Христианские образы в музыке
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Новикова Любовь Михайловна

Разработка интегрированного урока музыки и ОПК в 7 классе по теме "Музыкальный образ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №56

ст. Варениковская

Разработка интегрированного урока музыки и

 основ Православной культуры.

«Христианские образы

в музыке».

7 класс

                                                                             Автор: Новикова

                                                                                                                Любовь Михайловна

                                                                                                               учитель музыки и ОПК

                                                                                                               высшей  категории.

                                                                                     

                       

2010 год.

Задачи: создать особую атмосферу для общения с искусством, для размышления над главными жизненными вопросами; приобщить детей к красоте духовной музыки, познавая ее  духовно-нравственные ценности; познакомить с лучшими образцами духовной музыки; обогатить интонационно – слуховой опыт; воспитывать любовь и уважение к христианской культуре.

Ход урока

Здравствуйте.

-Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорим в этой четверти?.

     ( О музыкальном образе)

-А что такое  музыкальный образ?  С какими образами вы познакомились?

    (дети называют музыкальные образы и произведения, с которыми познакомились). (слайд1)

-Сегодня мы продолжим знакомство с  музыкальными образами. О каком же образе пойдет сегодня речь? Я думаю, что вы в конце урока сможете сами сделать вывод.

Звучит «Легенда» П. И. Чайковского  (слайд2) на стихи А. Плещеева в исполнении В. Преснякова. (слайд3)

-      Учитель «… Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и… уже не было видно людей. Студент подумал, что если женщина заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, к нему самому, ко всем людям. Женщина плакала потому, что Петр (любимый ученик Христа) ей близок, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

  Чем близки рассказ А.П.Чехова, отрывок из которого вы услышали, и песня «Легенда» прозвучавшая в исполнении В. Преснякова?

       Дети: Они рассказывают о самом позорном деянии человека, о неискупленном грехе предательства.

      Учитель: Только ли сюжет их сближает? В чьих сердцах находит отклик эта история?

      Дети: В сердцах женщин, студента, современного певца В. Преснякова.

     Учитель: А имеет ли эта история отношение к нам?

     Дети: До сих пор в мире живет неблагодарность, унижение, предательство – страшные пороки человечества, ради которых и отдал свою жизнь Христос.

         Учитель: И в этих произведениях поднимаются вечные вопросы, в них соединилось прошлое и настоящее. Давайте и мы обратимся к себе, к своей душе. И поможет нам в этом песня П. И. Чайковского на слова А. Плещеева  «Легенда».

                  Вокально – хоровая  работа над песней «Легенда».

      Учитель:  ( слайд 4) Евангелие рассказывает, что после Тайной вечери – тайной трапезы Иисуса и его учеников  (слайд 5) в Гефсиманском саду, средь олив, в ночной тьме он молился  «…о том, чтобы силы не покинули его в сей час». По характеру эта молитва близка псалму «Да исправится молитва моя», который так же известен под названием «Жертва вечерняя».

 (слайд6)Псалом – это священное песнопение, в котором выражены чувства человека, обращенные к Богу: это и прославление Бога, и благодарение, и покаяние.  Книга псалмов называется «Псалтирь».  (слайд 7) Создал псалмы царь и пророк Давид - псалмопевец. Самое популярное изложение этого канонического текста создано П. Чесноковым,(слайд8) сейчас вы услышите фрагмент этой молитвы. Вслушайтесь, чем поражает эта музыка?

                     Звучит «Жертва вечерняя» П. Чеснокова.

     Учитель: Чем поражает эта музыка? Какое основное чувство выражено в ней?

     Дети: Глубокая скорбь.

     Учитель: Как вы думаете, в чем ее духовная красота?

     Дети: Она затрагивает струны нашей души, помогает понять, что предательство – самый страшный порок человека.(слайд9)

    Учитель: А как вы думаете кому было тяжелее всего наблюдать за сценой распятия Иисуса? (слайд10)

     Дети: Его матери Деве Марии.

     Учитель: А как еще называют Деву Марию?

     Дети: Пресвятая, Богородица.

     Учитель: Да, Богородица одна из самых почитаемых святых . Она считается заступницей Руси. Давайте мы посмотрим на икону Казанской Божьей Матери ( слайд 11 ) . Что испытываете вы, глядя на нее?

      Дети: Она красивая, наполненная светом, любовью.

     Учитель: Лиричность, просветленность и отрешенность – главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль бывает разной: то скорбной, то светлой. Всмотритесь, какой печали преисполнена Казанская Божья Матерь?

       Дети:  Может быть светлой.

     Учитель: Однако всегда Богоматерь исполнена душевной ясности, мудрости и духовной силы. Посмотрите, Она торжественно «являет» Богомладенца миру, поклоняется ему и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Она полна благоговения. Икона Казанской Божьей Матери особо почитаемая на Руси, она чудотворная. Вот уже четвертый год  у нас в стране 4 ноября отмечается праздник народного единства  и  этот же день  является днем иконы Казанской Божьей Матери.

- Почему эти праздники отмечаются в один дань?

     Дети: Потому что в этот день к ополченцам Минину и Пожарскому  (слайд12)прибыл из Казани отряд подкрепления вместе с иконой. Греческому архиепископу Арсению, плененному в Кремле поляками, было явление преподобного Сергия Радонежского, сообщившего, что молитвами Божией Матери город будет избавлен от врагов.22октября (4ноября) 1612 года поляки были выбиты из Китай-города и сдали Кремль.

   Учитель:  Назовите мне, пожалуйста, тип изображения иконы?

    Дети:  Икона Казанской Божией Матери относится к типу «Одигитрия», что означает «Путеводительница».(слайд13)

     Учитель: В настоящий момент эта икона находится в Казанском петербургском соборе . И когда идет служба, к ней обращаются взоры верующих, взывая: «Заступница усердная, Мати Господа Вышнего, за всехъ молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всемъ полезная даруй и вся спаси…» Этот канонический текст получил прекрасное воплощение в музыке русского композитора П. Чеснокова. Проникнитесь в духовную красоту этой музыки, наполнитесь мудростью и духовной силой.(слайд14)

                        Звучит «Заступнице усердная» П. Чеснокова.

     Учитель: Каким качеством обладает духовно – церковная музыка?

     Дети: Она не противоречит внутреннему состоянию каждого человека. Своим внутренним покоем и гармонией направляет мысли и чувства, сосредотачивая их на самом значимом в жизни.  

Учитель: А теперь давайте определим музыкальный образ произведений  с которыми мы сегодня познакомились. Можно ли их объединить ?

Дети: Да, эти произведения объединяет один музыкальный образ «христианский». (слайд 15)

Учитель: А в чем же заключается суть христианства? Чему оно нас учит?

Дети: Любви, добру,  милосердию, состраданию.

Учитель: Вы совершенно правы. И я предлагаю наш урок закончить песней Надежды Тананко – преподавателя краснодарской общеобразовательной школы . Называется она «Только добротой сердец»

                           Дети исполняют песню «Только добротой сердец».

     

     

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

презентация к уроку "Христианские образы"

Интегрированный урок в 7 классе ( музыка и ОПК) по теме "Христианские образы в музыке", в разделе "Музыкальный образ"...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...