Выступление "Вокально-хоровая работа в общеобразовательной школе"
учебно-методический материал по музыке на тему

Маркова Елена Геннадьевна

·      Основные направления и содержание деятельности:

Вокально-хоровая работа.

Слушание музыки.

     Музыкальная грамота.

  Мероприятия воспитательно-познавательного характера.       

             (посещение театров, концертов; обсуждения, вечера).Концертные выступления хорового коллектива.

Цель:

               Творческое, художественное развитие детей средствами хорового

                   искусства и другими смежными искусствами.

             Задачи:

       1. Развитие вокальных навыков каждого участника хора.

       2. Обучение детей умению петь в хоре.    

       3.Развитие потребности и готовности к эстетической певческой

                 деятельности.  

       4. Обучение осмысленному, выразительному, художественному   

            хоровому исполнительству.

       5. Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщения  

           их к музыкальному искусству через пение, которое является

           самым доступным для всех активным видом музыкальной   деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

                  Вокально-хоровая работа 

         в общеобразовательной школе.          

                                                                                                                                              

                             Учитель музыки и  руководитель вокально-хорового          

                   объединения «Соловушки»  МОУ ИРМО «Оёкская  средняя  

                                 

                   общеобразовательная школа»   Иркутского района

                             Маркова Елена Геннадьевна,

                             Высшая квалификационная  категория, пед.стаж 25 лет.

                            Образование: среднее специальное  (Муз.Пед.Колледже №3.

                                                                                                  1983-1987г.г.)

                                                             

                                                                  2013г.                      

  «Благо, даруемое нам  искусством не в том,  

                          чему мы от него научаемся,   а в том, какими мы,      

                           благодаря ему становимся» .                                                                                  

                                                                           О.Уайльд 

  • Основные направления и содержание деятельности:

Вокально-хоровая работа.

Слушание музыки.

     Музыкальная грамота.

  Мероприятия воспитательно-познавательного характера.        

             (посещение театров, концертов; обсуждения, вечера).Концертные выступления хорового коллектива.

Цель:

               Творческое, художественное развитие детей средствами хорового

                   искусства и другими смежными искусствами.

             Задачи:

       1. Развитие вокальных навыков каждого участника хора.

       2. Обучение детей умению петь в хоре.    

       3.Развитие потребности и готовности к эстетической певческой

                 деятельности.  

       4. Обучение осмысленному, выразительному, художественному    

            хоровому исполнительству.

       5. Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщения  

           их к музыкальному искусству через пение, которое является

           самым доступным для всех активным видом музыкальной   деятельности.

  • Этапы занятия вокального объединения:

Объединение занимается два раза в неделю по 1,5-2 часа с10-15 минутным перерывом.

                      1-ый час:   Распевание 15-20 минут.

         Работа над текущим материалом.

        2-ой час:   Разучивание нового репертуара.

        Индивидуальное прослушивание.

        Повторение пройденного репертуара.

        Прослушивание музыкальных записей.

        Пение популярных песен.

        Работа с солистами, с отдельными группами (по плану)

  • Артикуляционная гимнастика.

     Упражнения для развития активности артикуляционного аппарата, в который    

  входят: язык, губы, челюсти. Упражнения проводятся по системе В. Емельянова.  (Методическое пособие «Развитие голоса» 2000г.).      

  • Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка.

Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и всё более отстоящие поверхности.

Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Пощёлкайте языком, изменяя форму рта, одновременно, выстроить унисон низкими и высокими щелчками).

  • Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щёки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».

  • Сделайте нижней челюстью круговые движения вперёд-вниз.

Сделайте нижней челюстью круговые движения вперёд-вправо-влево-вперёд.

Выверните наружу нижнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу обиженное выражение.

Приподнимите верхнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу подобие улыбки.

Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

  • Комплекс дыхательной гимнастики:

Педагогу необходимо постоянно давать учащимся специальные упражнения, постепенно увеличивающие продолжительность дыхания (пение более длинных фраз на одном дыхании).

Работа над дыханием – один из наиболее сложных и кропотливых моментов вокальной работы.

Для выработки правильного дыхания необходимо неукоснительно соблюдать требования певческой установки, ибо напряжённое состояние тела неизбежно вызывает напряжение всего голосового аппарата.      

Следует постепенно вырабатывать элементы мышечных ощущений, ощущение расширяющихся нижних рёбер и сохранения состояния вдоха.            

Широко расправленные плечи, спокойный, медленный вдох при остающихся в покое плечах, без шума, с мягко сомкнутыми губами – условия правильного дыхания.                            

  • Упражнения:
  • «Нюхаем красивый цветок». Взять носовой глубокий вдох и произнести звук закрытым ртом, зубы разомкнуты.
  • «Обожгли палец» дуем на него. Короткие вдох и выдох.
  • «Собачка». Высунуть язык, как собачка и дышать быстро. При этом следим за работой живота.
  • «Пчёлы». Взять дыхание, задержать, воспроизвести звук закрытым ртом - цепное дыхание, как будто вы пчёлы. Если я увижу, что вы взяли дыхание, значит, я увидела пчелу.

  • Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: раз-два-три-четыре-пять…При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.
  • Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.
  • Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.
  • Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный контроль ученика за сохранением положения вдоха во время пения.
  • Для выработки навыка цепного дыхания, прежде всего, нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. Упражнение, построенное на нисходящей и восходящей гамме с большими длительностями, без пауз. Упражнение исполняется несколько раз в разных тональностях в пределах рабочего диапазона  на какие-либо слоги.

  • Вокальные упражнения.

            Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.  Применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.

  • Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передачи художественного образа песни, содержания хорового произведения.

Вокальные упражнения способствуют созданию координации слуха с голосом; развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе; формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса; выработке  правильного произношения гласных и согласных звуков; воспитанию художественной выразительности исполнения.

  • При выборе упражнений необходимо учитывать состояние и уровень развития голоса ученика. Первые упражнения следует петь с закрытым ртом (при разжатых зубах), затем идет распевание гласных букв, слогов, слов.
  • Постепенно музыкальные фразы упражнений становятся длиннее. Все упражнения поются сначала в медленном темпе, который можно ускорить лишь тогда, когда будут достигнуты лёгкость звука, чистота интонации и чёткость произнесения гласных и согласных.
  • При пении упражнений необходимо добиваться правильного формирования и правильной окраски гласных, чёткого произнесения согласных. Комплексное использование упражнений экономит дорогое время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально-хоровой звучности.
  • Материал для хоровых упражнений можно разделить          
         на основные категории.

К    1-ой  относятся  те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего исполняются в начале занятия в качестве распевания.

2-я категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена  на преодоление в нём вполне определённой трудности.

  • Показы:  а)  Стабильной группы упражнений;

                                              б) периодически обновляющейся группы, в    

                                               которую  включают новые упражнения в

                                               зависимости от  учебных задач.

Разучивание и впевание упражнений.

Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.

  • Соблюдать последовательность заданий при построении вокальных    упражнений:

Сначала  упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны.                                                                                                                      

Затем на двух звуках, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять.                                                                                                    

Следующий этап – тетрахорды как подготовка к скачкам.                          

Затем постепенно расширяющие скачки с последующим поступенным заполнением.                                                                                                        

Затем арпеджио и гаммы.

  • В младшем хоре основная задача – это выявление головного регистра. В этом возрасте рекомендуется начинать распевание с нот соль-ля первой октавы, чтобы не лишить голос природной лёгкости, звонкости; и все упражнения проводить в небольших диапазонах.

В более старшем возрасте -  от 10 до 14 – вся вокальная работа предусматривает развитие как головного регистра, так и грудного, поэтому в зависимости от поставленных задач выбираются и  вокальные упражнения.

  • Интонационно- фонетические упражнения.

                           Упражнения проводятся по системе   В. Емельянова.

                           (Методическое пособие «Развитие голоса» 2000г.).      

  • Слайды с упражнениями. «Брондозаврик»  и т.д.
  • Работа над гласными.

       Специфика произношения гласных в пении заключается в их  единой округлой манере формирования. Степень яркости гласного звука зависит от построения музыкальной фразы.

  • Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – и, э, а,  о, у, ы,  четыре сложные – я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ). При пении сложных гласных первый звук – й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго.
  • Гласные «Таблица»
  • Певческая артикуляция и тип гласного.

Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией. Привить певцам хора единую манеру артикуляции в целях достижения хорошей дикции.                                                                                                        

  •             Лучшие качества голоса проявляются при пении в близкой вокальной позиции (это субъективное ощущение певца акустической точки звука внутреннего основания передних верхних зубов, где певческий звук собирается как в фокусе), которая характеризует правильное звукообразование. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению данной позиции,

                          Работа над согласными.

       Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие в себе различные комбинации гласных с согласными

  • Глухие согласные на конце слов должны произноситься подчёркнуто твёрдо. Если глухому согласному на конце слова предшествует долгий звук, то возникает проблема произнесения последнего согласного всеми певцами одновременно. Это может быть обеспечено мысленным повторением предыдущего тянущегося гласного перед снятием звука.

  • Гласные в сочетании с сонорными звуками (м, н, л, р) легче округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук.

При гнусавости целесообразно применять гласные а, э, и  в сочетании с губными согласными.

  • При глубоком звучании голоса используются гласные и, е, приближающие вокальную позицию, в сочетании с переднеязычными или зубными согласными.

Крикливый и открытый звук устраняется при пении гласных у, о  в сочетании с сонорными м, л,  а горловой призвук – при помощи гласных о, у  в сочетании с глухими согласными.    

  • Свистящие согласные с, ш необходимо смягчать и предельно укорачивать.                

Согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым, создавая условия для максимального распевания гласных.

  • Для соединения и разделения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т, б-п, в-ф и др.), то при медленном темпе их нужно подчёркнуто разделять. При быстром темпе, когда подобные звуки приходятся на мелкие ритмические доли, их нужно подчёркнуто соединять.
  • Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются.

  • Звуки ж, ш  перед мягкими согласными произносятся твёрдо: прежний, вешний.

Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо, как «са» и «с».

В ряде слов сочетания «чн», «чт» произносятся как «шн», «шт»: (ш)то, ску(ш)но, конно(ш)но

  • Зубные гласные д, з, с, т  перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, казьнь, песьня и т. д.

Звук н  перед мягкими согласными произносится мягко: страньник

  • В сочетании «стн», «здн» согласные т, д  не произносятся:  гру(сн)о, по(зн)о.

Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое  ш : бе (шш)умно, а на стыке двух слов – как написано: произнёс шёпотом.

Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому щ : (щщ) астье, изво(щщ)ик.

Сонорный р  в большинстве случаев произносится утрированно.

  • Дикция в хоровом пении.

     Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Чёткое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения. Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. В процессе занятий с хором  можно использовать разные формы работы над дикцией:

  • Формы работы над дикцией:                              

                              а) работа над произношением слов непосредственно

                                   разучиваемого произведения;

                              б) специальные занятия по дикции;

  •                               в) исполнение небольших упражнений перед началом пения,

                                  включаемых в распевание.

          Условием ясности дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль. Необходим контроль со стороны самих хористов за одномоментной сменой фонем при соблюдении точного ритма исполняемого произведения.

  • Совет А.В.Свешникова:

Несколько раз широко зевнуть перед тем. Как начинать петь, но не петь на зевке. Предшествующий атаке звука зевок снимает мышечные зажимы голосового аппарата, служит моментом отдыха, активизирует мягкое нёбо, что является пусковым моментом для активной работы всего голосообразующего комплекса.

  • Сольное пение.

Индивидуальная вокальная работа даёт возможность увеличить время занятия с каждым учеником.

  • В среднем каждое занятие по сольному пению длится 30 минут (в зависимости от физического состояния учащегося можно заниматься меньше), а со старшими больше 30 минут.
  • В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развиваются звуковысотный слух, чистота интонации, чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно, выразительно исполняются музыкальные произведения, осваиваются хоровые и ансамблевые партии, представляющие определённые вокальные трудности.
  • Фо-то солистов «Соловушек»
  • Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности  

                                         исполнения:

  • Представление  «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух.
  • Вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласный  у  с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки.

Вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.

  • Выработка активного piano как основы воспитания детского голоса.
  • При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего.
  • Расширение ноздрей при вдохе (а лучше – до вдоха) и сохранение их в таком положении при пении, что обеспечивает полноценное включение всех резонаторов.

Целенаправленное управление дыхательными движениями.

Произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание.

Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона.

Проговаривание слов песен на распев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса.

  • Речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приёмом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения.

 Нахождение главного по смыслу слова во фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания.

Вариативность заданий при повторении упражнений и заучивание песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.д.

  •            «Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать, пользуясь голосом»

                                                                                           П.Ф. Този

  •              «… учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими способами его снова не приведёшь в хорошее состояние»

                                                                                           А.Ф. Ламперти      

  •               « овладение интонацией, интервалами и прочее зависит от того, насколько ясно ученик может себе представить то, что ему нужно петь».

                                                                                              М. Гарсиа.

  • Метод сравнительного анализа.

       При помощи метода сравнительного анализа дети учатся не только слушать различных певцов, но и оценивать собственное исполнение. Что формирует навык самоконтроля, столь необходимый для успешного обучения.

  • Учитель демонстрирует два образца одного и того же звука или фрагмента мелодии, просит детей сравнить их и сказать, какой им больше понравился.
  • Можно использовать при оценке и анализе пения других учеников или обсуждение различных записей.
  • Использовать запись учащихся на магнитофон для их прослушивания и сравнительного анализа.
  • Метод мысленного пения.
  • активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания.
  • учит внутренней сосредоточенности, 
  • предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки,
  • развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения.

       И.П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки.

  • Список  литературы для педагога:

Методическое пособие «Развитие голоса» В.Емельянов.    2000г.

«Настольная книга школьного учителя-музыканта»

        Ю.Б. Алиев    2000г.

Учебное пособие «Теория и практика работы с детским хором»

                   Г.П.Стулова.   2002г.                                                                                                        

           Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос».

«Школьный хор»                                                                                                                          

         Г. Струве. Издательство «Просвешение» 1981г.

     5. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности».В.М. Подуровский. Н.В. Суслова.        2001г.

     6. Методический сборник «Роль творчества в становлении личности».

        Л.Н.Апарина.   1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе

Из опыта работы: как организовать работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Общие направления....

Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»

Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в  МБ...

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и детской школы искусств

Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является   наиболее удачным периодом для развития творческих способностей.  В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительно...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

Возможности деятельностно-ценностной задачи для повышения эффективности профориентационной работы в общеобразовательной школе

В данной статье мы попытаемся раскрыть новые пути решения проблемы профориентации в современной общеобразовательной школе.  В статье представлен цикл авторских деятельностно-ценностных задач &laq...