Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"
рабочая программа по музыке по теме
По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят учиться вокалу и им тем более нужен данный предмет (В нашем колледже сильный преподавательский состав вокалистов). Поэтому мы разработали свою программу для студентов 1 курса и хотим предоставить ее вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 172.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050130_«Музыкальное образование»
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский областной музыкально-педагогический колледж г. Егорьевск
Разработчик:
Пономаренко Надежда Ивановна, преподаватель вокала, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский областной музыкально-педагогический колледж г. Егорьевск
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 10 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Постановка голоса.
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050130 «Музыкальное образование».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в начальный период профессиональной подготовки в области вокально-речевой деятельности будущих специалистов по смежным специальностям: педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности, организаторов культурно-просветительской и кружковой работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Постановка голоса» входит в профессиональный цикл дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- исполнять вокализы и вокальные произведения 1-й – 2-й степени трудности;
- исполнять произведения профессионального репертуара (младшего и среднего дошкольного возраста) под собственный аккомпанемент.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности сольного исполнительства;
- правила певческой установки;
- правила организации вдоха и выдоха;
- особенности пения в поступательном движении;
- основные сведения о строении голосового аппарата.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
самостоятельной работы обучающегося 11 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 38 |
контрольные работы (не предусмотрены) | - |
курсовая работа (проект) (не предусмотрена) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрена) | - |
Тренировочные занятия; Работа с музыкальными словарями, энциклопедиями; Систематическая проработка конспектов занятий, данных преподавателем; самостоятельное конспектирование тем из учебного пособия | 9 1 1 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Формирование начальных певческих умений. | ||||
Тема 1.1.Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Место, роль и значение учебной дисциплины «Постановка голоса» в системе профессиональной подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей ДОУ. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины «Постановка голоса» с другими дисциплинами музыкального цикла. Особенности и специфика обучения пению по академическому типу голосообразования. Основные характеристики и эстетические свойства академического пения. | 1 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.2. .Знакомство с основами вокальной техники. | Содержание учебного материала | 10 | ||
Певческое дыхание и опора звука. Пение вокальных упражнений. Начальный этап овладения певческим дыханием. Формирование ровности и единства тембрового звучания в диапазоне октавы. Освоение высокой певческой позиции. Артикуляционный уклад звуков речи в пении. Пение вокализов 1-й - 2-й степени трудности (диапазон не более ноны). | 2 | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 10 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Тренировочные занятия. Приобретение умения самостоятельного разбора мелодий. | 2 | |||
Тема 1.3. Разучивание вокальных произведений 1-й – 2-й степени сложности. | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Работа над вокальным произведением 1-й – 2-й степени сложности. Разучивание и исполнение вокальных произведений с сопровождением 1-й – 2-й степени сложности (с включением нешироких интервалов, в умеренном темпе и удобной тесситуре) в жанрах народной песни, русского и зарубежного романса, детской песни. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 18 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
Тренировочные занятия. Работа с музыкальными словарями, энциклопедиями. | 6 | |||
5 1 | ||||
Тема 1.4. . Работа над детской песней младшего и среднего дошкольного возраста. | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Начальный этап овладения навыком исполнения вокальных произведений под собственный аккомпанемент. Разучивание и исполнение детских песен для младшего и среднего дошкольного возраста. Понятие «эталонного» показа. Исполнительский комплекс аккомпанемент- пение - управление поющими детьми. | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 9 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Тренировочные занятия. Элементарный анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни. | 2 | |||
Раздел 2. Теоретические основы вокала. | ||||
Тема 2.1 Строение голосового аппарата.. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Определение голосового аппарата. Органы дыхания. Диафрагма и её роль в пении. Органы звукообразования. Органы звукоформирования. Определение резонатора. Головные и грудные резонаторы. Их роль в пении. Артикуляционный аппарат, активные и пассивные органы. …………. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, данных преподавателем. Конспектирование и изучение вопроса «Артикуляционный аппарат» с выделением основных опорных знаний. | 1 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрена) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрена) | - | |||
Всего: | 50 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета индивидуальных занятий музыкой.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано; рабочее место преподавателя ; рабочее место концертмейстера; зеркало.
Технические средства обучения: звуковоспроизводящее оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники и учебные пособия по дисциплине «Постановка голоса» не переиздавались.
1. Абт.Ф. Школа пения: избранные упражнения для низких голосов в сопровождении фортепиано./Франц Абт. - М.:Музыка, 1985.
2. Ваккаи Н. Практическое пособие по итальянскому камерному пению для среднего голоса в сопровождении фортепиано. / Н.Ваккаи. – М.: Музыка, 1969.
3. Зейдлер.Г. Искусство пения: 40 мелодий для высоких голосов в сопровождении фортепиано.: Части I-II./ Г.Зейдлер. - М.:Музыка, 1987.
4. Репертуар начинающего певца: песни и романсы для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано./ Составитель Далецкий О.В. - М.:Музыка, 1976.
5. Романсы и песни: для сопрано в сопровождении фортепиано.: Репертуар начинающего певца. /Составитель Далецкий О.В. - М.:Музыка, 1979.
6. Аренский А. Детские песни: в сопровождении фортепиано./ А.Аренский. - М.:Музыка, 1979.
7. Милькович Е.Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Ч.I.: Для высоких и средних голосов.: I-II курсы музыкальных училищ.
/ Е.Милькович.- М.: 1962
8. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост.С.Фуки, К.Фортунатова. - М.:Музыка, 1966.
9. Хрестоматия русской народной песни: для учащихся 1-7 классов./ Сост. Л.А. Меканина. - М.:Музыка, 1991.
10. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл .: Пособие для учителя./ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2001
11. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл .: Пособие для учителя./ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2000
12. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.
13. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.
14. Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки. //Сборник статей «Музыкальное воспитание в школе». – М., 1997. - № 12.
Интернет ресурсы:
www.notes.tarakanov.net
www.classicmusicon.narod.ru/nota
Дополнительные источники:
1. Альбом вокалиста: романсы и песни русских и зарубежных композиторов для учащихся с ограниченным диапазоном голоса. Часть I./ Сост. Б.А.Сергеев. – Санкт-Петербург.:Изд. Союз художников, 2009.
2. Народные песни: для голоса в опровождении фортепиано. Часть 2 //Вокально-педагогический репертуар./Сост.: Л.Г.Трухина. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005.
3. Крылатов Е.П. Всё сбывается на свете: музыкальный сборник./ Е. Крылатов. – М.: Дрофа, 2001.
4. Гладков Г.Луч солнца золотого: музыкальный сборник./Ген. Гладков. - М.: Дрофа, 2001.
5. Птичкин Е. Мы живем в гостях у лета: музыкальный сборник./Е.Птичкин. - М.: Дрофа, 2001.
6. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки/ Сольфеджио и хрестоматия песенного репертуара.- СПб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс», 1997(учебная серия)
7. Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983.
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических индивидуальных занятий, тестирования и устного опроса по разделу «Теоретические основы вокала», а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- исполнять вокализы и вокальные произведения 1-й – 2-й степени трудности; | Оценка деятельности студента в ходе выполнения практических занятий. Оценка контрольного урока. |
- исполнять произведения профессионального репертуара (младший и средний дошкольный возраст) под собственный аккомпанемент. | Оценка деятельности студента в ходе выполнения практических занятий. Оценка контрольного урока. Оценка выполнения домашних заданий. |
Знания: | |
- особенности сольного исполнительства | Устный опрос |
- правила певческой установки; | Наблюдение Устный опрос |
- правила организации вдоха и выдоха | Наблюдение. Устный опрос. |
- особенности пения в поступательном движении; | Оценка деятельности студента в ходе выполнения практических занятий. Устный опрос. |
- основные сведения о строении голосового аппарата | Анализ результата тестирования. Устный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)
Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-565869-1421460581.jpg)
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-256311-1368878091.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования
Пояснительная записка Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования разработана на основе требований к стру...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-992045-1515321124.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 «Иностранный язык» по специальности 050144 "Дошкольное образование"
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 04 «Иностранный язык» разработана для студентов СПО по специальности 050144 "Дошкольное образование" в соответствии с требованиями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-400447-1569066033.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 «Русский язык» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы»,
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся в СПО рассчитана на 2 года...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-246152-1560693492.jpg)
Рабочая программа 5-9 класс по новым стандартам ФГОС ООО 2023-2024 учебный год
Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...