развитие музыкального сознания
статья по музыке по теме

Восприятие  музыкального   образа   школьниками   должно   быть педагогически  организовано.  При  этом  важнейшим  ориентиром  для  учителя является эмоционально - образная сфера музыки, с учетом своеобразия  которой он должен строить все звенья своей работы по развитию у  детей  адекватного, тонкого и глубокого восприятия музыки. Обращение  к  родственным   музыке   видам искусства, живое поэтическое слово педагога о  музыке  являются  средствами, помогающими решению центральной проблемы музыкального обучения –формированию и развитию музыкального сознания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rms_2012.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Ярыгина Г. Г.

МБОУ ДОД Детская музыкальная школа №9 им. Г. В. Беляева, Г. Самара

Музыкальное сознание – особая реальность внутреннего мира человека. Этот психический феномен может быть присущ каждому, однако, его происхождение, функции, структура до сих пор мало изучены.

Музыкальное сознание человека уникально, неповторимо и проявляет себя в способности воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее, вникать в ее особое содержание, или, другими словами, понимать "язык музыки", уметь изъясняться на этом языке (композитор, исполнитель), понимать, что говорят другие. Обладать развитым музыкальным сознанием значит быть способным совершать определенные действия в сфере внутреннеслуховых представлений: что-то слышать "про себя", ощущать "внутри" звучание какой-то музыки.

        Функциональные аспекты музыкального сознания включают в себя и такие, как выработка собственных индивидуально-личностных позиций в отношении тех или иных явлений музыкальной культуры, наличие целостной и достаточно независимой системы субъективно-оценочных отношений, умение анализировать свои художественно-эстетические реакции, переживания и проч.

        Еще один, высший и принципиально важный уровень музыкального сознания - уровень, который обнаруживает и выявляет себя через связь с внутренней, духовной жизнью человека. Суть в том, что "музыка остается пустой, лишенной смысла и не может считаться собственно искусством, поскольку в ней отсутствует основной момент всякого искусства - духовное содержание и выражение. Только когда в чувственной стихии звуков и их многочисленных конфигураций выражается духовное начало в соразмерной ему форме, музыка возвышается до уровня подлинного искусства".[1] Сказанное в полной мере может быть отнесено и к музыкальному сознанию: только когда его идеальные структуры проникаются духовным началом, оно возвышается до пика психической активности и действенности, оправдывая само свое наименование - "сознание".

        Музыкальное сознание, даруемое человеку от природы лишь в виде эмоционально-интеллектуального, духовного потенциала и не более того, развивается в определенных видах деятельности - от простого, казалось бы, слушания музыки до сверхсложного процесса создания музыкальной композиции. Деятельность, как известно, движущая сила, основа и непременное условие формирования-развития сознания человека (И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, М. Мамардашвили, С. Рубинштейн и др.). Музыкальное сознание, как и любой другой вид сознания, складывается в соответствующей деятельности, выходя с течением времени на новые рубежи; в свою очередь новые этапы и стадии формирующегося сознания открывают новые просторы и перспективы для "человека действующего". Так слушатель становится при определенных условиях исполнителем музыки, а исполнитель - композитором. И среди этих условий далеко не последнее место принадлежит воздействиям со стороны учителя музыки, будь то школьный учитель или преподаватель профессионального музыкального учебного заведения.

        В психолого-педагогическом аспекте более важным представляется то, что связано с музыкальным сознанием каждого отдельно взятого индивида, точнее, с процессами формирования и развития этого сознания.

        Основной и центральной структурной единицей музыкального сознания является звуковой образ.

        Музыкальный образ концентрирует в себе "чувство-мысль" (терминология Н.К. Рериха, А.Г. Шнитке и некоторых других деятелей художественной культуры); он помогает распознать и постигнуть "идейно-содержательное зерно" музыкального сочинения (К.Н. Игумнов, Я.И. Милыптейн, Я.В. Флиер и др.); именно музыкальный образ выражает и              "опредмечивает" в конкретно-чувственной форме все те процессы, эмоциональные состояния, психические движения, которые происходят в области музыкального сознания. Поэтому, если вести разговор о первоочередных задачах педагога-музыканта, то задачи эти сводятся практически всегда к расширению и углублению сферы музыкальной образности, к формированию способности у индивида видеть и воспринимать мир музыки сквозь призму образности.

        Основным педагогическим рычагом является в данном случае воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащегося. Вне эмоций, их особой энергетики невозможны никакие продуктивные действия в художественно-образном сознании; эмоции - своего рода "пусковой механизм" этих действий, "источник сырья для них" (Р. Арнхейм); невозможно вникнуть в содержание музыкального образа "внеэмоциональным путем" (Б.М. Теплов). Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Поэтому одна из важнейших задач состоит в том, чтобы воспитать у ученика личностное отношение к музыкальному произведению, умение создать собственное представление о его образно - интонационном содержании, строить это представление на фундаменте исполнительского опыта, всего богатства жизненных и художественно - эстетических впечатлений.

Художественные эмоции, как известно, составляют взаимодействующую целостность с процессами фантазии и воображения: если первые (эмоции) дают толчки операциям в художественно-образной сфере, служат импульсами для них, то творческая фантазия и воображение выступают по сути тем психическим "материалом", из которого "сделаны" образы.

        Таким образом, усиление роли художественно-образного компонента музыкального сознания учащегося предполагает прежде всего создание благоприятных условий для расширения и обогащения спектра эмоций, инициирования процессов фантазии и воображения, развития всего комплекса общих и специальных (музыкальных) способностей.

        Еще один важный момент в данной связи: педагогу необходимо найти способ стимулировать ассоциативные процессы у своего подопечного. Ассоциации, поэтические аналогии и параллели - все это проложенные самой природой пути к зарождению и становлению художественного образа, и не воспользоваться этими путями на занятиях музыкой является серьезным психолого-педагогическим просчетом. Когда входишь в мир, созданный композитором, погружаешься в музыкальную образность, говорит В. Спиваков, «в голове рождаются подчас смутные ассоциативные видения, картины, представления; проносятся хаотичные обрывки воспоминаний. Это естественный процесс: от ассоциации - к звукообразу, от него - к сочинению или исполнению музыки или просто к более глубокому ее восприятию. Важно лишь, чтобы этот процесс был бы достаточно активным и разнонаправленным, не замыкающимся на чем-то одном».[2]

        Важный педагогический канал при формировании-развитии музыкального сознания открывается в случае использования тех особых преимуществ, которые может дать на занятиях синтез искусств. Еще Гегель рассматривал различные виды искусства, как грани раскрытия Абсолютной Идеи, выраженной в художественном образе; этот методологический принцип может и должен найти свое преломление в преподавании музыки.

Художественный образ, как следует из современных представлений о нем, может выступать в виде некой универсалии, вбирая в себя и краску, и звук, и жест, и силуэт, и т.д. Именно поэтому живопись, поэзия, балет, драматический театр, архитектура, декоративно-прикладные искусства дают подчас музыканту особые психические "обертоны", помогающие ему в создании полнокровного и многогранного образа. Анализируя этот процесс, В. Спиваков высказывается так: "Музыкант непременно должен обращаться к различным видам искусства. Должен! И дело тут не просто в приятном времяпрепровождении или высоких духовных радостях. Контакты с иными поэтическими сферами совершенно необходимы для работы. Я убежден, что различные виды искусства тесно связаны между собой, они взаимодействуют, таинственным образом "переливаются" друг в друга. И хотя в каждом из видов художественного творчества люди передают свои мысли, чувства, ощущения какими-то особыми, специфическими средствами, любознательный человек, так или иначе, учитывает чужой опыт".[3]

Процесс формирования-развития музыкального сознания затрагивает вопрос о роли и месте знаний. Обладать развитым музыкальным сознанием – значит не только «чувствовать-переживать», но и иметь знания, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства,  способность ориентироваться в особенностях и специфических свойствах музыкальных выразительно-изобразительных средств, развитии музыкальных образов и их взаимодействии в музыкальном произведении, понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.

Итак,  восприятие  музыкального   образа   школьниками   должно   быть педагогически  организовано.  При  этом  важнейшим  ориентиром  для  учителя является эмоционально - образная сфера музыки, с учетом своеобразия  которой он должен строить все звенья своей работы по развитию у  детей  адекватного, тонкого и глубокого восприятия музыки. Особое внимание должен уделить учитель подготовке детей  к  восприятию нового  музыкального  сочинения.  Обращение  к  родственным   музыке   видам искусства, живое поэтическое слово педагога о  музыке  являются  средствами, помогающими решению центральной проблемы музыкального обучения –формированию и развитию музыкального сознания учащихся.

Литература

Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. /Процессы музыкального творчества: Сб. научн. тр. РАМ им. Гнесиных, Вып. 130 - М., 1994.

Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. - М., 1975.

Бернштейн Н.А. Мир звуков как объект восприятия и мысли. - М., 1996.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //Восприятие музыки. М., 1980.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983.

Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. М., 1992. - ч.3

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М., 1997.

Климов Е.А. Психология: Воспитание и обучение. - М., 2000.

Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей.- М., 1990.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Мясищев В.Н, Готсдинер А.Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение /Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.,1981.

Процессы музыкального творчества. - М., 1993.

Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /сборник/. - Новосибирск, 1986.

Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Г.М. Цыпина.- М.: Академия, 2003.

Психология процессов художественного творчества: Вопросы музыкального исполнительства и педагогики // Исполнителю, педагогу, слушателю / Под ред. Л.Е. Гаккель. - Л., 1988.

Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В.Г. Ражников. – М.: Классика – ХХI, 2004.

Сохор А.И. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /АПН РСФСР. – М.-Л.,1947.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

Человек в мире художественной культуры. - М., 1982.


[1] Гегель Г.Ф. Эстетика. - М., 1971. - Т. 3. - С. 288.

[2]1.Цит. по: Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М, 1994. - С. 111.

[3] Цит. по: Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994. - С. 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных данных. Контакт учителя и ученика. Интерес к музыкальным занятиям.

Современный урок ( урок – поэма, урок – фантазия, урок – экспромт, урок – гимн, урок – путешествие, урок - вернисаж, урок – моноспектакль…) должен удивлять, радовать как произведение искусства....

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе....

Методическая разработка занятия для учащихся по развитию толертного сознания

Занятие содержит в себе различные психологические игры и упражнения, позволяющие воспитать чувство терпимости;  развить способности к сотрудничеству, умения договориться; стимулировать гуман...

Развитие экологического сознания учащихся

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально -...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...