Урок по музыке в 3 классе "Виват, Россия!"
материал по музыке по теме

Комбинированный урок музыки и истории на тему "Виват, Россия!"  На уроке используется следующий художественный материал:

  1. Кант « Радуйся, росско  земле».
  2. Кант «Орле Российский».
  3. Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу».
  4. Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
  5. Хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

6.Ария Сусанина,  Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки.

Учитель обращается к героическим страницам русской истории. И дети видят эту историю в музыке различных жанров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vivat_rossiya.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки МОУ Лицея № 15

г. Саратова

Муханова Ольга Александровна

Сценарий урока

Предмет: музыка и история

Форма урока: комбинированный урок

Тема: « Виват, Россия!»

Уровень сложности: 3 класс.

Цели:

  1. ознакомление со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;
  2. показать использование музыки разных жанров.

Задачи:

Образовательная 

  1. закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.

Развивающая:

  1. закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;
  1. продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
  2. развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.

Воспитательная

  1. воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)

Оборудование:

музыкальный инструмент (синтезатор), музыкальный центр,  нотная -   и фонохрестоматии, учебник и рабочая тетрадь для  3 класса  Критской, Сергеевой, Шмагиной, репродукции картин, фотографии композиторов.

Художественный материал урока.

  1. Кант « Радуйся, росско  земле».
  2. Кант «Орле Российский».
  3. Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу».
  4. Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
  5. Хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

6.Ария Сусанина,  Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки. 

Ход урока

Учитель: Россия — великая держава.

Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.

(На доске нотная запись 2-х кантов).

«Радуйся, русско земле» и «Орле Российский» (канты неизвестных авторов XVIII в).

Обращаю внимание на доску (нотная запись). Исполняю фрагменты этих произведений.

Учитель: Как называется эта музыка?

Ученики: Канты «Радуйся, росско земле» и «Орле Российский».

Учитель: Что такое кант?

Ученики: Это многоголосная бытовая песня.

Учитель: Когда появились канты? 

Ученики: 300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре 1.

Учитель: Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.

В каком характере нужно исполнять канты?

Ученики: Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.

Дети вместе с учителем исполняют канты сольфеджио и со словами.

Учитель исполняет две русские народные песни:
«Вспомним, братцы, Русь и славу» и Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель: Как называется эта музыка?

Ученики: Русские народные песни «Вспомним, братцы, Русь и славу» и «Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель: Когда родились эти песни?

Ученики: В 1812 году среди партизан, как призыв на защиту своей Родины.

Учитель: Кто же главный герой Отечественной войны 1812года?

Ученики:  Русский народ  во главе с полководцем Кутузовым.

Учитель: У нас в книге на стр. 14 изображен медальон с изображением Кутузова у портрета Суворова.
С чем это связано?
 

Они вместе участвовали в походе против турок 1790г, где был взята крепость  Измаил.

Ученики: Суворов - учитель Кутузова. 

Учитель: Молодцы, ребята. 

В знаменитом Бородинском сражении участвовало около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар отражал армейские традиции.

Учитель: Каким настроением проникнуты эти песни?

Ученики: Они проникнуты бодрым настроением, звучат в мажоре, мужественно, оптимистично.

Учитель: Давайте исполним эти песни бодро и четко, попытаемся передать шаг солдат.

Ведь Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию».

Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

С. Прокофьева

Учитель: Что это за произведение? 

Ученики: Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.

Учитель: Что такое кантата?

Ученики: Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами. 

Учитель: Каким событиям посвящено это произведение?

Ученики: Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.

Учитель: Почему Александр стал Александром Невским? Показываю фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский»

Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.

Учитель: Ребята, откройте стр.16 учебника, там у Вас изображение Святого благоверного князя Александра Невского (икона).
Почему он предстает на иконе?

Ученики: За подвиг России, за верность православной церкви, за веру был канонизирован в 1380 году. 

Учитель: В кантате «Александр Невский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».

 С чего начинается этот хор?

Ученики: Со вступления, во вступлении мы слышим набат, который призывает русских людей на бой.

Учитель: В какой форме написан этот хор?

Ученики: В трехчастной. 

Учитель: I и III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постараться передать героический характер музыки.
II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней и придает ей эпический характер.

Исполняется хор «Вставайте, люди русские».

Учитель: В  1941г. был показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал хор «Вставайте, люди русские»

К этому кинофильму музыку написал С.С.Прокофьев

Учитель: А какие ещё произведения Прокофьева вы знаете?

Ученики: Мы знаем симфоническую сказку «Петя и волк»,

оперу «Война и мир»,

оперу «Повесть о настоящем Человеке»,

балет «3олушка» и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята!

Прокофьев - замечательный советский композитор.

А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?

Ученики: М.И. Глинка, в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»

Учитель: О каких событиях рассказывает эта опера?

Ученики: О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.

Учитель: Кто главный герой этой оперы?

Ученики: Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин,  который погибает за Отечество.

Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.

Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает

(Ученики читают наизусть ответ полякам из «Думы» К.Рылеева )

Учитель: Представьте глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.

Давайте вспомним арию Сусанина  из этой оперы.

(Дети исполняют арию «Ты взойдешь, моя заря»).

Учитель: Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?

Ученики: Мужество, смелость, героизм Сусанина, он прощается с жизнью.
Скорбно торжествует великая сила человеческого духа.

Учитель: Обратимся к последнему действию оперы. Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит хор «Славься».

Что же передает хор «Славься»?

Ученики: Торжество, ликование,радость победы. 

Учитель: Здесь есть и тема  скорби и печали — памяти о погибших.

Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.

Учитель: Памятник Минину и Пожарскому, героям 1612г., установлен в Москве на Красной площади.
Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы

ИТОГ УРОКА:

 Учитель: Сегодня  мы перелистнули страницы нашей истории.

Кантата «Александр Невский» рассказала нам о защитниках Новгородской земли в  XIII веке.  

Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.

Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.

Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.

Домашнее задание: повторить пройденную тему в учебнике с.12-21 и в рабочей тетради выполнить упражнение на с. 12-13 по теме «Наша слава –  русская держава»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по музыке в 3 классе "Виват, Россия!"

Комбинированный урок музыки и истории на тему "Виват, Россия!"  На уроке используется следующий художественный материал:Кант « Радуйся, росско  земле».Кант «Орле Российский».Русская народная...

Урок по музыке в 3 классе "Виват, Россия!"

Комбинированный урок музыки и истории на тему "Виват, Россия!"  На уроке используется следующий художественный материал:Кант « Радуйся, росско  земле».Кант «Орле Российский».Русская народная...

Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель:  содействие  формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

Урок музыки "Музыкальные инструменты России"

Урок музыки по формированию  музыкальной культуры обучающихся с помощью средств народной музыки....

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс....