МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Интеграция на уроках теоретического цикла в ДМШ"
методическая разработка

Мамушкина Ольга Ивановна

Внутривидовая (предметная) интеграция уроков теоретического цикла и специальности, хора, оркестра, ансамбля; межвидовая интеграция: интеграция искусств, интеграция с предметами  гуманитарного, технического, естественного цикла.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Интеграция на уроках теоретического цикла в ДМШ»

Автор -  Мамушкина Ольга Ивановна

Преподаватель теоретических дисциплин

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»

г. Подольск, Московской области

Традиционное музыкальное образование постепенно претерпевает всё большие изменения, которые обусловлены особенностями и проблемами современного общества. От педагогов требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности. При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, причем как внутренней – между предметами, преподаваемыми в музыкальной школе, так и внешней – между предметами музыкального и общеобразовательного  направлений.

Прежде всего, конечно, связь налаживается между основными предметами ДМШ  – теоретическими дисциплинами и специальным  инструментом, уроками хора, оркестра или ансамбля. Интеграцию такого типа принято называть внутривидовой, или предметной, т.е. находящейся в рамках одного предмета – музыка, но касающейся разных её сторон – собственно, музыкальных произведений, истории и теории музыки.

Такая интеграция чрезвычайно важна, ведь только понимая историческую ценность, особенности создания музыкальных произведений, их идеологическую, стилевую, жанровую направленность, зная строение произведений, особенности их наиболее выразительных средств, можно получить целостное музыкальное рассмотрение таких произведений.

Для выявления связи предметов теоретического цикла со специальностью используются уже ставшие традиционными формы работы.

Так, на уроке сольфеджио важнейшую форму работы – анализ музыкальных произведений – можно построить путём интеграции со специальным предметом: репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучению и запоминанию текста.

Исполнительские навыки учеников помогают при таких формах работы, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, отражается на навыках чтения с листа и при подборе по слуху на уроках по специальности.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы целесообразно развивать кругозор учащихся, в качестве домашнего задания используя формы доклада, сочинения, размышления о композиторе, изучаемом на уроках специальности. При этом можно ставить различные задачи: сбор сведений  об эпохе в целом, о композиторе – авторе конкретного произведения, об особенностях его музыкального стиля, об истории написания произведения. Это значительно облегчит воссоздание образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора в работе специалиста.

При изучении средств музыкальной выразительности также очень полезно обращаться к примерам учеников из специальности. Такая форма работы играет огромную роль в осознании развития образа музыкального произведения.

Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать как каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на уроке музыкальной литературы над видами музыкальных форм, опять-таки следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности.

Одной из интересных форм представления материала может быть урок-концерт, представляющий собой слияние сведений по теоретическим предметам с практическими навыками игры на специальном инструменте, или урок-состязание.

Интеграция сольфеджио с хором также очевидна, важна и хорошо изучена в рамках предмета «хоровое сольфеджио», предложенного известным музыкантом, педагогом, композитором  Г.А. Струве. Основные задачи оригинальной методики  - способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей учеников через развитие  у них ладовых звуковысотных представлений, осуществляющееся  в различных видах музыкальной деятельности. Это пение ладовых песенок-попевок (по нотной записи, на слух, по руке педагога), освоение основ музыкальной грамоты в пении, с помощью музыкально-игровых приемов, активная работа над ритмическими трудностями в процессе живого исполнения.

 В рамках предметов слушание музыки и музыкальная литература важно разбирать стилистику композиторского письма пройденных хоровых произведений, особенности эпохи, в которую жил композитор, его мировоззрение; основные средства музыкальной выразительности произведений, их форму.

Те же самые задачи можно решать и при анализе ансамблевых, оркестровых произведений учеников. При этом на передний план выдвигаются также тембровые особенности произведений.

Наиболее интересными нетрадиционными формами подобного урока, на мой взгляд, опять же, могут быть урок-концерт, урок-состязание, урок-фестиваль.

Интеграция различных видов искусства называется межвидовой.

При этом наиболее результативна локальная тематическая интеграция. В ее основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства. Упорядоченное дополнение музыкального произведения другими видами искусства способствует формированию у учащихся структурированного, широкого комплекса  музыкально-эстетических знаний, более глубокому восприятию самой музыки,  расширению кругозора учеников.

Связь различных видов искусства – музыки, поэзии и прозы, живописи, архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым востребованным видом интеграции. Ведь музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, а их сочетание создает целостную картину бытия.

М.Чюрленис – литовский музыкант, художник, поэт, писал: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру», и всю жизнь воплощал идею синтеза искусств.

Н.А.Римский-Корсаков отмечал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ».

Интеграция разных видов искусства на уроках теоретического цикла позволяет наделить произведение одного вида искусства чертами другого, тем самым значительно обогатив внутренний мир учеников, их образное, эмоциональное мышление.

Конечно же, первоочередна и очень естественна связь музыкальных произведений с литературными. Ведь именно с помощью слова музыка получает конкретное смысловое наполнение, а поэтические строки с помощью музыки наполняются особой эмоциональностью и выразительностью.

Связь музыки и слова проявляется в многочисленных образцах вокальной, программной инструментальной музыки, в музыкально-драматическом искусстве. Так, например, великие произведения оперы и балета – доказательство полного взаимопроникновения, взаимодополнения двух важнейших составляющих.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы нужно анализировать литературный текст (программу, либретто) таких музыкальных произведений в разных вариантах, в зависимости от поставленной педагогической задачи, сравнивать его с музыкой в поисках образного, смыслового, структурного сходства или отличий, ярких изобразительных и выразительных моментов.

Помимо этого, полезно подбирать к инструментальным произведениям или их частям подходящие по смыслу или структуре поэтические произведения или отдельные образы, эпитеты из них.

Свои впечатления от прослушанного музыкального произведения учащиеся могут изложить письменно в форме небольшого сочинения, согласно плану анализа. Например, для учеников третьего года обучения слушанию музыке – первого года обучения музыкальной литературе можно использовать следующий план:

  1. Образ или образы произведения:
  1. На какие образы нацеливает нам название произведения (программа, текст)?
  2. Сколько образов?
  3. Какие они по характеру?
  4. Что с ними происходит в течение произведения?
  5. Какие музыкальные инструменты для этого используются?
  6. Почему?
  1. Средства музыкальной выразительности:
  1. Какие средства проявляются наиболее ярко?
  2. Как именно?
  3. Что с ними происходит в течение произведения?
  1. Форма:
  1. Сколько разделов в произведении?
  2. Есть ли повторения разделов, если есть – для чего, если нет – почему?
  3. Как можно назвать такую форму (для групп, знакомых с видами музыкальных форм)?
  1. Личное отношение к произведению.
  1. Что понравилось, запомнилось, показалось интересным, оригинальным?

На уроке сольфеджио при анализе вокальных музыкальных произведений важно учитывать мелодические, ритмические, тембровые, динамические особенности речевых акцентов.

Интересными формами интегрированных музыкально-литературных уроков являются урок-сказка, урок-спектакль, урок-размышление, дискуссия, проблемный урок, урок-кроссворд, урок-семинар.

Так же неразрывна связь музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства. Не зря существует фраза: «можно «слышать» живопись и «видеть» музыку».  Конечно, в первую очередь хочется привести в пример музыкальные произведения, созданные композиторами под впечатлением от живописных полотен – а таких примеров множество, но и само разворачивание музыкальной ткани часто говорит нам о «картинности» произведения и предполагает сравнение с соответствующими живописными полотнами.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы педагогом могут приводиться примеры живописных полотен великих художников, наиболее ярко отражающих образное содержание музыкального произведения, причем в самых различных вариантах: перед прослушиванием музыки или после, с озвучиванием названия картины или предложением ученикам сделать это самим, в разных вариантах картин с предложением выбрать подходящий. Можно оставить выбор подходящего живописного произведения за учениками, в качестве домашней работы с использованием компьютерных технологий.

 Другая распространённая и очень полезная форма работы над «зрительностью» музыки – её рисование детьми. Оно учит ребят передавать настроение музыкального произведения через художественные средства изображения, развивает их творческие способности, фантазию, образное и ассоциативное мышление; воспитывает эстетический вкус, интерес к классической музыке учеников.

При этом педагог может ставить перед учащимися разные задачи: запечатлеть конкретного музыкального героя, изобразить музыкальное настроение беспредметно – только с помощью подходящих цветов, отобразить на альбомном листе музыкальное развитие, изменение того или иного выразительного средства, движение к кульминации и т.п.

Яркими по форме являются итегрированные уроки-впечатления, уроки-практикумы, интересны и дискуссии, проблемные уроки.

Не менее интересна связь музыки с архитектурой. Гёте называл архитектуру «онемевшей музыкой», Шиллинг – «застывшей». Ю.Борев писал: «Музыка близка архитектуре и огромной значимостью в ней ритма и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в "снятом" виде, и, наконец, особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины". Пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень архитектуры близки многообразию выразительных элементов музыки.

Педагог может использовать сравнение шедевров архитектуры с музыкальными произведениями на уроках слушания музыки и музыкальной литературы подобно работе с живописными произведениями.

Нетрадиционные формы уроков сопоставимы с музыкально-изобразительными интегрированными уроками.

С древнейших времен ярко прослеживается связь музыки с танцем. Известная русская балерина Г.Уланова замечала: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность». А об известной русской балерине А.Павловой говорили, что ее движения – это «танцующая музыка».

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы в качестве творческих элементов урока можно использовать танцевальные движения, наиболее подходящие тому или иному музыкальному фрагменту (при этом они могут быть как свободными, так и фиксированными или же характерными), всевозможные инсценировки, музыкально-танцевальные игры. Особенно эти формы работы актуальны при знакомстве с первичными музыкальными жанрами, а также в качестве способа отражения музыкальных форм, средств музыкальной выразительности.

Так, например, на этих занятиях, как и на уроке сольфеджио, очень полезен метод пластического интонирования, заимствованный из хореографического искусства - движения рук, идущие за звуком. Они дают возможность ребёнку увидеть мелодический рисунок произведения, номера или диктанта, разобраться в строении, тем самым способствуют осознанному определению на слух, исполнению, записи. Также целесообразно применять ритмические упражнения – движение группами под музыку в определенных ритмических рисунках.

Возможны такие нетрадиционные формы представления таких уроков, как урок-концерт, урок-бал.

Важнейшая сторона интеграции предметов теоретического цикла с общеобразовательными – тесная взаимосвязь музыкального искусства с историей. Ведь важнейшей частью истории является изучение художественной культуры как явления общественного сознания. Музыкальные произведения своего времени обязательно отражают в себе  и исторический облик эпохи в целом, и мораль общества, его идеологию, устремления и надежды народа.

 На уроках слушания музыки и музыкальной литературы такая связь особенно важна при изучении так называемых «переходных» тем – тем, направленных на изучение новых этапов музыкального развития в конкретных временных рамках. Здесь можно прослеживать связи между историческими событиями времени и конкретными музыкальными произведениями или их частями, оценивать их роль в общественной жизни, соответствие нормам и идеалам времени.

Полезно проводить параллели между историческими событиями одного времени в разных странах и оценивать степень их взаимовлияния и влияния на культуру. При сравнении различных произведений нескольких авторов также целесообразно сравнивать и исторические особенности их создания.

Интересны нетрадиционные формы заданий таких уроков: урок-исторический портрет (эпохи, стиля, композитора), урок-суд, урок-семинар.

Кроме этого, современные высокообразованные педагоги могут построить уроки теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранного языка. Это можно сделать на основе тем музыкальной литературы, связанных с биографиями и творчеством зарубежных композиторов, когда может быть полезно обращение к первоисточникам библиографических или музыкальных материалов. Кроме того, не стоит забывать, что общепринятые музыкальные термины, относящиеся к характеру, темпу исполнения, читаются на итальянском языке, а названия интервалов происходят от латинских слов.

Урок такого типа можно построить, например, как урок-путешествие, урок-интервью якобы с представителями-носителями языка, урок-телемост.

Интересна открытая в древние времена связь музыки и математики. Мы используем западноевропейскую нотную систему, основа которой – две шкалы: частоты и времени (частоты звукоряда -  геометрическая прогрессия с коэффициентом корень 12 степени из 2, а временная организация - звуки и паузы, находящиеся в кратных отношениях), отмеченные еще Пифагором. Структура музыкального произведения нередко представляет собой чередование «блоков-модулей» определенной протяженности. Мелодические партии имеют, как правило, деление на мотивы, фразы, предложения и периоды, а аккомпанирующие – явно выраженный периодический характер. И все это объединено гармонией – своеобразными матрицами нормативных сочетаний звуков из некоторой сетки частот.

«Выразителем» математических принципов в музыке является предмет сольфеджио. Его особенности в этой взаимосвязи грамотно выведены Л.А. Лапинской в работе «Предмет специальности через призму межпредметных связей»:

  1. Темы, как и в математике, не существуют сами по себе: каждая «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую.
  2. Все понятия подчиняются элементарному счёту: количество тактов, фраз, предложений в мелодии, количество ступеней в гамме, количество октав на клавиатуре, линеечек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т.д. Используются и другие математические понятия: параллельность, промежуток, расстояние.
  3. Абстрактное и логическое мышление как неотъемлемая часть математических действий и умозаключений, необходимы и на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов и последовательностей, при разрешении и обращении тех или иных интервалов или аккордов.

Таким образом, на уроке сольфеджио педагог может разнообразно использовать математический инструментарий (цифры, математические понятия, графические оформления, содержащие математические знаки, буквы, формулы, дающие возможность для дедуктивных заключений) в целях развития музыкального слуха, возможности краткого и более доступного объяснения, понимания и осмысления учащимися как самой музыки, так и музыкально-теоретических понятий, на которых базируется музыкальный слух и его развитие.

Нетрадиционными формами музыкально-математических интегрированных уроков могут быть урок-олимпиада, урок-открытие.

Не стоит забывать про связь музыки с географией и биологией. Ведь, говоря об эпохе, стиле, конкретном композиторе и его произведении, педагог обращает внимание не только на время, но и на место.

Географическое местоположение, биографический маршрут, названия стран и их столиц, особенности обычаев, традиций страны и ее народа, политический,  экономический, культурный уровень развития, а также особенности ландшафта, местных флоры и фауны, загадки непродолжительной жизни многих гениев – все эти понятия полезно использовать на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в конкретном для решения определенных задач ключе.

Возможны такие нетрадиционные формы интегрированных музыкально-географический уроков, как урок-путешествие, урок-репортаж, урок- телемост.

Таким образом, интеграция является важным и необходимым средством наиболее полного всестороннего эстетического развития ребенка.

Систематическое и планомерное осуществление интеграции на уроках теоретического цикла в ДМШ, установление взаимосвязи различных учебных дисциплин, построение и отбор материала, исходя из общих целей и задач образования, способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоническом развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация педагогического процесса с одарёнными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ"

Методическая разработка об организации учебного процесса и формах работы с одарёнными детьми в ДШИ....

Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла

Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...

Комплексный подход к изучению жизни и творчества М.А.Балакирева на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ им. М.А. Балакирева г. Волгограда

Присвоение ДШИ №7 г. Волгограда в 2006 году имени М.А. Балакирева стало стимулом к изучению жизни, творчества, видов деятельности композитора. На групповых занятиях сложилась целостная система, направ...

Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.&bull...

Образовательный проект «Информационно-компьютерные технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ»

Музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства. Их применение в обучении является одним из наиболее устойчивых и перспективных направлений развития образов...

Инновационные методы обучения на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ"

Материал знакомит с системой работы современного педагога в ДШИ, современными образовательными технологиями, их целями и задачами, дается краткое описание, формы и методыих  применения на уроках ...

Виды работы с использованием МКТ музыкально-компьютерных технологий в рамках предметов теоретического цикла

Современное музыкальное образование становится на новый путь развития – обучение с использованием компьютерных технологий. Это доказывают многие учебные заведения нашей страны на разных уровнях ...