Конспект урока по музыке для 2 класса
план-конспект урока по музыке по теме

Степанова Анастасия Владимировна

Конспект открытого урока по музыке "Великие колокольные звоны России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx81.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

По теме: «Колокольные звоны России»

2 класс

                    Подготовила: Степанова Анастасия Владимировна

                          Учитель музыки

                                                                                                                        ГБОУ СОШ № 641 им. С. Есенина,                                         структурное подразделение № 1469.

Москва 2013г

Цель: Знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия колокольности, как художественного явления в русском искусстве.

Задачи:

1 Обучающая: Научить различать виды колокольных звонов по звучанию и по нотной записи.

2. Развивающая: развивать вокально-хоровые способности обучающихся; чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.

3. Воспитывающая: Воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, любовь к музыке.

                              Ход урока:

Дети заходят в класс по выбранным карточкам 3 цветов. Каждый садится за стол того же цвета, что и карточка. Таким образом дети делятся на 3 команды.

Звучит колокольный звон. (тема пролога из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»)

-Что за музыка сейчас прозвучала? (колокольный звон)

- Звучали колокола, или какие-то другие инструменты? Какие?

-Почему именно эти инструменты использовал композитор?

- Помогите мне теперь сформулировать тему нашего урока? (сегодня мы будем говорить о колокольном звоне)

- Молодцы. Тема нашего сегодняшнего урока: «Колокольные звоны России». Мы познакомимся с видами колокольных звонов, с историей возникновения колоколов, узнаем где и когда они используются.

В произведениях русских композиторов очень часто встречаются разные колокольные звоны. Так как  колокол один из символов нашей Родины. Музыку, которую мы послушали написал русский композитор М.П.Мусогский, прозвучало вступление к опере «Борис Годунов».

Символом единства на Руси были колокольные звоны. Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на Русскую землю и мечтал увидеть там "свету белого, солнца красного", и, конечно, услышать "звону колокольного".

А теперь каждой из команд будет дано задание ответить на вопрос. Но прежде давайте вспомним правила работы в командах.

Вопросы:

  1. Где в настоящее время мы можем услышать колокол?
  2. Для чего раньше использовались колокола?
  3. Как называются люди, которые звонят в колокола?

Знакомство с колокольными звонами:

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест)

НАБАТ – ТРЕВОЖНО, ВЗВОЛНОВАННО СООБЩАЛ О ПОЖАРЕ, ВОЙНЕ. (Слушаем набат)

Трезвон –  Быстрый перезвон нескольких колоколов. Оповещающий о празднике. Радостно, празднично, торжественно . (Слушаем Трезвон).

Работа в группах с карточками:

1гр. Выбрать характеристики, подходящие для благовеста.

2гр. Выбрать характеристики, подходящие для перезвона.

3гр. Выбрать характеристики, подходящие для набата.

- Что же общего присутствует во всех колокольных звонах? (Ритм) Что такое ритм?

Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»

А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».

Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)

1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-тили-бом, тили-тили-бом, тили-бом.

2 группа: средние колокола поют: бим- бом,

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д. 

Физминутка.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по -разному.

Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било. Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой.

По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.

Звучит колокольчик.        

Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ?

Колокольчик. 

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам- мастерам из Европы. Однако, вот уже более 500 лет прошло с тех пор, как русские мастера сами овладели искусством изготовления колоколов. Да так продвинулись в своем мастерстве, что русский колокольный звон стал самым звучным во всем мире.

Известно множество примеров того, как колокольный звон помог поправить свое здоровье многим людям.

Подведение итогов урока:

-С чем вы познакомились сегодня на уроке?

-Какие виды колоколов бывают?

-Как возникли колокола?

-Для чего использовались колокола?

Рефлексия: На доске прикреплён плакат с изображением колокола, на нём маленькие колокола с лицами, не хватает только рта. Дети подходят и рисуют на маленьких колокольчиках рот (либо весёлый, либо грустный – понравился или не понравился урок).

Исполнение песни «Колокольчик»

Сл. Леонида Сафронова, муз. Валентины Крам. 2010г.

1.Скоро ляжет первый иней

На осенний лес и дол...

 Колокольчик синий-синий

Под кустом в лесу расцвёл.

Припев: Колокольчик, колокольчик

Синий-синий, динь-дон.

Под кустом в лесу расцвёл.

То ли был он слишком смелым,

То ли глуп он был и мал...

Как прожить на снеге белом

Он ещё не понимал.

Припев.

По лесам белеет иней.

По лугам пурга метёт...

Колокольчик синий-синий

У меня в душе цветёт

Спасибо за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....