Творческий проект "Кнопочки баянные запали в душу нам"
творческая работа учащихся по музыке (8 класс) на тему

Кашинцева Надежда Михайловна

 

В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по развитию активной, творческой, гармонично развитой (в духовно – нравственной, художественно – эстетической, интеллектуальной сфере), психически и физически здоровой личности. Наиболее эффективно эта проблема решается в системе "личность – культура – образование – творческая деятельность". 

  В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку. Как известно, большее число одаренных детей реализуют себя именно через музыку.  

Геймбух Владимир обучается в ДШИ с 2003 года на народном отделении  по классу баяна. На протяжении всех лет Володя ведёт активную концертную и творческую деятельность, участвует в концертах ДШИ, Городских и Окружных мероприятиях.  За период учёбы ученик неоднократно награждался похвальными грамотами от администрации ДШИ, благодарственными письмами. За годы учёбы приобрёл отличные сценические навыки, все его выступления яркие, стабильные, на хорошем уровне.

Все годы Володя обучался на «отлично». В 2010 году закончил ДШИ с похвальной грамотой, успешно сдал все экзамены.

В настоящее время продолжает обучение в ДШИ в профориентированном классе.

 В связи с тем, что Владимир заканчивает обучение в ДШИ в 2013 году, с его стороны поступило предложение – организовать творческий проект, результатом которого  станет Сольный концерт учащегося. Преподаватель Кашинцева Надежда Михайловна идею ученика поддержала. Это и является основанием для разработки проекта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение            

                          «Детская школа искусств» г.Нарьян - Мара            

            ТВОРЧЕСКИЙ      

                ПРОЕКТ:                                                

«Кнопочки баянные        

           запали в душу нам»

                   

                                             

                                                                             Руководитель проекта:

                                                                             Кашинцева  Надежда

                                                                             Михайловна – преподаватель

                                                                             ДШИ г.Нарьян-Мара по классу

                                                                             баян/аккордеон                

        

                                                           г.Нарьян-Мар

                                                2012 год

Содержание                    

        

               1.Проектное портфолио __________________________    2

               2. Пояснительная записка_________________________    3

               3. Этапы реализации проекта______________________    7

                    4. Содержание проекта ____________________________  8                    

                    5.Влияние музыкального искусства на воспитание

                             подрастающего поколения

                      (обоснование  выбранной  программы)_______________ 9

               6. Критерии результативности _____________________ 16

               7. Заключение  __________________________________   17

               8. Критерии успешности реализации проекта _________  18

               9. Использованная литература ______________________  19

                           10. Приложение __________________________________   20

Проектное портфолио

Наименование учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Нарьян-Мара», 166000,

НАО, г.Нарьян-Мар, ул.Выучейского  д.24,  8(81853)4-20-55

Руководитель учреждения

Пудовкина Ирина Олеговна

Тип и наименование проекта

Творческий проект «Кнопочки баянные запали в душу мне»

Предметно-содержательная область

Моно проект

Характер координации проекта

непосредственный (гибкий)

Разработчик проекта

Преподаватель народного отделения по классу баян/аккордеон

Кашинцева Надежда Михайловна

Характер контактов

Количество участников.

Среди участников образовательного процесса.

1.Геймбух Владимир – ученик 8 класса (баян) – выпускник ДШИ – главный участник проекта

2. Кашинцева Н.М. (руководитель-консультант)

3.Листова А.С. (концертмейстер)

4.Кропотина Роза - ученица 8 кл. (домра)- преп. Пудовкина И.О.

5.Дуэт: Выучейская Тамара и Безумова  Алина – ученицы 8 кл. (вокал) - преп. Кулижникова Л.А.

6.Черняева Л.Л. - ведущая

Основная цель проекта

Подведение итогов, в связи с окончанием Детской школы искусств, пропаганда музыкального искусства среди сверстников (сетевое сотрудничество)

Основные задачи проекта

Обучающие: 

- Обучить учащегося умению планировать свою работу.

- Формировать навык сбора и обработки информации, материалов

- Обучать умению анализировать.        

- Формировать позитивное отношение к работе.        

Развивающие:

- Развитие творческого мышления.

- Повышение нравственного потенциала детей.

- Развитие креативности.

Воспитывающие:

- Прививать любовь и  интерес к культуре и традициям русского народа.

- Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

- Воспитание интереса у учащегося к целенаправленной, самостоятельной работе.

Сроки реализации

Долгосрочный – 6-7 месяцев

Место проведения

МБОУ «СОШ  №5»  г.Нарьян- Мара        

Ожидаемые результаты реализации проекта

Сольный концерт ученика 8 класса Геймбух Владимира.

Презентация.

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей. Оценивание качества результатов. Приобретенные умения, знания, навыки.

Пояснительная записка.

                                                                             «Музыка способна оказывать известное воздействие

                                                                              на этическую сторону души; и раз музыка обладает

                                                                            такими свойствами,  то, очевидно, она должна быть

                                                                             включена в число  предметов воспитания молодёжи»

                                                                                                                                                  Аристотель

 В России одним из любимых инструментов считается баян.  Никто не может остаться  равнодушным к его глубокому, широкому, передающему целую гамму чувств, звукам.

 Музыка – могучий  источник  мысли.  Музыка  обладает  огромным  эмоциональным  воздействием,  она  пробуждает  в  человеке  добрые  чувства,  делает  его  выше,  чище,  лучше.

В.А. Сухомлинский  писал:  «Если  в  раннем  детстве  донести  до  сердца  красоту  музыкального  произведения,  если  в  звуках  ребенок  почувствует  многогранные  оттенки  человеческих  чувств, он  поднимется  на  такую  ступень  культуры,  которая  не  может  быть  достигнута  никакими  другими  средствами.  Чувство  красоты  музыкальной  мелодии  открывает  перед  ребенком  собственную  красоту – маленький  человек  осознает  свое  достоинство».  

Изучение музыки – что это дает  современному ребенку?

  Музыка имеет огромное значение в жизни каждого человеке. Она способствует интеллектуальному развитию, умению рассуждать, мыслить образно, воспитывать чувства и эмоции, как никакое другое искусство. Выступления на сцене помогают концентрироваться в нужный момент, добиваться успешной самореализации. Эти качества необходимы детям не только в сфере искусства, но и в любой другой деятельности. Музыкально ориентированные дети духовно богаче, интеллектуально развитее, больше читают, обладают культурой речи, более остро воспринимают окружающий мир, видят красоту. Это связано с дополнительными знаниями об истории, традициях разных эпох, национальной культуре.

 В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по развитию активной, творческой, гармонично развитой (в духовно – нравственной, художественно – эстетической, интеллектуальной сфере), психически и физически здоровой личности. Наиболее эффективно эта проблема решается в системе "личность – культура – образование – творческая деятельность".  

  В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку. Как известно, большее число одаренных детей реализуют себя именно через музыку.

  Геймбух Владимир обучается в ДШИ с 2003 года на народном отделении  по классу баяна.

С начала обучения мальчик зарекомендовал себя как трудолюбивый и очень усидчивый, отличающийся своим творческим отношением к музыке. Очень любит выступать на сцене. С каждым годом ученик продвигался в своём музыкальном и техническом развитии.  Произведения в его исполнении становились всё образнее и интереснее. Ученик очень внимательно относится к требованиям педагога, правильно реагирует на справедливые замечания, настойчив в исправлении собственных ошибок. Володя проявляет инициативу – стремиться узнать что-то новое в области науки и культуры. Любознателен. Между учеником и педагогом возник исключительный контакт и понимание. С 2007 года ученик принимает участие в конкурсах различного уровня. Активный участник мастер – классов, проводимых преподавателями Архангельского музыкального колледжа.

Володя является лауреатом 7 Окружных конкурсов, Лауреатом VI Северного регионального конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне «Новые имена» в г. Котласе, призёром XIII Открытого Областного конкурса исполнителей на народных инструментах в г. Архангельске, лауреатом  Регионального фестиваля народного творчества «Молодёжная весна – 2012». Победитель смотра достижений творческого сезона 2008 – 2010 гг. в номинации «Классика», Победитель Городского конкурса «Ученик года – 2012» в номинации «Творческая личность».

На протяжении всех лет Володя ведёт активную концертную и творческую деятельность, участвует в концертах ДШИ, Городских и Окружных мероприятиях.  За период учёбы ученик неоднократно награждался похвальными грамотами от администрации ДШИ, благодарственными письмами. За годы учёбы приобрёл отличные сценические навыки, все его выступления яркие, стабильные, на хорошем уровне.

Все годы Володя обучался на «отлично». В 2010 году закончил ДШИ с похвальной грамотой, успешно сдал все экзамены.

В настоящее время продолжает обучение в ДШИ в профориентированном классе.

 В связи с тем, что Владимир заканчивает обучение в ДШИ в 2013 году, с его стороны поступило предложение – организовать творческий проект, результатом которого  станет Сольный концерт учащегося. Преподаватель Кашинцева Надежда Михайловна идею ученика поддержала. Это и является основанием для разработки проекта.

  В основе совместного проекта лежит развитие познавательных навыков ученика, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие  творческого мышления.

   Цель творческого проекта: Подведение итогов, в связи с окончанием Детской школы искусств; пропаганда музыкального искусства среди сверстников  (в этом и  заключается актуальность проекта)

 Задачи: Обучающие: 

- Обучить учащегося умению планировать свою работу.

- Формировать навык сбора и обработки информации, материалов

- Обучать умению анализировать.        

Развивающие:

- Развитие творческого потенциала как основу дальнейшего становления личности.

- Повышение нравственного потенциала детей.

- Развитие креативности.

- Развитие коммуникативных способностей.

Воспитывающие:

- Прививать любовь и  интерес к культуре и традициям русского народа.

- Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

- Воспитание интереса у учащегося к целенаправленной, самостоятельной  работе.

- Воспитывать культуру сценического поведения.

- Воспитывать дисциплинированность, ответственность, целеустремленность

Здоровьесберегающие:

- Развивать позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах.

- Создать атмосферу доверительного общения, сотворчества,

сотрудничества, сопереживания.

Результат проекта, проектный продукт: «Сольный концерт»- программа, состоящая из музыкальных  произведений различных эпох, жанров   и  стилей; презентация.

Место проведения: МБОУ СОШ № 5

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение:

 - музыкальный инструмент - баян

 - актовый зал (МБОУ «СОШ № 5»)

 - компьютер, интерактивная доска

 - микрофон

Кадровое обеспечение:

 - Преподаватель ДШИ по классу баян/аккордеон -  Кашинцева Н.М

 - Геймбух Владимир – ученик 8 кл. (специальность – баян)

 - Ведущая – Черняева Л.Л.

 - Концертмейстер Листова А.С.

 - Кропотина Роза – ученица 8 кл. – домра  (преп. Пудовкина И.О.)

 - Дуэт: Выучейская Тамара и Безумова Алина – ученицы 8 кл. – вокал (преп. Кулижникова Л.А.)

 

Срок реализации проекта: долгосрочный – 6-7 месяцев

Слушатели: Учащиеся старших классов школы № 5, ДШИ п.Искателей,       преподаватели,   родители, администрации школ: ДШИ, № 5, ДШИ п.Искателей.

Уровень: Окружной

Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и учащегося народного отделения. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность ученика

           1 этап

(подготовительный)

1.Формулирует проблему (цель) – при постановке цели определяется и продукт проекта;

2.Вводит в сюжетную ситуацию;

3.Формулирует задачу

1.Вхождение в проблему;

2.Вживание в сюжетную ситуацию;

3.Принятие задачи;

4.Дополнение задач проекта

           II этап

       (основной)

4.Помогает в решении задач

5.Помогает спланировать деятельность

6.Организует деятельность

7.Оказывает практическую помощь (по необходимости)

8.Направляет и контролирует осуществление проекта

5.Работа над концертной программой

6.Распределение репетиционного времени с другими участниками проекта (детьми)

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков

           III этап

        (итоговый)

9.Готовит и проводит Сольный концерт

8.Представляет зрителям продукт деятельности (защита проекта)

                                    Содержание проекта

  1. этап (подготовительный):

  На данном этапе:

а)  Задача преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Нарьян- Мара» Кашинцевой  Надежды Михайловны – руководителя проекта: создать условия, сформулировать цель и задачи проекта;

б) Задача ученика Геймбух Владимира  (главное действующее лицо) – вхождение в проблему и дополнить задачи проекта.

в) Разработка организационного плана проекта:

   - ученик оценивает масштаб предстоящего мероприятия (вживание в сюжетную ситуацию);

   - выбор программы (не менее 10 музыкальных произведений - разножанровых) – сольное, а также ансамблевое исполнение  – Приложение

   - совместно с преподавателем привлекает в сотворчество  следующих участников проекта: Черняеву Любовь Леонидовну (ведущая),  Листову Анну Сергеевну (концертмейстер), Кропотину Розу (ученица 8 класса/домра, преп. Пудовкина И.О.), Выучейскую Тамару и Безумову Алину (ученицы 8 класса/вокал, преп. Кулижникова Л.А.). Формируется творческий коллектив.

         II этап (основной):

        (совместно с преподавателем)

  - Разработка и составление сценария «Сольного концерта»

  - Поиск необходимой информации о композиторах, эпохе и стилях, о музыкальных произведениях, включенных в программу «Сольного концерта»

  - Работа над концертной программой: раскрытие художественного образа,

     стремление к качественному исполнению

  - Артистизм

  - Распределение репетиционного времени с другими участниками проекта

  - Разработка, утверждение и изготовление пригласительных билетов,

     программ, реклама (афиша)

  - Работа над презентацией

  - Видеосъемка

  - Оформление сцены, подготовка технического оснащения

    III этап (итоговый):

На данном этапе происходит проведение «Сольного концерта», презентация.

   Проводится рефлексия:

 - Проведение опроса участниками проекта среди зрителей;

 - Самоанализ выступления ученика на «Сольном концерте»

 - Саморефлексия: понравилась ли ученику   подготовка и  проведение «Сольного концерта»

                     Влияние музыкального искусства на воспитание

                             подрастающего поколения

                      (обоснование  выбранной  программы)

 

 Многие педагоги признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребенке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в общеобразовательной школе и в семье дети не в полной мере знакомятся с настоящей классической музыкой. Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как правило, дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот почему  детей необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Слушая  классическую музыку, формируются основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке. Музыка способствует развитию восприятия у ребенка других видов искусств и окружающего мира, развивает образное мышление и воображение. Из всего выше сказанного следует, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности  – она обладает способностью гармонизировать пространство и душевное состояние.  Приученный к музыкальным композициям ребенок обладает лучшим абстрактным мышлением, ведь его ухо «приучено» улавливать музыкальные интервалы, паузы, долготу и высоту звуков. Ученые выяснили, что классическая музыка прекрасно влияет на математические способности ребенка, а также на развитие его логики. Вспомните знаменитых математиков и физиков, шахматистов и даже Шерлока Холмса – многие из них любили музыку и даже сами являлись музыкантами – музыкальные занятия помогали им мыслить, приводили их мысли и рассуждения в порядок.  Даже если ребенок, занимающийся музыкой, не станет профессиональным музыкантом, это лишь положительно повлияет и на его интеллект, и на его воображение. 

  В нашем творческом проекте мы  постараемся освятить  разные направления и формы работы. Это и сольное исполнение Володи произведений различных жанров и стилей, это и ансамблевое исполнение (баян/ф-но), также, ученик выступит в роли концертмейстера (домра, вокал).

  В музыкально-исполнительском развитии учащихся особое место занимает работа над произведениями крупной формы. Поэтому в программу концерта мы включили произведение крупной формы -  сонату Д.Чимароза.  Каждый, кто слушает и исполняет музыкальные произведения, знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Пьесы исполнять и выучивать проще, чем произведения с такими названиями, как  соната, рондо  или вариации. А дело здесь в том, что эти произведения длятся дольше (они больше по объему) и построены они по более сложным законам музыкальной формы. А знаете ли вы, что в 16 в. "термин "соната" употреблялся только по отношению к музыкальным произведениям, предназначенным для исполнения на таких "певучих" инструментах, как скрипка и флейта, в отличие от кантаты, сочинённой для пения"?

Постоянно меняющиеся вкусы публики постепенно приводят и к смене инструментария, который тогда обязательно сопровождал великосветские мероприятия и увеселения. Клавир в это время приобретает необычайную популярность среди музыкантов-любителей, способствуя общему "просветлению музыкального быта".  

 Ведь именно в эпоху классицизма жанр (клавирная соната) достиг своего апогея. Расцвет клавирной сонаты связан с творчеством венских классиков, в первую очередь таких композиторов как Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.

А давайте попробуем с вами перенестись во времени на два века назад. Чтобы понять музыку этой эпохи, необходимо познакомиться с нравами и обычаями того времени. Композиторы и музыканты-любители придерживались довольно строгих правил в своём творчестве.

"Это было время утончённости и чопорности во всём - в обращении, в разговоре, в костюме. Мужчины носили напудренный парик с косичкой сзади, кружевное жабо, кружевные манжеты, шитый фрак, чулки, башмаки; дамы носили причёску вверх вроде башни, ходили в корсетах, в которых почти нельзя было повернуться. Танцы были медленные, с низкими, глубокими поклонами"

Если попробовать сравнить классическую сонату с литературным жанром, то можно сказать, что она похожа на повесть или роман. " Подобно им соната делится на несколько "глав"- частей. В повести или романе описываются действия главных героев ,так и в сонате: музыкальные партии (темы)- это такие же действующие лица. Но они не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и конфликтуют между собой. 

Доменико Чимароза(1749-1801)-итальянский композитор, создал несколько десятков клавирных сонат. Относительно несложные по фактуре, одночастные, они напоминают нередко сонатины. Сонаты Чимароза еще не содержат вполне типического для классической сонатной формы членения на партии. Но мелодико-гармонический язык и фактура сочинений композитора уже во многих отношениях типичны для классицизма. Характер музыки требует от исполнения блеска и наряду с этим певучести.        

  Освоение крупной формы требует от учащихся знания теории музыки, осмысления целостности формы, умения анализировать, логически мыслить, а также хорошей исполнительской подготовки.

    А  что же такое полифония?        

По мнению М.Г. Рыцаревой, полифония (от греческого: poli – много, fones - голоса) – буквально означает многозвучие, многоголосие. Это принцип музыкального мышления, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны. Каждый из них ведет одинаково важную мелодию. Нет главных и подчиненных, но взаимосвязанных между собой (5, с.242)

«Полифония в музыке, как это не парадоксально, отражает самую что ни на есть типичную жизненную ситуацию во взаимоотношениях людей. Сколько людей, столько интересов, судеб, линий поведения. Они существуют параллельно, переплетаются, сталкиваясь, противореча друг другу. Поэтому полифония в широком смысле этого слова свойственна не только музыке. Полифоничны литературные романы, пьесы, кинофильмы – всё, что пытается запечатлеть жизнь людей в её полноте и сложности. Поэтому, как бы ни менялись в музыкальном искусстве эпохи и стили, роль полифонии не только не ослабевает, но и расширяется, приобретая новые формы»(5, с.244). И в нашем концерте прозвучит «Прелюдия и фугетта» - ми минор современного композитора Ольги Бер.

 Конечно же, в нашей программе обязательно речь пойдёт и о русской народной песне.
Великая культура  русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими  традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто,  когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о жизни наших предков.  . Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно народная культура  должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.  Давайте обратимся  к народной музыке, как к роднику, которым питается  музыкальная классика. Вспомним  русскую  пословицу " Сказка - ложь, а песня-правда" . В народной песне  все правдиво, искренне и просто- и мелодия и слова. Она отшлифована тысячами талантливых певцов, несет в себе  многолетнюю историю русского народа
.

Нельзя не вспомнить гениального баяниста И.Я.Паницкого, одно из произведений которого мы включили в программу концерта. Его вклад в продвижении баяна на концертную эстраду велик и неоспорим. Его основное наследие – это транскрипции народной музыки. Как исполнитель, он был прекрасным интерпретатором сочинений классической музыки и блестящим импровизатором, что, несомненно, является отражением свободы музыкального мышления. В его творчестве заложены зерна всей современной модели развития репертуара для народных инструментов.

Вот что сказал О.М.Шаров: «Я убеждён, что И.Я.Паницкий был единственным гениальным баянистом: его жизнь как огненная вспышка, он появился ниоткуда, зажег многое и ушел из жизни, оставив нас недоумевающими перед его непознанным искусством. Я повторяю: он был гений, а гений – это тот, кто учится сам у себя, точнее, неведомо как (я бы сказал «От Бога»), заглядывает в далёкое будущее, заставляя последователей догонять его в понимании искусства. Ведь записано у И.Я.Паницкого все очень просто, а ты попробуй, сыграй, невозможно просто так, оказывается. Зубы ломают на его музыке многие мэтры, не могут сыграть несколько тактов, не получается. Я не забуду, как И.Паницкий играл «Чардаш» Монти четырьмя пальцами, да ещё с подголосками. Как это возможно? До сих пор не понимаю! Но то была музыка, был дух. Он был «поцелован Богом». Играя музыку И.Я.Паницкого, ощущаешь себя русским человеком». *(И.Я.Паницкий- слепой музыкант)

 

  В каждом инструменте  скрывается своя тайна, и только человеческая рука, рука музыканта, способна извлечь эту тайну. Человек создал большое количество музыкальных инструментов самого разнообразного характер…

 Домра.        

  История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скомороховСкоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.

Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.

 Также, голос домры прекрасно сочетается с баяном. И вы услышите «Песню старого извозчика» Н.Богословского в исполнении Кропотиной Розы и Геймбуха Владимира. Эта песня была написана в 1938 году к открытию Московского метрополитена. А замечательному композитору  Никите Богословскому 22 мая 2013 года исполняется 100 лет.

 И в  эстрадном жанре баян завоевывает серьёзные позиции. Это ещё одна линия развития народных инструментов. И это здорово!  (прозвучат  эстрадно-джазовые композиции – Г.Уоррена, В.Космы, В.Зубкова в ансамбле с ф-но)

 А ещё Володя выступит в качестве концертмейстера с вокалистками.

 Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.  Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.

В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной баянной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука вокалистом, мягкое «пение» баяна приучает солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика».

Кроме того, идет работа над протяженностью гласных. Как говорил Шаляпин, «гласные – душа пения», «гласные – река, согласные – ее берега». Солист должен пропевать гласную до последнего момента, а примыкающую к ней согласную относить мысленно к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с согласной, но не кончаться ими. Такая тренировка очень помогает пению legato.

Очень важно умение петь legato на фоне стаккатного аккомпанемента, когда певец как бы противопоставляет свое горизонтальное звуковедение партии аккомпанирующего инструмента. При плавном, певучем аккомпанементе слияние одинаковых намерений помогает певцу, облегчает его задачу.

Концермейстер под руководством педагога учит певца правильно распределять силу звука на протяжении всей песни. Некоторые вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер совместно с солистом должны помнить , какой выразительности они могут добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько солист  при этом сбережет свой голос.

Для  вокалиста пение piano представляет немалую сложность. С этим нюансом нужно обращаться осторожно: если и сбавлять силу звука, то немного, так как это часто приводит к мелкому дыханию, к пению «без опоры». Чтобы петь одновременно и на дыхании, и piano – это трудно и требует терпения и тренировки.  Относительное распределение звучания, безусловно, необходимо. Следует объяснить учащимся, как постепенно готовить кульминацию, как опасно петь на динамическом пределе в низком и среднем регистрах – тяжелая середина ведет к усталости, к менее ярким и затрудненным для певца верхним тонам, не говоря уже о том, что кульминация на верхних нотах от этого проигрывает (слушатель

устает от однообразного громкого пения).

 Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом, прежде всего надо почувствовать его основное настроение. Уже потом, в процессе дальнейшей работы выявляются отдельные значительные фразы или слова, но их не должно быть слишком много, иначе они могут отвлечь внимание от музыки, сделать ее вычурной, неестественной. Часто солисты, увлекшись текстом, начинают из-за этого меньше внимания уделять собственно вокалу. Получается полупение– полудекламация, что приводит к неправильному толкованию музыкальной фразы. Ведь в работе над фразировкой надо в первую очередь исходить из смысла и характера музыки, а не текста. Встречается и обратное. Увлекшись музыкой, солист недооценивает работу над текстом. В результате он забывает слова в самых неожиданных местах. Таким ученикам надо рекомендовать сознательно учить текст отдельно от музыки, а не запоминать его по инерции вместе с мелодией.

Нередко учащийся хорошо вокализует, поет как будто правильно, но слова

получаются тусклые, невыразительные. Одна из причин этого – плохая дикция.
Солист должен прислушиваться к тому, как он произносит слова, особенно согласные звуки – именно они чаще бывают вялыми, невнятными. Но бывает и другое: слова хорошо слышны, но все равно не интересны, ибо слово не окрашено мыслью, существует как бы вне общего содержания произведения.  Педагог - вокалист должен разбудить у ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего произведения.

 Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет»,  ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности,  тесситурные слабости и достоинства.

  В нашем концерте прозвучит песня Виктора Темнова «Кнопочки баянные», в исполнении Выучейской Тамары и Безумовой Алины, концертмейстер В.Геймбух.

 И конечно же, одной из главных задач нашего проекта является тема патриотизма, любви к Родине, повышение нравственного потенциала детей.

И эту тему мы пронесём через песни военных лет. Расскажем – о композиторах того времени, которые творили музыкальные шедевры; какие песни звучали во время Великой Отечественной войны; как эти песни вдохновляли солдат и как с  песнями они шли в бой за свою Родину.

        

 

Оживает история славная,                                                  
Все что видано было и пройдено…
Песня учит нас самому главному:
Бесконечно любить нашу Родину!

                

На земле, на морях, в поднебесье ли
Песня – верный соратник Победы.
Так давайте же вспомним те песни мы,
Шли с которыми в бой наши деды
! 

Вместе с нами песни созидают, борются, любят. Они утверждают высокую нравственную красоту человека, воспитывают в нем гордость за свою Отчизну, народ,  свою многовековую историю, укрепляют любовь к русскому музыкальному искусству

  Критерии результативности:

* постановка музыкально-исполнительского аппарата;

* уровень сложности музыкальных произведений;

*эмоциональность и образность исполнения;

* развитость технических навыков музыкального исполнительства;

* культура исполнения и поведения учащегося во время выступления (внешний вид, собранность, посадка, отношение к слушателям);

 

        

                                           Заключение.

 Проект «Кнопочки баянные запали в душу нам» имеет практическую направленность и планируется к применению для работы в образовательном учреждении.

  В ходе реализации проекта ученик ДШИ показывает свои организаторские способности. Это позволяет получить оценку и признание не только в ДШИ, но и в общеобразовательной школе, где учится Владимир Геймбух. Также, в рамках «Сольного концерта» происходит сетевое сотрудничество – пропаганда музыкального искусства среди сверстников.                            

 В концертную программу включено не только сольное исполнение ученика, но и ансамблевое (с Кропотиной Розой – домра, также с вокалистками – Выучейской Тамарой и  Безумовой Алиной). Работа над единым замыслом и осмыслением музыкального образа всегда очень интересна. У обучающихся выстраивается единая картина, которую они дополняют своими индивидуальными мелкими деталями, не нарушая общую мысль. Они вместе фантазируют, спорят, выясняют и приходят к общему мнению. Так формируется художественный вкус, интерес к изучаемому материалу, стремление к качественному исполнительству.

 Работа над проектом способствует сплочению творческого коллектива.

Между обучающимися и педагогами формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. Создаются предпосылки для формирования у детей активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Такая работа раскрывает и воспитывает у обучающихся такие черты характера, как коммуникативность, умение моделировать, сотрудничать, умение работать в команде. Все эти черты помогают в дальнейшем становлению социальной личности, что является первостепенной задачей всего обучающего процесса.

        

                           

                        Критерии  успешности  реализации  проекта:

В процессе реализации проекта у учащихся формируются новые навыки и качества.

Творческое воображение – способность создавать образ  через средства музыкальной выразительности и способность изменять его (представлять образ в развитии). Способность к воссоединению отдельных художественных элементов в единую систему – образ.

Коммуникативные качества – способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения, способность к мотивированию творческой деятельности других.

Эмоционально – креативные свойства – эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание.

Исполнительская выразительность -  использование всех изученных средств музыкальной выразительности, навыков игры в ансамбле, с концертмейстером, умение анализировать музыкальное произведение, яркое сценическое исполнение.

Толерантность – способность понимать  и принимать другие трактовки исполнения, которые отличаются от собственных представлений на произведение.

        

                              Использованная литература:

1.Мильштейн Я.И. «Уникальный ансамбль». Вопросы теории и истории исполнительства. М.; Сов.композитор, 1983

2.Мартынов В.И. «Классика – XXI», Москва: 2005 -288 с.

3. Костин В. «Что такое художественный образ» - М.: Советский художник, 1962.- 60с. 

4. http://www.gnesin.ru/teach/psychology.html)

        

5.   Рыцарева М.Г. Музыка и я. – М.: Музыка, 1994.

                                   Приложение

               Программа Сольного концерта

  1.   В.Темнов

«Кнопочки баянные» (вокал – Выучейская Тамара и  Безумова Алина)

  1. О.Бер

«Прелюдия и фугетта» - ми минор

  1. Д.Чимароза

 «Соната» - соль  минор

  1. И.Паницкий

«Вариации на темы  русских народных песен «Среди долины ровные» и «Светит месяц»

  1. Г.Беляев

«Попурри на темы военных песен»

  1. Н.Богословский

«Песня старого извозчика» (домра – Кропотина Роза)

  1. Г.Уоррен

 «Я знаю почему»

  1. Хосе Люкьеси

«Брызги шампанского» (конц. Листова А.С.)

  1. В.Косма

 «Мелодия из к/ф «Игрушка»  (конц. Листова А.С.)

  1.  В. Зубков

 «Мелодия из  к/ф «Цыган» (конц. Листова А.С.)

                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Творческий отчет класса баян

Тема нашего мероприятия «Я играю на баяне». Прежде чем представить главных героев, мне хотелось бы отметить, что на нашем мероприятии присутствуют гости. Сегодня к нам пришли родители учеников и...

Творческий проект. "Песня - душа народа"

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно  в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творче...

Конспект открытого занятия и презентация на тему "Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»"

Открытое занятие в форме мастер-класса - это мини-концерт, где на примере исполнения разных песен показаны приемы аранжировки....

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Конспект урока по специальности « Баян» «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности»

Конспект урокапо специальности   « Баян»«Освоение клавиатуры на инструменте,развитие технических навыкови творческих способностейна уроке специальности»...

Творческий проект "Портрет как зеркало души"

 Не смотря на то, что уже более ста лет фотография успешно справляется с задачей сохранения для потомков портретов наших современников, я считаю, что созданный художником портрет не только...