Программа по предмету "Аккомпанемент для учащихся хоровых отделений музыкальных школ"
рабочая программа по музыке по теме

Лебедева Ирина Валентиновна

Уважаемые коллеги! Представляю авторскую прорамму по предмету" Аккомпанемент" для учащихся хоровых отделений Детских музыкальных школ. Сроки реализации -4 года. Возраст 12- 17 лет. Данная программа успешно внедрена в наш учебный процесс. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская Детская музыкальная школа №37

ПРОГРАММА

 по классу

аккомпанемента

Составитель: Лебедева Ирина Валентиновна – старший преподаватель

                                                                                 «фортепиано»

                                                                                на хоровом отделении

  1. Пояснительная записка

Аккомпанемент является одним из любимых предметов у учащихся.  На

уроках  по аккомпанементу ученики знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приемами звукоизвлечения. Учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности. Знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки.

Цель программы: создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу,  что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявить себя более разнообразно в общении с инструментом.

Задачи программы:  Формирование практического умения и навыков аккомпанирования. Воспитание чувства стиля и художественного вкуса. Овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями. А так же воспитание чувства партнерства,  ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания.

Для успешной реализации программы необходимо:

1) Наличие в школе квалифицированных  иллюстраторов (солистов), чья профессиональная заинтересованность и  исполнительский опыт помогут учащимся в работе по этому предмету.

 2) Работа по самостоятельному подбору  и изучению материала. Систематизирование его по уровню сложности и по видам фактуры; по жанровым и стилевым особенностям, что упростит подбор репертуара для каждого конкретного ученика, учитывая его игровые возможности и музыкальное развитие.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:12-17 лет.

Срок реализации– 4 года.

Форма занятий – урок, индивидуальный.

Продолжительность урока  45 минут; один раз в неделю; 

Ожидаемые результаты:

 1)    Умение читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды), особенно при чтении с листа.

 2)    Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

 3)    Умение подчиняться творческой воле солиста, быть с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим  музыкальным амбициям.

 4)    Чувство партнерства и сопереживания.

 5)    Пианизм, без которого невозможно решение музыкальных задач.

 6)    Любовь к концертмейстерскому исполнительству и общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.

 Работа в классе аккомпанемента очень интересна и увлекательна. Учащиеся, успешно прошедшие  курс аккомпанемента, всегда будут востребованы как в сфере музыкального исполнительства, так и в сфере домашнего музицирования.

2. Формы контроля успеваемости и подведения итогов:

 Промежуточный и итоговый контроль.

В течении учебного года, учащимся рекомендуется пройти 3-4 разнохарактерных произведения различного жанра и различных видов фактуры.

6клаcc

I полугодие.  Контрольный урок - (можно в классном порядке) – 1 произведение.

II полугодие. Зачет (можно в классном порядке)-  2 произведения,  различных по стилю, характеру, темпу и фактуре.

7класс

 I полугодие.   Контрольный урок - 1 произведение.

II полугодие. Зачет (выступление на сцене)– 2 произведения,  различных по стилю, характеру, темпу и фактуре.

8 класс

I полугодие. Контрольный урок- 1-2 произведения.

II полугодие .  Зачет (на сцене) – 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре.

9 класс

I полугодие.  Контрольный урок – 1-2 произведения.

II полугодие.  Выпускной академический концерт – 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре. Оценка, полученная на экзамене в 9 классе, становится итоговой и выставляется в свидетельство об окончании школы. При спорных моментах, в диплом выставляется средний балл по предмету «Аккомпанемент»,  полученный  за обучение в 9 классе.

3.  Основные этапы работы в классе аккомпанемента:

 1)  Знакомство с произведением.

 2)  Изучение партии солиста.

3)  Знакомство с фортепианным сопровождением.

 4)  Работа над трехстрочной партитурой.

5)  Исполнение с солистом.

 6)  Предконцертное исполнение.

7)  Выступление на сцене.

В 7 – 8 классах учащимся необходимо овладеть следующими навыками:

1) чтения с листа своей партии и партии солиста;

 2) игре в ансамбле;

 3) исполнения не сложных произведений с фактурой бас-аккорд,

 4) исполнение произведений с простой разложенной фактурой.

                                                                             

         

В 8 -9 классах  учащимся необходимо овладеть следующими навыками:

 1)  игра произведений с более сложной и насыщенной фактурой.

 2)  игра развернутых произведений .

4. Репертуарные списки произведений по классам

Шестой класс

И.Ефремов , В.Бубиков «Кораблик»

В.Шаинский, С.Козлов «Дождь идет по улице»

В.Шаинский, Э.Успенский «Голубой вагон»

Б.Савельев,  М.Пляцковский «Если добрый ты» (м/ф «Ден рождения кота Леопольда»)

В.Шаинский, М.Пляцковский «Улыбка» (м/ф «Крошка енот»)

М.Иорданский, М.Клокова «Голубые санки»

М.Красев, З.Александрова «Улочка»

В.ШШаинский, Э.Успенский «Песенка Чебурашки»

В.Шаинский, Н.Носов «Кузнечик» (м/ф «Приключение Незнайки»)

Л.Книппер, А.Коваленко «Почему медведь зимой спит»

М.Глинка, В.Забила «Гуде  витер вельми в поле»

М.Глинка, В.Забила «Не щебечи, соловейку»

П.Федоров, А.Булгаков «Прости меня»

Н.Титов, М.Маркова «Шарф голубой»

Р.Шуман, А.Гофман «Вечерняя звезда»

Р.Шуман, русский текст Я.Родионова «Мотылек»

Т.Волина, А.Филлипенко «Цыплята»

В.Шаинский, М.Пляцковский «Все мы делим пополам»

О.Хромушин,  Я.Аким «Песенка девочки» (м/ф «Девочка и лев»)

В.Витлин,  М.Найденов «Серенькая кошечка»

М.Глинка,  А.Пушкин «Признание»

А.Даргомыжский,  А.Пушкин «Юноша и дева»

А.Гурилев,  А.Дьяков «Воспоминание»

М.Глинка,  А.Дельвиг «Ах ты, ночь ли, ноченька»

муз.Абаза,  Сл.И.Тургенева «Утро туманное»

В.Моцарт, И.Миллер  «Довольство жизнью»

Р.н.п. в обработке  К.Вильбоа «Чернобровый, черноокий»

А.Алябьев, В.Жуковский «Воспоминание»

А.Варламов «Напоминание»

А.Дюбюк, Г.Гейне «Не обмани»

А.Гурилев, Н.Греков «Вьется ласточка сизокрылая»

А.Даргомыжский «Я вас любил»

Т.Толстой, А.Фет «Я тебе ничего не скажу»

А.Варламов «Вдоль по улице метелица метет»

В.Моцарт, Кр.Овербек «Тоска по весне»

Инструментальные аккомпанементы

Й. Гайдн             «Песенка»

                             «Менуэт»

                             «Очень обыкновенная история»

                             «Серенада»

 Л. Боккерини      «Менуэт»

 Л. Бетховен         «Народная песня»

                             «Менуэт»

                             «Контрданс»

                             «Прекрасный цветок»

 Г. Гендель           «Ария»

                             «Вариации»

 Ф. Госсек            «Гавот»

 Р. Глиэр              «Романс»

 М. Глинка           «Прощальный вальс»

                             «Полька»

                             «Хор волшебных дев»

                             «Мазурка»

                             «Чувство»

 Х. Глюк               «Гавот»

                             «Мелодия»

 К. Дварионас      «Вальс»

 Л. Моцарт           «Менуэт»

                             «Бурре»

                             «Весенняя песня»

                             «Аллегретто»

                             «Майская песня»

                             «Вальс»

                             «Полонез»

                             «Андантино»

Седьмой класс

 А.Варламов , Н.Огарев «Внутренняя музыка»

А.Варламов, Г.Цыганов «Красный сарафан»

А.арламов, М.Лермонтов «Белеет парус одинокий»

А.Гурилев, М.Лермонтов «И скучно, и грустно»

А.Гурилев, С. Любецкий «Домик – крошечка»

А.Гурилев, А.Полежаев Сарафанчик»

М.Глинка, сл. Народные «Ах ты, душечка, красна девица»

А.Даргомыжский «Титулярный советник»

И.Брамс «Колыбельная»

Обр.Ж.Векерлена, сл. Фавара «Менуэт Экзоде», «Пастораль»

АА.Гурилев  «Вам не понять моей печали»

И.Брамс, перевод И.Миклашевской «О, милая дева»

Р.Шуман, Г.Гейне «Я не сержусь»

Старинная французская песня «Птички»

Обр.В.Мельо, русский текст М. Улицкого «Колыбельная»

А.Гуэрчиа, слова неизвестного автора «Нет, не любил он»

А.Гурилев, А.Кольцов «Грусть девушки»

М.Шишкин, М.Языков «Ночь светла»

Инструментальные аккомпанементы

М. Мусоргский   «Слеза»

 Д. Перголези      «Сицилиана»

 Н Римский-Корсаков           «Песня индийского гостя»

 Н. Раков              «Вокализ»

                             «Рассказ»

 Н. Соколовский  «В темпе менуэта»

 П. Чайковский    «Ната-вальс»

                             «Неаполитанская песенка»

                             «Мазурка»

                             «Вальс»

                             «Мой садик»

 Д. Шостакович   «Элегия»

                             «Романс»

                             «Звездочки»

                             «Гавот»

 Ф. Шуберт          «Экосез»

 К. Вебер              «Хор охотников»

                             «Песня»

                             «Вальс»

                             «Виваче»

 С. Прокофьев     «Марш»

                             «Мимолетности» 1,6

 Ж. Люлли           «Гавот и мюзет»

 И. Бах                 «Гавот из французской сюиты»

Восьмой класс

Русская народная песня «Пряха», в обраб. С.Погребова

Русская народная песня «Ах  ти, матушка, голова болит»

Русская народная песня, слова А.Римского- Корсакого «Горько, горько мне, красной девице»

Ц.Кюи, А.Фет «Осень»

К.Сен – Санс «Ave, Maria»

П.Булахов, Зименко «Нет, не люблю я вас»

«Темно – вишневая шаль» слова и музыка неизвестного автора, обработка В.Подольского

Б.Фомин, П.Герман  «Только раз бывают в жизни встречи»

Н.Харито, В.Шумский «Отцвели хризантемы»

Дж.Керн «Дым»  из мюзикла «Роберта»

А.Гурилев, Н.Огарев «Внутренняя музыка»

П.Булахов , слова Н.Н. «И нет в мире очей»

М.Глинка, Е.Баратынский «Не искушай меня без нужды»

Б.Шереметьев, А.Пушкин «Я вас любил»

Музыка неизвестного автора, редакция И. Козловского, слова Ф.Тютчева «Я встретил вас»

А.Алябьев, слова А.Бистрома «Я вижу образ твой»

А.Гурилев, Н.Макаров «Колокольчик»

М.Глинка, слова Н.Кукольник «Жаворонок»

Девятый класс

П.Чайковский, слова А.Плещеева «Ни слова о, друг мой»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

А.Даргомыжский, слова Ю.Жадовской «Еще молитва»

А.Даргомыжский, слова А.Кольцова «Не скажу никому»

А.Даргомыжский, слова Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»

А.Даргомыжский, М.Лермонтов «Мне грустно»

Ф.Шуберт, слова А.Рельштаба «Серенада»

Ф.Шуберт, слова Ф. Шобера «К музыке»

И.С. Бах,  Ш.Гуно «Ave, Maria»

Дж. Перголези, русский текст С.Уколова «Если любишь»

Г.Гендель «Речетитив и ария из оперы «Ринальдо»

Ц.Кюи, слова  А.Пушкина «Царкосельская статуя»

П.Булахов, слова А.Толстого «Колокольчики мои»

М.Глинка, слова А.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

М.Глинка, слова Н.Павлова «Не говори, что сердцу больно»

Русская народная песня «Лирические припевки»

«Позарастали стежки – дорожки», в обработке Б. Александрова

Ж.Б.Векерлен «Серенада»

А.Варламов «Что мне жить и тужить»                                

5.Методическое обеспечение.

 1)  Музыкальный инструмент (фортепиано). Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва – 2006г.

2)  Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г №06 – 1844.

6.Список рекомендемой литературы.

  1. «Детские песни и песенки». Части 1 и 2 . Для голоса с аккомпанементом фортепиано. Изд- во «В.Н.Зайцева» М., 2006 г.
  2. «Улыбка». Популярные песни из детских мультфильмов. Составитель Н.Матвеева. Изд-во «Советский композитор». М., 1986 г.
  3. В.Шаинский «С голубого ручейка». Детские песни. Изд-во «Советский композитор». М., 1987 г.
  4. «Ветка сирени». Старинные романсы». Изд - во «Музыка» . М., 1989 г.
  5. «Давно ль под волшебные звуки». Вальс в вокальной музыке русских и советских композиторов. Изд-во  «Музыка».  М., 1991 г.
  6. «Умчалися года». Старинные романсы. Изд-во «Музыка». М., 1991 г.
  7. «Минувших дней очорованье». Старинные русские романсы. Выпуск 5. Изд-во «Музыка».С-П., 1992 г.
  8. «Я аккомпаниатор». Хрестоматия по аккомпанементу для учащихся старших классов детских музыкальных школ. Изд-во «Союз художников». С-П., 2001 г.
  9. «Я аккомпаниатор». Песни  и романсы русских композиторов для голоса с фортепиано. Изд-во «Союз художников». С-П., 2001 г.
  10. «И в каждом звуке целый мир». Хрестоматия по аккомпанементу для детских музыкальных школ. Изд-во «Союз художников». С-П., 2001 г.
  11. «Золотая коллекция русского романса» для голоса в сопровождении фортепиано. Изд-во «Современная музыка». М., 2003 г.
  12. П.Булахов  «Романсы». Изд-во «Советский композитор». М., 1985 г.
  13. А.Гурилев «Романсы». Изд-во «Советский композитор». М., 1983 г.
  14. «Хрестоматия по аккомпанементу» для детских музыкальных школ. Изд-во «Творческое объединение». С-П.,1999 г.

 

15.Альбом популярных пьес «Лунный свет» для флейты и фортепиано –

 М. Музыка 1996

16. Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть 1 – М. Музыка 1995

17. Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть 2 – М. Музыка 1995

18. И.С. Бах «Альбом пьес» для скрипки(ДМШ, музучилище) – М. Музыка 1995

19. «Пьесы старинных композиторов» для скрипки и фортепиано –

 М. Музыка 1995

Содержание

1.Пояснительная  записка                                                    стр. 3-4

2. Формы контроля и подведения итогов по классам     стр. 4-5

3.Основные этапы работы в классе «Аккомпанемента»  стр.5-6

4. Репертуарные списки произведений                                стр. 6-8

5.Методиеское обеспечение  курса                                        стр. 8

6.Список рекомендуемой литературы                                     стр. 8-9

 

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида

Программа состоит из следующих разделов: 1. Пояснительная записка. 2. Формы организации учебного процесса. 3. Виды и формы контроля. 4. Технологии обучения. 5. Содержание. 6. Ожидаемые результат...

Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".

Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года

В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...

Памятка для родителей учащихся хорового отделения

Памятка для родителей учащихся хорового отделения (предмет фортепиано) МАУДО «Детская школа искусств № 1»г. Нижневартовск ул. 60 лет Октября, 11 «А»....