Мастер - класс для родителей "Игра на детских музыкальных инструментах"
материал по музыке по теме

Емельянова Татьяна Михайловна

Играя на шумовых инструментах , дети

  • во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
  • во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
  • в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_dlya_roditeley_-_kopiya.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"

Автор: Емельянова Татьяна Михайловна музыкальный руководитель
Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

  1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
  2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
  3. пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
  4. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
  5. формирование художественного вкуса.
  6. Формы работы с шумовыми инструментами


1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки

Структура музыкального занятия в детском саду включает в себя несколько видов деятельности.
1. Вход в зал.
2. Музыкально - ритмические движения в виде упражнений.
3. Слушание музыки.
4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.
5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.
6. Игра на д.м.и.
7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности.

           Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных  инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.
          Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
          К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
           Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
          К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
           Играя на шумовых инструментах , дети

  1. во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
  2. во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
  3. в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
         В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и
творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
           У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

                                                 «Оркестр»
            
                  При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки

Давайте немного поиграем.

Игра "Звуковой бутерброд". 

Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу колбасу- шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса- только шумовые Съела и колбасу - шумовые замолкают.
"Бутерброд" можно делать в любой последовательности и "съедать" его тоже как угодно.
           Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный
игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
          Но все-таки, выбирая текст  сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
          Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
          Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
          Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
          Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
          Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее

условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов. ( из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть)

Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
  ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

Трусливый заяц
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (пакет)
Испугался заяц и бежать. (барабан)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (ложки)
Бросился заяц бежать. (барабан)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепки руками по ногам)
Побежал заяц из леса к речке. (барабан)
А на берегу речки лягушки сидели. (провести палочкой по металлофону)
Увидели они зайца и прыг в воду. (колокольчик)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (барабан)
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон
           На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3.Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в играх и плясках, но и...

Мастер-класс по изготовлению детских музыкальных инструментов из подручного материала

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Н...

Мастер-класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

Мастер-класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"...