"Богатыри земли нашей" урок музыки , 5 класс( урок в стихах)
материал по музыке (5 класс) на тему

Король Светлана Владимировна

 

Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)

( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)

Цель:  духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_nashey_urok_v_stihah_5_klass.docx22.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)

( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)

Цель:  духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:

  1. научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
  2. содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  3. воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  4. способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, “музыкальный рисунок”);
  5. способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  6. научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  7. сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Музыкальный материал: 2 симфония А.П.Бородина “Богатырская симфония”.

Художественный ряд: репродукции картин В.М.Васнецова “Богатыри”.

“Богатырь на коне” “Богатырский скок” “Витязь на распутье”, “Битва славян со скифами”, “Поединок Пересвета с Челубеем”, “Добрыня Никитич и 7 головый Змей Горыныч”, “После побоища”, “Песнь Бояна”, портреты А.П.Бородина, В.М.Васнецова.

Ход урока

1.Орг. момент

Муз.   приветствие

-Добрый день ребята!

-Добрый день!

-Прозвенел звонок.

-Мы начнем урок.

У.Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

 Все ли на месте, все ли в порядке

Ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

 С усердием трудитесь.

2.Этап подготовки к усвоению новых знаний

У.Итак, друзья, начнем программу

Вы не зрители, не гости,

А программы нашей гвозди

Не стесняйтесь, не ломайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

На доске прочли вы тему

И эпиграф тоже есть Богатырские былины

Мне хотелось бы прочесть.

Но для начала подготовка

Нужно нам кроссворд почесть.

Вспомнить все определенья

где ключевое слово есть

 Говоря определенья

 Я буду очень кратка

(вывешивается кроссворд или на интерактивной доске)

  1. Спектакль, в котором танцуют(Балет)
  2. Симфонический оркестр быстро с ним расправится, проиграв  4 части , она большой покажется (соната)
  3. В нем четыре музыканта, в нем четыре голоса(квартет)
  4. Спектакль, в котором поют (опера)
  5. Душа и сердце музыки (мелодия)
  6. Песня льется без конца, то на «У», а то на «А». Сюжет не ясен нам пока. Что за песня? Без слов она. (вокализ)
  7. Когда о сказках говорили, мы слышали его. Грузины это подтвердили. Как назовем его?
  8. ( сурдина)

У.Молодцы! Все замечательно!

Кроссворд наш весь разгадан.

 И ключевое слово есть

О нем, мы и расскажем

     

Б

а

л

е

т

с

о

н

а

т

а

К

в

а

р

т

е

т

о

п

е

р

а

м

е

л

о

д

и

я

в

о

к

а

л

и

з

с

у

р

д

и

н

а

3.Этап усвоения новых знаний

У.Александра Порфирьевич Бородин

 Три симфонии сочинил

Но, одну вторую симфонию

 Музыкальный критик Стасов

«Бородинской» определил.

 Силой, величием, веет от музыки

Древняя Русь, широта и простор

Впрочем , давайте послушаем сами,

И характер определим.  

Слушание : Бородин А. П. «Симфония №2», фрагмент

Анализ произведения(жанр, характер, образ)- образ Древней Руси, ее бескрайних степей, богатырские заставы, могучие дыхание, размах, ширь, могучая сила и в тоже время музыка добрая.

Богатыри- великий, выразительный символ русского патриотизма, который  по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, князя Игоря, Александра Невского. Начальная тема возникает сразу.Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Именно в богатырях видели защиту и надежду русской земли.

Физминутка

Ну а теперь взгляните

на картину Васнецова(«Богатыри»)

Казалось бы симфония Бородина

Навеяна «Богатырями» Васнецова

Но это все не так…

Создатели при жизни не встречались

Когда была закончена картина

 Бородина уж не было в живых

 Скончался он тремя годами раньше

Но чем же связаны они? ( ответы детей)

 А связаны они идеей общей,

Идеей прославленья сил

И Родины могущества.

Взгляните на картину Васнецова

 Она о прошлом и о настоящем

Что рассказать хотел художник нам?..

Со злом надо бороться…

Да, бороться так как три богатыря.

Илья Муромец- не убоявшийся Соловья- Разбойника

Добрыня Никитич – вступивши в бой со Змеем Горынычем

Алеша Попович- уничтоживший злое чудище Тугарина

Позднее о картине сам художник скажет:

«Я часто, когда глядел на них, явственно слышал Бетховенские или  Баховские звуки

Много раз ловил себя на этом . Они звучали для меня в каждой части картины…

Это, видно, от того, что я очень много начинял себя музыкой, когда работал над «Богатырями».

 Я жил в звуках.

4. Этап закрепления умений и навыков.

Давайте же теперь и мы окунемся в мир звуков.

Песню прослушайте и расскажите

Что вы услышите? Что вы представите?

 Трубит трубач в дыму и пламени

 И почему весь полк израненный

Встает, идет за трубачом?

Трубач-герой, иль богатырь?

Но богатырь, какого времени?

И так прослушайте, внимательно

Я буду петь очень старательно.

Исполнение «Песня о маленьком трубаче»

Ответы детей на поставленные вопросы.

 Понравилась?

Попробуем теперь исполнить сами

Но для начала мы поговорим.

Распевки вспомним.

Разогреем голос

Распевание:

  1. Прибаутка-«Гуси,гуси»
  2. Активизация дыхания «Бокс»
  3. Восстановление дыхание, ровное дыхание
  4. Работа над дикцией . Счет от 1до 5
  5. Работа над артикуляцией (дбра,дбра,дбра…)
  6. Выстраивание унисона( на одном звуке)
  7. Вей, вей ветерок
  8. Мир без музыки, без песен

Скучен и неинтересен

7 нот запомни и пойми

Споем все вместе до,ре,ми..(одноголосие, двухголосие)

  1. Четкий ритм, он очень важен

Это мы сейчас покажем  (ритмическое эхо с выходом на ритмический рисунок песни)

Молодцы! Лишь теперь я поняла:

Без терпенья и ученья

Не  приходит к нам уменье!

А теперь свои уменья

Примените вы все в пенье.

Разучивание и исполнение 1 куплета

Итоги урока:

А теперь аукцион, подведет итоги он

Тот , кто больше знает, тот награды получает

На вопрос мой отвечайте и награду получайте.

- Какие черты богатырского характера объединили сегодня на уроке изображение богатыре на картине Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии Бородина?

- Можем  ли мы  в наше время встретить богатырей? (герои Афганистана, Чечни, хорошие поступки людей)

Д\з: Написать небольшое  сочинение о герое-богатыре, которого вам довелось узнать в жизни ( о герое книги или о поступке человека, который напомнил вам  героя-богатыря и др.) Дети оценивались в течении урока фишками, в конце урока выставлялись оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славна богатырями земля русская»

Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...

Сценарий спортивного праздника "Богатыри земли русской"

Спортивный праздник для подготовительной группы " Богатыри земли русской"...

"Славна богатырями Земля Русская"

Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....

Славна богатырями земля русская!

Внеклассное занятие по теме "Былины" в 6- м классе....

Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"

Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса...

Урок - квн для 6 класса по истории России "Богатыри земли русской"

урок разработан в форме КВН, для повторения темы по истории России "Русь во времена феодальной раздробленности"...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...