Уроки музыки в «мажоре»
статья по музыке по теме

Солдатова Ольга Михайловна

«Во-первых, мажор. Я ставлю во главу угла это качество. Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение…»

А.С. Макаренко

 

Мне, как учителю музыки чрезвычайно интересен прошлый педагогический опыт, связанный с музыкальным воспитанием. В педагогической системе Антона Семеновича Макаренко музыка занимала далеко не самое последнее место. Для Макаренко функции музыки не ограничивались наслаждением красотой и гармонией созвучий. Основной смысл музыкальной эстетики Макаренко заключался в том, что музыка  должна сплачивать людей, помогать им в труде, учить их чувствовать и мыслить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_muzyki_v_mazhore.doc83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

(ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»)

Тезисы к конференции, посвященной 125 - летию со дня рождения А.С.Макаренко.

Тема: Уроки музыки в «мажоре»

Аспирант 2 курса,

учитель музыки

МБОУ Гимназии №2

г.о. Краснознаменска

Солдатова Ольга Михайловна

2013 год

Уроки музыки в «мажоре»

«Во-первых, мажор. Я ставлю во главу угла это качество. Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение…»

А.С. Макаренко

Мне, как учителю музыки чрезвычайно интересен прошлый педагогический опыт, связанный с музыкальным воспитанием. В педагогической системе Антона Семеновича Макаренко музыка занимала далеко не самое последнее место. Для Макаренко функции музыки не ограничивались наслаждением красотой и гармонией созвучий. Основной смысл музыкальной эстетики Макаренко заключался в том, что музыка  должна сплачивать людей, помогать им в труде, учить их чувствовать и мыслить.

Музыка была неотъемлемой частью существования коллектива, прекрасной традицией, украшающей жизнь ребят. Вот пример традиции начала собрания. «Сигнал для сбора давался по трубе. Пока все собирались, оркестр играл марш. После марша Антон Семенович должен был скомандовать: «Встать под знамя! Смирно!»… И так было неизменно в течение десяти лет. «Вот эта традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает» [3;131].

Макаренко считал жизнь – лучшим воспитателем. Педагогическую задачу он видел, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и примерами подлинно гуманных отношений людей.   Музыка для Макаренко была неотъемлемой частью жизни. С помощью нее ребята учились «строить и жить».

В колониях Макаренко отдавалось предпочтение коллективным видам музицирования. В коммуне были  хор, оркестр, группа барабанщиков и корнетистов. Из «Педагогической поэмы»: «…мы купили два корнета и несколько колонистов ежедневно ходили в город к капельмейстеру и учились играть на корнетах по нотам…. На крыльцо мое выходил трубач и бросал в колонию красивые полнокровные звуки сигнала»[6;162].

Антон Семенович придавал очень большое значение кружковой работе. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского действовало более 40 кружков. Внеклассная деятельность затрагивала без исключения всех коммунаров. Каждый находил себе занятие по душе, мог реализовать свои творческие и организаторские способности. Вот, например, сведения о кружках за 1932 год [1].

С помощью кружков Антон Семёнович прогнозировал профессиональные наклонности каждого коммунара, учитывал индивидуальные особенности, склонности, способности, разнообразие характеров воспитанников. Прогнозы Макаренко часто сбывались, о чем свидетельствует альбом, в котором пытались отразить будущее воспитанников, вплоть до профессии. Он говорил, что самым опасным  «…еще долго будет страх перед человеческим разнообразием…», стремление «…остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон» [4; Т. 1; с. 170].

Занятия музыкой подчеркивали это «человеческое разнообразие». Интересен факт, что самое большое количество участников именно в оркестре.  Музыканты коммуны не были профессионалами, тем не менее, оркестр коммуны стал одним из лучших самодеятельных коллективов УССР.  Ученики А.С. Макаренко благодаря хору и оркестру узнавали замечательные произведения русской и зарубежной музыкальной классики. Оркестр естественно вливался в коллектив, был его частью и имел огромное воспитывающее и украшающее значение. Оркестранты исполняли в основном произведения русских композиторов. Среди них Чайковский, Глинка, Мусоргский.  Кроме того, в репертуаре оркестра были и зарубежные авторы: Бетховен, Верди, Шуберт, Бизе, Лист, Шопен и др. По свидетельству Корнея Ивановича Чуковского, Макаренко и сам музицировал на скрипке [7].

Важное место в жизни коммуны занимал хор. На смотре художественной самодеятельности трудовых коммун и колоний в Москве хор коммуны им. Ф.Э. Дзержинского получил самую высокую оценку. Позднее, совместными усилиями хорового и драматического кружков была поставлена опера на тему из жизни коммуны.

Антон Семёнович очень требовательно относился к руководителям кружков. Он считал, что руководителю кружка нельзя навязывать кружковцам своих убеждений и как можно меньше лезть с указаниями; нужно отдавать инициативу детям, стараясь быть образцовым и авторитетным товарищем и помощником. «Ни один кружок, – писал А.С. Макаренко, – не перестанет действовать, если руководство учреждения проявляет заботу о кружке. Забота эта должна заключаться в следующем: помещения, руководитель, инструменты, материалы, посещение рабочих занятий кружка, информация о работе кружка в печати учреждения. Обязательный общественный отчёт каждого кружка в форме постановок, концертов, фотогазет, выставок, докладов, официальный отчёт каждого кружка в совете коллектива» [4; т.1, с.70 – 71].

О серьёзности отношения А.С. Макаренко к кружковой деятельности можно судить по драматическому кружку.  В воспоминаниях народной артистки СССР Александры Воронович,  супруги артиста Харьковского драматического театра Александра Григорьевича Крамова, рассказывается о трепетном отношении Макаренко к театру. «Театр для Макаренко не был пустым развлекательством. Театр был так же важен, как школа, производственное обучение воспитанников. В самодеятельном драматическом театре Антон Семенович видел, «педагогическую необходимость», средство культурного воспитания молодежи. …О большой и настоящей влюбленности Макаренко в искусство рассказывает буквально каждый, кто хорошо знал Антона Семеновича. Это пристрастие к театральным постановкам вскоре передалось всем колонистам. В колонии Горького не было ни одного человека, который так или иначе не был бы причастен к театральной деятельности…»[ 2].

Антон Семенович Макаренко был не только режиссером и актером самодеятельного театра, помимо всего он был драматургом. Жена Антона Семеновича, Галина Стахиевна, пишет в примечаниях к «Сочинениям» А.С. Макаренко: «Тексты литературно-музыкальных постановок писал сам Антон Семенович...»[2 ].

Драматургическим дебютом стала пьеса с оптимистическим музыкальным названием «Мажор». Пьесу «Мажор» Макаренко представил под псевдонимом Андрей Гальченко на Всесоюзный конкурс пьес. Жюри конкурса приняло ее к постановке; из печати она вышла в 1935 году в Москве, в издательстве «Художественная литература».

Пьеса с музыкальным названием вовсе не о музыке. Тем не менее, она вся проникнута ею. Перед нами проходит производственный процесс в мажорном приподнятом настроении. Сам Макаренко говорил о «мажорности со значением политической сознательности».

Интересно  то, что без музыкантов и тут не обходится: в 4 акте коммунары поют шуточную песню на мотив развода караула из «Кармен» Бизе.

«Воргунов: Честное слово, хорошо. Вы были на «Кармен»?

  Романченко: Аж два раза. И наш оркестр играет. Мы можем еще спеть для вас марш из «Кармен»: Петьки, Федьки, Витьки, Митьки…»[5].

В своих теоретических работах А.С. Макаренко писал: «Мажор в коллективе должен иметь очень спокойный и крепкий вид. Это, прежде всего, проявление внутреннего, уверенного спокойствия в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем»[5].

Сегодня очень важно вспомнить то, какое значение придавал Макаренко коллективному музицированию.  В те времена песня действительно «строить и жить помогала». Песня шла в ногу с человеком, помогала ему в труде. Песня объединяла людей, заставляла их в прямом и переносном смысле жить одним дыханием. Нынче стали забывать о возможности музыки объединять человечество. До сих пор актуально звучит призыв из финала 9 симфонии Бетховена «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости единой!». Музыка воспитывает человека и одновременно дарит ему радость, помогает искать «…перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.»[5;507]

Список литературы:

  1. Веснина Р. М., Виноградова М. Д. Идеи А. С. Макаренко сегодня Издательство "Знание" Москва 1988 http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000046/st000.shtml
  2. Воронович А. Друг театра. http://rudocs.exdat.com/docs/index-305470.html
  3. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 7т. / А.С. Макаренко. Т.5. М., 1977.
  4. Макаренко А.С. Сочинения, изд. 2., т. 1; т. 5 – М., 1958
  5. Макаренко А.С. Мажор http://libes.ru/228277.html
  6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пермское книжное издательство, 1986,574с..
  7. Чуковский Корней Иванович .1882-1969. Современники (портреты и этюды). М.1967. "Макаренко". http://zt1.narod.ru/chuk-ki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...