordpress.com/2011/01/common_nightingale1.jpg http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/sk-kaschey-01.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
Урок музыки по теме "Музыка моего народа".
Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи....
Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"
Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
Разработанный урок по музыке...
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...