Работа по теме "Одаренные дети"
статья по музыке по теме

Листова А.С.

Работа по теме "Одаренные дети"-составила концертмейстер высшей квалификационной категории Листова Анна Сергеевна.Работа включет в себя характеристику одаренности детей,освещает сферы и музыкальную одаренность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей

«Детская школа искусств»

Работа по теме

Одаренные дети.

                                   Составила: концертмейстер высшей              

                                                             квалификационной категории

                                                  Листова Анна Сергеевна            

Нарьян-Мар

2012

Содержание.

                                                                                               Стр.

I.     Введение.                                                                         2

II.    Основная часть.

       

        1. Характеристики одаренности.                                    3

       

        2. Сферы одаренности.                                                    5

        3. Музыкальная одаренность, как часть сферы

            художественной деятельности.                                   7

III.   Заключение.                                                                    11

IV.   Литература.                                                                     12

-1-

Введение.

Изучением детской одаренности и разработкой вопросов обучения и воспитания незаурядных детей, долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствующей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества.

 В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

-2-

Характеристика одаренности.

Понятие «одаренность» имеет несколько различных течений, как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития. У некоторых детей и соответственно взрослых уровень способности значительно отличается от среднего. Мы их и называем одаренными. Очень часто в качестве синонима слова «одаренный» употребляют выражения «очень способный» и даже просто «способный».

Понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики  не соответствует  подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделенный развитыми способностями - другой по характеру, по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные потенции.

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются различными умственными занятиями (например: освоением географических карт, словесными упражнениями). Встречаются дошкольники, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными буквами без ошибок длинные фразы. При этом они быстрее и правильнее своих сверстников, при равных условиях, умеют анализировать, обобщать, делать выводы. Необычайность умственных успехов таких детей становится очевидной с поступлением в школу, где в общих занятиях происходит сравнение детей друг с другом. Для детей этой категории характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. Им нравится напрягать ум. При этом их неустанная умственная активность неразрывно связана с её самореализацией. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять

-3-

своими действиями. При увлекающем занятии даже самые подвижные из них могут длительно поддерживать умственное напряжение или неоднократно возобновлять усилия. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается не в отдыхе - ему необходима работа. В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают, больше понимают, чем их ровесники при тех же обстоятельствах. Именно таких детей, с ускоренным развитием, чаще всего называют «одаренными».

Но есть и другая одаренность, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, не шаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. У творчески одаренного ребенка, как правило, менее устойчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего у него нередки трудности в общении.

-4-

Сфера одаренности

Дети, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения, относятся к одаренным и талантливым. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений в одной или нескольких сферах:

интеллектуальной;

академических достижений;

творческого или продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественной деятельности;

двигательной.

1. Интеллектуальная сфера.

 Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью. Он проявляет разностороннюю любознательность, охотно и легко учится, выделяется умением излагать свои мысли, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

2.   Сфера академических достижений.

    Чтение. Ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас, понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают, проявляет интерес к написанию имен, букв, слов.

Математика. Ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов, разбирается в измерении времени (часы, календари), часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание. Ребенок внимателен к предметам и явлениям, связанных с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов, проявляет большой интерес к естествонаучным опытам и экспериментам, хорошо схватывает абстрактные понятия.

3.    Творчество

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; часто делает

        -5-

всё по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (четкость); способен продуцировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат.

4.   Общение и лидерство.

Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе. В общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5.    Сфера художественной деятельности.

         Изобразительное искусство. Ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой. Весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие. Осознанно строит композицию картин и рисунков. Его работы отличает конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

6.   Двигательная сфера.

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и легкой моторики. Любит движение (бег, прыжки, лазание). Обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине). Для своего возраста обладает исключительной физической силой. Прекрасно владеет телом при маневрировании.

-6-

Музыкальная одаренность - как часть

сферы художественной деятельности.

Под музыкальной одаренностью следует понимать как высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Это блестящий музыкальный слух и феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. С. Рахманинов в четыре года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Рихард Штраус в четыре года начал учиться на фортепиано, а в шесть уже был автором увертюры для оркестра. Развитие одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер.

С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров.

В два-три года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают. Рано и свободно читают ноты с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одаренного ребенка вырабатывается тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным образом. И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и

-7-

прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (композитор А. Даргомыжский пытался подбирать музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно – на шестом году).

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Серёжа Прокофьев сочинил и записал в пять лет и придумал нелепое название “ Индейский галоп”, а оперу “ Великан” – в девять лет.

При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерные типы, встречающиеся чаще других. Музыкально-одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери. Музыкально одаренные девочки , напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению. Т. Летешицкий, учитель замечательной русской пианистки А. Есиповой, сказал о ней: «В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать её натуру, она может стать великой артисткой».

Одаренный ребенок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней прфессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки, голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников.

У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место. Сами же одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды или обилия музыкально-звуковых впечатлений в раннем детстве.

-8-

В семье с большим количеством музыкальных дарований родители не только передают своим детям определенные гены, но и всемерно развивают их соответствующим образом. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов с яркими музыкальными способностями.  

   Один из бывших ярких вундеркиндов, виолончелист Даниил Шафран, отметил, что, по его мнению, раннее проявление одаренности свидетельствует, прежде всего, о том, в каких условиях воспитывался ребенок, какая атмосфера его окружала. « У меня, например, родители были музыкантами, и нет ничего удивительного, что они рано приобщили меня к искусству.… Этот фактор очень важный – среда, окружение, влияние семьи и близких.  

 Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления одаренного ребенка составляет 84 – 86 %, а не музыкального 1 – 2 %; в семье, где музыкален один из родителей, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 59%, а не музыкального 26 – 36 %; наконец, если оба родителя немузыкальны, то у них в 25 – 30% случаев есть шанс стать родителями музыкально одаренного и в 59 – 62% - немузыкального ребенка.

Одаренных детей, которые заявили о себе публично, чьё дарование прошло раннюю сценическую «апробацию», называют вундеркиндами. В то же время обычно они вызывают у окружающих двойственное чувство: восхищение и негодование, удивление и скептицизм.

Чем же восхищали и восхищают вундеркинды? Прежде всего невероятной свободой, легкостью, с которой они справляются с техническими трудностями, значительно превышающими все немыслимые представления о музыкальных возможностях их возраста, а также редкой «одушевленностью» игры, чтением с листа, естественным недетским артистизмом. Сохранилось множество фактов о поразительном музыкальном таланте Вольфганга Моцарта, проявившемся в раннем детстве. Отец Моцарта, занимавший официальную должность композитора при Зальцбургском дворе, быстро понял, что у Вольфганга совершенный музыкальный слух, что он может мгновенно определить, верно ли взята нота. Мальчик мог с легкостью пропеть и назвать любую из них. В трехлетнем возрасте он импровизировал

-9-

на клавесине, в четырехлетнем – написал концерт для клавесина. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Программа их выступлений поражала разнообразием и трудностью. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. На концертах маленький Моцарт импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Ради забавы слушатели заставляли играть ребенка по клавишам, закрытыми полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого любым звучащим предметом (металлические часы, стаканы и т.п.). Будучи еще подростком, он был уже автором ряда крупных произведений (опер, симфоний, концертов и др.), не уступающих по уровню художественного мастерства и по технической зрелости многим произведениям маститых композиторов того времени. Это дает основание выделить имя Моцарта как выдающееся явление в музыкальном искусстве начала второй половины XVIII века.

Вундеркинды часто настолько поражали современников, что те не исключали возможности фальсификации. Один из таких сенсационно гастролировавших по Европе вундеркиндов-шестилетний дирижер Билли Ферреро (1906-1954) – вызывал особенно много разговоров о подтасовке. Он начал дирижировать, не умея читать и не зная нот. По воспоминаниям С. Самосуда, знакомство с ним вызывало ощущение настоящего чуда. Самосуд впервые увидел ребенка, когда тот перед началом оркестровой репетиции в углу сцены играл с игрушкой – заводным поездом. И вот, когда ребенок встал за пульт и поднял руки – произошло чудо. Перед оркестром находился настоящий дирижер с натуральной волей, техникой, совершенно свободно общающейся с музыкантами, безукоризненно знающий наизусть партитуру сложного сочинения, предельно чуткий к исполнению. Мысль о какой-либо фальсификации сразу исчезла. Ребенок свободно и уверенно владел сложнейшей стихией оркестрового исполнительства. Билли Ферреро стал очень известным дирижером.      

-10-

Заключение.

На основании изученного материала делаем вывод, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность.

 Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность не определяют одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.

-11-

Литература.

1.  Бурменская Г.В. Слуцкий В.М. Одаренные дети.

     М. 1991г.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность

    среди детей и подростков. М.2004г.

3.  Майкл Уайт. Вольфганг Амадей Моцарт.

     М. 1998г.

4.  Савенков А.И. Одаренные дети в саду и школе.

     М. 2000г.

5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов – на Дону      

    2006 г.

6.  Юркевич А.И. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность.

     М.1996г.

-12-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей

отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....

Практический курс работы на группе детей с ограниченными возможностями

Этот материал можно использовать в качестве практического пособия для работы с детьми с ДЦП. Детям нравятся эти упражнения, они с удовольствием их выполняют....

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации коррекционной работы

Проблемы родителей ребенка с ОВЗ, индивидуальная работа педагога....