разработка урока музыки в 1классе "Новогоднее путешествие"
методическая разработка по музыке по теме

Разработка урока сделана на основе Программы «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского. Данный урок насыщен содержанием и разнообразными творческими заданиями. Предварительно разработан маршрут для совместной работы учителя и учащихся. Структура урока состоит из элементов, находящихся в соподчинении. Аналогом является форма рондо АBACADA. Отбор музыкального материала и видов деятельности произведён исходя из психофизических особенностей младших школьников, их неустойчивого внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Дробность урока необходима для поддержания заинтересованности учащихся и снижения утомляемости.                  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области»

Методическая разработка

урока музыки «Новогоднее путешествие»

для учащихся 1 класса

                                       Автор:

                                       Еленко Наталья Александровна

      учитель музыки высшей

      квалификационной категории

г. Валуйки

        Тема четверти: Как можно услышать музыку?

        Тема урока: Новогоднее путешествие.

Цель урока:  обобщить представления учащихся о свойствах звука.

         Задачи урока: - учить определять высоту и длительность звуков;    развивать умение слушать музыку и определять характер музыкального произведения;    воспитывать любовь к классической музыке и к исполнению песен.

        Тип урока: закрепление материала.

        Жанр урока: тематический урок.

        Вид урока : урок- путешествие.

        Используемые методы и приёмы: игра на музыкальных инструментах, соучастие, визуализация, пластическое интонирование.

        Разработка урока сделана на основе Программы «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского. Данный урок насыщен содержанием и разнообразными творческими заданиями. Предварительно разработан маршрут для совместной работы учителя и учащихся. Структура урока состоит из элементов, находящихся в соподчинении. Аналогом является форма рондо АBACADA. Отбор музыкального материала и видов деятельности произведён исходя из психофизических особенностей младших школьников, их неустойчивого внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Дробность урока необходима для поддержания заинтересованности учащихся и снижения утомляемости.                  

                        

        Оборудование: портрет П.И.Чайковского , бубенчики, маракасы, звукоряд, иллюстрации: ёлка, «Щелкунчик», балет, «снежинки» для поощрения за хорошую работу на уроке, грамзапись «Марш» из балета Чайковского «Щелкунчик».

        Вход в класс под «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

        

Учитель:

        Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и передайте товарищу частичку своего хорошего настроения. Как светло стало в классе от ваших улыбок! На дворе зима и скоро мы будем отмечать замечательный праздник – Новый год. Поэтому сегодня отправимся в новогоднее путешествие, поможет нам его совершить «бубенчик». Вот как задорно он звенит – приветствует вас и просит исполнить попевку «Бубенчики».

                        исполнение попевки «Бубенчики звенят», при повторном исполнении учитель предлагает показать рукой изменение высоты звуков

        Учитель:

        Вы уже знаете, что звуки бывают разные по высоте. Какие?

Учащиеся: Высокие, средние, низкие.

Учитель:

А как называются 7 звуков, расположенных по порядку  

                       Показывает изображение звукоряда

Учащиеся: Звукоряд.

        Учитель:

        Где записываются ноты?

Учащиеся: На нотном стане (нотоносце).

        Учитель:

        Определите, какой звук выше, а какой ниже?

показывает на звукоряде одновременно по два звука, дети определяют их расположение по высоте

        

        Учитель:        

Вы хорошо знаете  песню «Маленькой ёлочке». Я записала 1ю фразу этой песенки на ёлочных шариках (на доске подвешены на мишуре бумажные шары).

Пропоём её и прохлопаем. Вы обратили внимание, что здесь есть звуки длинные и короткие. Прохлопаем ещё раз…

                    вызывает  одного ученика к доске 

Я прошу протянуть по одной ниточке-  мишуре от каждого шарика вниз. Если звук длинный - то длинную, а если короткий ,соответственно, короткую.

ученик мелом рисует мишуру соответственно длительностям- длиннее и короче

А теперь исполним всю песню.    

             исполнение песни «Маленькой ёлочке» с движениями

ЗВЕНИТ БУБЕНЧИК.

        Учитель:

        Путешествие продолжается!        Теперь наш друг Бубенчик позвал вас в сказку. Угадайте в какую?

        показ иллюстрации к сказке «Щелкунчик» немецкого писателя Гофмана

         - О чём эта сказка?

 -Какие там есть действующие лица?

        Учитель:

         На сюжет сказки Гофмана русский композитор П.И. Чайковский написал балет «Щелкунчик». Что такое балет?

          Учащиеся:

 - Это музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют.  

        Учитель:

         Давайте вместе послушаем отрывок из этого балета: «Марш». Дети собрались вечером возле новогодней ёлки, веселятся, шумят, мальчики играют в солдатиков и пытаются их изобразить. Какое настроение вы почувствуете в этом произведении, каков его характер?                                                                  

На доске вы видите ряд слов, из которых можно выбрать несколько подходящих:

танцевальный,

праздничный,

весёлый,

 скучный,

 сердитый,

 игривый.                                              

После того, как дети сделают выбор, учитель предлагает послушать произведение ещё раз и промаршировать возле своих парт, представив себе, как резвятся возле ёлки дети.                                                                                        

ЗВЕНИТ БУБЕНЧИК.

Учитель:

Бубенчик придумал для вас ещё одно задание. Наше путешествие не может продолжаться, пока мы не отгадаем                                                                                     зимние загадки:                                        

  • Без рук, без ног, а рисовать умеет.  (мороз)
  • Летом умирает – осенью оживает.  (снег)
  • Снег на полях,  лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
  • Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?

            Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки)

  •   Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

  За верёвочку – узду через двор коня веду,

  С горки вниз на нём лечу,

   А назад его тащу . (санки).

Учитель:                                                                                   

 Какая же зима без катания с гор на лыжах и санках! Давайте вместе исполним песню «Саночки». В этом нам помогут музыкальные инструменты: маракасы и бубенчики. Эту песню мы должны исполнить легко, с движением.

Стоя возле парт учащиеся исполняют песню и  импровизируют на музыкальных инструментах

         

 ЗВЕНИТ БУБЕНЧИК.                                                                                          

        

      Учитель:

Путешествие продолжается. Саночки привезли нас в настоящий зимний лес… Как здесь красиво!

Поиграем в игру «Композиторы».                   

                           

 Учитель вызывает ученика, который на фортепиано должен изображать то, о чём говорит учитель, иллюстрируя его слова нажатием клавиш  в разных регистрах и с разной силой

  • Мы идем по лесу, а с неба тихо, легко падает снежок.  
  • Вот пробежала, заметая  следы хвостиком , рыжая лиса…
  • А вот прыгает зайка вокруг ёлочки…
  • На дереве сидят, прижавшись друг к другу птички, им холодно…
  • Но вдруг подул ветер, зашумел лес и началась настоящая метель, снежная буря.
  • От ветра и шума проснулся в берлоге медведь. Недовольный, сердитый вылезает он из своего логова.  

Страшно, давайте уйдём отсюда поскорее. Мне кажется, нас снова зовёт бубенчик!

ЗВЕНИТ БУБЕНЧИК.                                                                                          

        И неспроста! Смотрите, какая замечательная ёлочка – красавица на опушке леса!  (на доске изображение ёлки) . Возле неё мы исполним вашу любимую новогоднюю песенку «В лесу родилась ёлочка». 

                        Песня исполняется с движениями.

Подведение итога урока.

Учитель:

Наше новогоднее путешествие подошло к концу. Мы не просто погуляли , мы вспомнили многое из того, что изучили на уроках в этом году.

-С каким музыкальным произведением познакомились? Кто его написал?

-Какие бывают звуки?

         -Что такое балет?

-Какие песни исполнили?

-В какую игру поиграли?  

Сегодня на уроке все  работали очень хорошо, в подарок вы получаете на память снежинки из зимнего леса.

Методические рекомендации:  

        На уроке необходимо уделить особое внимание закреплению полученных ранее первоклассниками знаний о высоте и длительности звуков. Наиболее значимый момент – слушание нового произведения. Надо учить ребят слушать музыку в полной тишине, не отвлекаясь. В течение урока неоднократно напоминать о позе слушателя и исполнителя. Добиваться исполнения песен в характере. Подбор произведений для исполнения можно варьировать. А чтобы урок не стал излишне иллюстративным, необходимо придать деятельности учащихся поисковый характер.

        

         

Resource id #2836

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка "Технологическая карта урока музыки на тему Путешествие в музыкальный театр. Балет".

Урок музыки "Путешествие в музыкальный театр. Балет" предназначен для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы по программе "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...