Музыка в баснях
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Максимова Наталья Александровна

Урок музыки в 5 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_basnyakh.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                           Наталья Александровна Максимова

                                                          МОУ «Кулигинская СОШ»

                                       Учитель музыки

Класс: 5

Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: "Музыка в баснях»

Тип урока: Построение новых знаний, изучение нового материала

Цель:     Показать роль музыки в литературном жанре  «басня».

Задачи:     образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского

                  композитора А.П.Бородина, с понятием «квартет», расширить представления

                  учащихся о литературном   жанре «басня», русском баснописце И. А. Крылове.

                 развивающие: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения. Через

                 песенный   материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

                воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность  

                ребенка  на произведениях музыкального и литературного искусства;

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян.

Материалы к   уроку:   Портрет   И. А. Крылова,  А. П. Бородина,  мультимедийная  презентация   в  Power Point, карточки с названиями басен, карточки для работы в парах, басня «Квартет» (на каждую парту).

Оформление доски:   Чтоб  музыкантом быть, так надобно уменье…

    Когда в товарищах согласья нет,

                                      На лад их дело не пойдёт,

                                     И выйдет из него не дело, просто мука.

                                И.А.Крылов

Литературный ряд:  И.А.Крылов, басня «Квартет»

Музыкальный  ряд:  А.П.Бородин «Струнный  квартет №2», 3 часть

                  «Волшебный смычок» норвежская народная песня

Ход урока:

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята,  мы продолжаем изучение  темы четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». (Слайд №1)  На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” (вывешиваются на доске). Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики: Басня

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов (Показ портрета И.А.Крылова) (Слайд №2)

Учитель: Басня – что же означает это слово? (ученики предлагают ответы)

Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно?  (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает).

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: (Слайд №3)Тема нашего урока звучит так «Музыка в баснях»

(запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Что нам нужно выяснить на  уроке? Какова цель нашего урока?

Ученики: Выяснить, для чего нужна музыка в баснях, какую роль она играет в баснях.

Учитель: (Слайд №4) Цель нашего урока - выяснить роль  музыки в басне.

III. Работа по теме урока.

Учитель:  Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Ивана Андреевича Крылова, которая называется «Квартет» (Слайд №5)

Учитель: Что такое квартет? (Работа в парах по карточкам с теоретическим материалом)

Слово  квартет  произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» -  четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет  - музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек

Учитель: (Слайд №6) Теперь вам понятно, что такое квартет?

 Учитель: Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни (Слайд №7)

Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. (Слайд №8, №9)

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?

Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

Учитель: Кто участвует в басне?

Слушание басни И.А.Крылова “Квартет” (Слайд №10)

Анализ басни.

Учитель: Какую роль играет музыка?

Учитель: С какой целью она здесь использована.

Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают.

Учитель: Какая музыка по характеру?

Учитель: Может у такой музыки быть композитор?

Учитель: В чем мораль этой басни?

Ученики:  Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой ситуации  человеческого труда.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент
музыкального произведения.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни

(ученики отвечают)

Учитель: Это произведение написал Александр Порфирьевич Бородин – русский ученый-химик (Слайд №11) Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в   1833 году. Его мать, простая женщина, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написал первое музыкальное произведение. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Мы послушаем «Струнный квартет №2». При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин  (ученикам раздается басня «Квартет»)

Анализ музыкального произведения.

Ответы детей.

Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал  он над ним в течение 2 лет.

Композитор уезжает  за границу, далеко от жены, скучает и пишет этот квартет.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель: Кто исполнял эту музыку? 

Ученики: Инструментальный ансамбль

Учитель: Звучание  каких музыкальных инструментов вы услышали?

 Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет (Слайд №12 - №15)

Учитель: Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке? (Слайд №16)

Ученики:  Добрый - жизнерадостный – влюбленный - мужественный....

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

IV. Физкультминутка.

V. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (Слайд №17)

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже объединимся в квартеты   и исполним песню. (Слайд №18)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Повторение мелодии.

Исполнение по ролям. 

Учитель: Ребята, я предлагаю вам тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас  внимательно прочитать и выбрать верный ответ.

 Тестирование. (Слайд №19, №20)

VI. Итог урока:

Учитель: И в завершение   подведём итог,  вернемся к цели нашего урока

 (вернуться к слайду №4). Какую роль играет  музыка в басне?

Ученики: Музыка играет в басне главную роль?

Учитель: Появились бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Ученики: Нет.

Учитель: Какое значение имеет  музыка для литературы?

Ученики: Музыка обогащает литературу.

Учитель: C творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Ученики: С творчеством А. П. Бородина

Учитель: Что такое квартет? Какие квартеты звучали на уроке?

Ученики: Квартет – это музыка, в исполнении которой участвуют 4 исполнителя или

 4 инструмента. На уроке звучали инструментальные и вокальные.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку. (Слайд №21)

VII. Домашнее задание: Составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет»

VIII. Музыкальное прощание.

Квартет

Слово  «квартет»  произошло от слова кварта. В  переводе с латинского «Квартус» -  четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет  - музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Квартет

Слово  «квартет»  произошло от слова кварта. В  переводе с латинского «Квартус» -  четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет  - музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Квартет

Слово  «квартет»  произошло от слова кварта. В  переводе с латинского «Квартус» -  четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет  - музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КВАРТЕТ

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я,  прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! –

Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось, Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как не садитесь,

Все в музыканты не годитесь».                                    И. А. Крылов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"

конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...

Музыка в басне

Урок музыки в 5 классе в рамках темы четверти "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?". В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством русского баснописца И.А.Крылова и русского композито...

Музыка в баснях И.А.Крылова

В уроке ярко прослеживается взаимодействие трёх видов искусства: литературы, музыки. изобразительного искусства...

Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"

Тема  урока:  Музыка  в  баснях  И.А.Крылова.Цель  урока:   вместе  с  учащимися  выяснить,  каким  образом  музыка  играет...

Музыка в баснях

Данная разработка представляет собой подробный план-конспект урока по музыке в 5 классе...

Урок музыки в 5 классе "Музыка и басни"

Уроки музыки в 5 классе раскрывают взаимодействие видов искусств. Отвечая на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», пятиклассники знакомятся с литературными произведениями о муз...