Ассоциативные игры на уроках музыки
статья по музыке по теме

Ассоциативные игры на уроках музыки: теория и практическое применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_muzyki_v_shkole.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ещё совсем недавно повышение качества обучения в музыкальной педагогике связывалось в основном с усовершенствованием технологии учебного процесса .Главный акцент делался на развитие методики преподавания, на приобретение учащимися знаний о музыкальном искусстве и формирование соответствующих исполнительских умений и навыков.

В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия произведений художественного (музыкального) творчества, так и в повседневной жизни человека. Совершенно очевидно, что необходимой предпосылкой этого является развитое ассоциативное мышление. Считается, что дарование в науке и в искусстве есть высокоразвитая способность личности устанавливать внутренние связи и взаимоотношения между разнородными, далеко отстоящими друг от друга явлениями, образами, представлениями.

К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Согласно У.Джеймсу, «гении отличаются от обыкновенных умов необычайным развитием способности к ассоциациям по сходству». Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоции человека. Они обладают свойством волновать, бередить душу, вызывать наплывы чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека.

Но как развить ассоциативное мышление, научить творчески мыслить, воображать? Как научить создавать образы, выражающие переживания, помыслы, чувствования? Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в работе ученика. Активное творческое воображение, ассоциативное мышление не может быть прямым следствием усвоения и повторения чего-то, преподанного другим человеком. Это — самостоятельное создание новых, оригинальных образов.

В качестве действенного средства для разработки более активных форм развития ассоциативного мышления в процессе художественной, музыкальной деятельности ребенка могут выступать «игровые методы». Они обеспечивают необходимые психолого-дидактические условия, в которых обучаемый может сформировать активную, личностную позицию и в наибольшей мере раскрыться как субъект обучения. В процессе их применения учащийся получает возможность выражать средствами искусства свои «невидимые» и «неслышимые» чувства, замыслы и оценки. В этом случае искусство предстает ученику не как совокупность безразличных к нему «чужих» норм, а как нечто сопричастное ему самому, как нечто такое, в чем он может найти и проявить себя.

Пытаясь развить творческое воображение ученика (тем более используя средства такого искусства, как музыка), учителю следует ставить перед ним те задачи, для решения которых ученик найдет собственные, заранее неизвестные нам способы. Здесь ребенок — субъект творчества. Никто, кроме него, не может знать верного решения стоящей перед ним творческой задачи, если только она является таковой.

Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике могут стать ассоциативные игры, в основе которых лежит явление синестезии. Являясь частным проявлением ассоциации, синестезия представляет собой «такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора».

Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Очевидным случаем ассоциации в музыке является «видение» размеров звучаний — низких как «крупных» и «толстых», а высоких как «маленьких» и «тонких». Это объясняется тем, что в естественной обстановке размеры предмета — вибратора, издающего звук, определяют высоту издаваемого им звука. Например, в пьесе М.Мусоргского «Два еврея» тема богатого представлена во «внушительном» и «степенном» низком регистре, а бедняка — в «юрком» и «угодливом» высоком регистре. Цепь ассоциаций здесь налицо: богатый — значит толстый (обобщение социального опыта), а толстый, большой должен звучать низко (обобщение биологического опыта).

Кроме того, в природе часто встречается явление зрительно-слуховой синестезии. Это так называемый цветовой слух. Цветовым слухом обладали Н.Римский-Корсаков, А.Скрябин, М.Чюрленис. Еще Ньютон в свое время предложил аналогию «спектр-октава». Цветной слух представляет собой синестезический резонанс высот и тембров со степенью яркости света и красок. Наиболее простой и всеобщий случай цветного слуха, когда высокие тона и звонкие тембры ассоциируются со светлыми красками, а низкие тона и глухие тембры — с темными.

Ассоциативная игра в области музыки имеет в своей основе ассоциацию: ощущение — представление. Ее можно рассматривать как форму обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое, В отличие от учебных занятий, в ассоциативных играх познавательные задачи ставятся не прямо (когда учитель объясняет, учит), а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя (развивающая задача в таких играх как бы замаскирована), мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

В ассоциативной игре, как и в обычной, присутствуют определенные структурные элементы.

 Прежде чем начать игру, необходимо создать у учащихся эмоциональную установку на игру. Установка — это своеобразная предыгровая ситуация, настройка, обеспечивающая организационные предпосылки восприятия игровых задач, активизирующая мыслительную деятельность, воображение школьников.

Следующий компонент — игровые задачи. Отбор задач для ассоциативных игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и развития, с учетом возрастных особенностей детей.

Для соединения познавательных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение учащихся. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных и последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Формами реализации игрового действия могут выступать:

1) разнообразные игровые манипуляции с предметами инструментами;

2) осуществление поиска и находки нужного предмета, звука, слова;

3) загадывание и отгадывание звуковых загадок;

4) выполнение определенной роли (инструмента) при создании коллективного произведения;

5) особые игровые движения (звуковые жесты звуковые имитации и т.д.)

Во время игры у учащихся возникает игровое состояние. Оно включает в себя переживания, воображение учащихся, эмоциональное отношение к действительности.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным, услышанным (исполнение музыкального произведения), менее заметным (получил удовлетворение, заинтересовался процессом создания и исполнения) и отсроченным (создал свой вариант игры, произведения через определенное время).

Чтобы ассоциативная игра полностью решала поставленные в ней задачи, необходимо соблюдать определенную методику проведения. В нее входят:

1. Подготовка к игре:

а) объявление названия;

6) сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, объединение в группы или индивидуально);

в) объяснение хода игры;

г) показ педагогом отдельных действий (если это необходимо), раздача предметов, инструментов.

2. Проведение игры.

3. Подведение итогов игры, когда осуществляется рефлексия, обобщение игры. По желанию каждый из участников игры высказывает свои мысли по поводу.

Обязательным условием ассоциативной игры является создание педагогом атмосферы доверия, что возможно в том случае, если учитель станет равноправным участником игры и последующей рефлексии. Важно, чтобы на первых этапах работы учитель первым высказывал свои мысли и переживания, демонстрируя свою открытость. Участие в игре, как и всякая другая деятельность школьника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной поддержке. Учителю важно поддержать любые попытки ребенка к творчеству, его стремление выразить себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует. Решение принимает ребенок или группа, исходя из своего личного опыта восприятия этого мира.

Ниже приводятся примеры нескольких ассоциативных игр, которые могут быть использованы на уроках музыки и живописи (на их основе учитель сможет разработать свои варианты игр). Использование данных игр в  работе с детьми подросткового возраста привело:

а) к значительному оживлению и увлеченност школьников , повышению их интереса к музыкальным занятиям, пониманию их значимости в развитии человека;

б) пробуждению их внутренней активности, продуцированию качественно новых идей и образов;

в) умению рефлексировать, заниматься самоанализом познавать свой внутренний мир, свое «Я»;

г) развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия;

д) появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

Кроме того, игры стали прекрасным средством научения детей работать вместе и способствовали их сближению между собой.

Основные задачи ассоциативных игр:

— развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы;

— развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок;

— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира;

— дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления;

— учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.

«Представь и услышишь».

Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».

Детям предлагается:

а) описать или нарисовать свои любимые звуки;

б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;

в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;

г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.

«Эмоции».

 Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

«Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:

а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;

б) зазвучать «цветовой палитрой» всей группой;

 «Найди свой звук».

 Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.

«Созвучия».

 Цель игры — найти гармонирующие сочетания со своим звуком, со своим теперешним настроением. Эта игра является продолжением предыдущей — «Найди свой звук». Одному из детей предлагается выйти в круг и исполнять свой звук, как свое сочинение, свое настроение. Остальные вслушиваются в эти звуки, пытаясь ощутить возможность соединения своего звука со звучащим. Любой участник может выйти в круг и начать воспроизводить свой звук вместе с другим, если чувствует что его звук уместен, а возникающее созвучие достаточно благозвучно и гармонично.

В процессе игры при возникновении чувства реудобства, негармоничности своего звучания со звуками других участников можно прекратить исполнение и выйти из «сочинения».

«Чужой».

Игра проводится по аналогии с игрой «Найди свой звук». Но в данном случае каждый ищет чуждые ему звуки, пытаясь ощутить и осознать возникающие при этом ассоциации.

 

«Слепой».

Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели пьесы, её название.

В качестве примеров могут быть использованы следующие темы: «Шорохи ночного леса»; «Шум улицы прошлого века»; «Заколдованный замок»; «Утро в деревне»; «Приближение грозы»; «В зоопарке».

 «Движения».

Ведущий (ученик или учитель) выполняет какие-либо движения, а класс пытается в звуках, в красках, в словах, используя ассоциации с уже знакомыми музыкальными произведениями, описать, нарисовать, озвучить характер этих движений.

Другим вариантом игры является создание определенных движений после прослушивания звуков, созвучий, мелодий, просмотра заданных цветовых гамм.

«Запахи и ощущения». Игра проводится по аналогии с игрой «Движения». Основой этой игры являются ассоциации, в основе которых лежит взаимосвязь между звуками запахом и ощущением.

Детям предлагается провести ассоциации между различными запахами (духов, леса, дождя, растений, человека и т.д.), ощущениями от прикосновения к различным предметам (мягкость, жесткость, шершавость, упругость и т.д.) и звуками как музыкальными, так и не музыкальными, а также красками.

«Тембры и образы».

 Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр»

Игротека.

Игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Нужно научить ребёнка принимать критику без обид.

Каждая игра-это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки. Так давайте поиграем!

 МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА.

«Рисуем музыку»

Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить. Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию.

Сначала чертим основную линию. С неё мы начинаем рисовать музыку.________________

Далее ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно пропеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии.

И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова.

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

«Загадочный инструмент»

Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

деревянная основа

имеет струны

средних размеров

играть с помощью смычка.

имеет певучие звучание.

Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

«Живое слово»

Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.

«Кто быстрей?»

С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

Примечание: задачу можно усложнить например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.

«Знатоки песни»

Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто остался после окончания игры сидеть на местах.

ИГРАЕМ С ПЕСНЯМИ.

К любому празднику всегда необходимы музыкальные конкурсы, музыкальные загадки. Мы поем на всех праздниках мелодичные, веселые, заводные песни. Песни - обязательный номер любого праздника. А как же можно использовать песни в конкурсах? Здесь предлагаются варианты музыкальных конкурсов с использованием песни. Можно провести игру по образцу известных музыкальных телепередач: «Два рояля», «Угадай мелодию», «Песни со звёздами»

 Можно просто предложить весёлые игры - конкурсы, где детям нужно будет продемонстрировать знания песен и заработать приз или очки для команды.

ЗАДАНИЯ

 1. Вспомни песню: спеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.

2. Допой песню: предложить строку из песни, а ребята поют куплет.

3. Угадай песню: описать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.

4. Загадай песню: ребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы , учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.

5. Сложи песню: участники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.

6. Узнай песню: предложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.

7. Нарисуй песню: один из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.

8. Восстанови песню: детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.

9. Исправь песню: на листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?

10. Покажи песню: в этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.

11. Расскажи песню: передай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ - тот, который всех рассмешил.

12. Назови строчку из песни: используется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).

13. Спой песню: при помощи жеребьёвки определяются песни и участники, которые должны спеть под фонограмму или караоке выбранную песню.

14. Перепой соперников : команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.

15. Напой песню: по очереди вытаскивать предметы из черного ящика или мешка и напевать куплет, где «попадался» этот предмет (игрушка или картинка волка, зайца, мыши, лошадки, старичка и т.д.)

Особо важную роль на уроках музыки в начальной школе  имеют фольклорные игры.Коллективность,вариативность,традиционность,полиэлементность(взаимодействие всех основных худржественно-образных элементов:словесного-музыкального-танцевального-театрального),эмоциональность – основные функции фольклора,осваиваются детьми в естественной,непринуждённой обстановке игры. Но ,это тема следущего доклада.

В заключении, хочется сказать, что урок музыки как урок искусства — первый урок, способный помочь детям сохранить чистоту, влюбленность в мир, любопытство, звонкий смех, открытость души, которую им дал Бог. Помочь им открыть и развить свои способности, музыкальные и творческие силы, чтобы полнее ощутить, почувствовать и использовать музыкальные палитры, чтобы создавать разноцветные картинки своей души и уметь дополнять и совершенствовать их до бесконечности — вот, на мой взгляд, главная задача учителя музыки.

Урок музыки, музыкальные занятия могут стать для ребенка местом познания своей изначальной чистоты, своей позитивности, индивидуальности. Не греховность и ущербность, а осознание положительности своего «я» способно возвысить человека Зло с его невежеством и ограниченность не могут вести к добру. Но добро есть фундамент и носитель красоты. И поэтому первым законом учителя, идущего к детям, должны стать слова: «Не навреди, но дай раскрыться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры к урокам музыки.

Дидактические игры предназначенные для использования на уроках музыки в начальной школе с целью проникновения в сущность музыкального искусства....

Игры к урокам музыки.

Такие игры предназначенные для использования на уроках музыки в начальной школе с целью проникновения в сущность музыкального искусства....

Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Из моего  опыта  работы Музыкальные игры на уроках музыкиПри изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках ...

Дидактические игры на уроках музыки

Использование игровых технологий помогает сделать урок интересным ,познавательным .Использование  различных игр на  уроках способствует  раскрытитию творческих  способностей обучаю...