Урок музыки в 1 классе "Такие разные марши" с применением здоровьесберегающих технологий.
план-конспект урока по музыке по теме
Познакомить с жанром « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки "Такие разные марши" с применением здоровьесберегающих технологий. | 78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.
Тема: Такие разные марши.
Цель: Познакомить с жанром « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей.
Задачи:
Образовательные:
1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности разных видов маршей.
2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.
3.Введение музыкального понятия «Ритм».
Развивающие:
1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.
2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Введение музыкального термина «Ритм».
- Прослушивание и анализ музыкальных произведений.
- Музыкальная игра «парад».
- Знакомство с новым музыкальным материалом.
- Исполнение детского шумового оркестра. Ритмотерапия.
- Вокально-хоровая работа.
- Итог урока. (Рефлексия).
Музыкальный и художественный материал:
- Портрет композитора П.И. Чайковского.
- П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
- Г. Свиридов «Гусарский марш».
- Марш «Триумф победы» в исп. Духового Оркестра МВМУ.
- В. Шаинский «Вместе весело шагать».
- С. Чернецкий «Встречный марш».
- И. Дунаевский «Спортивный марш».
- Картинки с изображением военного, спортивного и кукольного парада.
- Разноцветные полоски для схемы марша (синие, жёлтые).
- Таблица настроений со словами: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно, празднично, ярко, легко, звонко, весело, забавно.
- Детские самодельные шумовые инструменты.
Оборудование и средства обучения:
-Учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 1 класс.
-Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат |
Организационный момент: Вход в класс под муз. Марш «Триумф победы» в исп. Духового оркестра МВМУ. Музыкальное приветствие «Добрый день» (пальчиковая игра с пением в диапазоне квинты): Встало солнце рано-рано- Блещут волны океана- Просыпается пшеница и звенят задорно птицы- «Эй, ребята, первоклашки! Добрый день!»- Психологический настрой: Прозвенел звонок для нас, – Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе –музыка. Актуализация знаний: Вступительная беседа: -Удобно ли маршировать под эту музыку? -Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный). - Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?
| Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются Добрый день! (поднимают руки вверх). Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе). (Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз). Добрый день! (вытягивают руки вперёд). Подготовка учащихся к работе. Слушание и определение жанра «марш». Делают вывод, что звучали марши, но они были разные | Снятие психофизического напряжения. Настрой на урок Самостоятельное определение маршей. Формулируют тему урока. |
Здоровьесберегающие технологии: Артикуляционная гимнастика: Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так). Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”); Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”); “Болтушка” (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу). Дыхательная гимнастика:
Гимнастика для глаз: Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо. Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Логоритмическое упражнение: «Солдатики» (связать движения рук с проговариванием текста). Вот солдатики стоят- Начинается парад- Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем мы шагать- | Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения. Укрепляют дыхательные мышцы тренируют артикуляционный аппарат. (Легко ударяют себя руками по бокам). (Лёгкие удары по плечам). (Ритмичные хлопки). (Ходьба на месте). | Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз. |
Введение музыкального термина «Ритм»: -Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм I i I i I i I i. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. Прослушивание и анализ музыкальных произведений: 1. Марш «Триумф победы» в исп. Духового Оркестра МВМУ. -Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками. А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с изображением марширующих солдат на параде). 2.«Спортивный марш». -В спортивной жизни все в движенье –
Победы без него не будет, -Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с марширующими спортсменами). Какой из прослушанных маршей легче по звучанию? | Знакомятся с понятием «Ритм». Слушают, определяют ритм, характер произведений, делают выводы. | Чётко прохлопывают ритм марша (чередование сильной и слабой доли). Правильное определение маршей по характеру и ритмическому рисунку |
Музыкальная игра «Парад» под музыку Г. Свиридова «Гусарский марш». -А что у всех маршей общее? -Какой инструмент вы бы взяли на парад, чтобы отстукивать ритм? | Играют в игру по рядам: 1 ряд-барабанщики (имитируют игру на барабане). 2 ряд-солдаты (маршируют). 3 ряд-дирижёры (взмахи руками показывают сильные и слабые доли). | Узнают, что у всех маршей чёткий ритм, энергичный характер, бодрая музыка. Научатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности. |
Знакомство с новым музыкальным материалом: 1. Угадайте какой марш прозвучит сейчас? (Звучит «Встречный марш» С. Чернецкого). -Какая по жанру музыка сейчас прозвучала? (марш). -Как вы узнали, что это марш? (под музыку можно шагать). -Какой характер у этого марша? (военный, торжественный, громкий). -Где мог звучать такой марш? (на параде). -Кто мог шагать под эту музыку? (военные). Показ картинки марширующих военных на параде. 2 -А теперь слушаем следующий марш. (Звучит «Марш деревянных солдатиков» муз. П.И. Чайковского). -Одинаковы ли марши по характеру? Звучанию? - Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки (звонкий, весёлый, смешной,игрушечный). -Посмотрите на рисунок (изображён кукольный парад с марширующими деревянными солдатиками). Соответствует ли рисунок звучанию этого марша? -Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нём участвуют игрушечные солдатики. Звуки игрушечного марша легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. Вот и музыка называется «Марш деревянных солдатиков». (Повторите хором название этого произведения). Музыку этого марша написал композитор П. И. Чайковский (демонстрация портрета композитора). | Слушают и определяют характер маршей, их вид, инструменты, которые их исполняют, делают сравнительный анализ. Знакомство с портретом композитора П. И. Чайковского. | Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в разновидностях маршей, запоминают портрет и музыку П. И. Чайковского |
Исполнение детского шумового оркестра: под муз. П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Ритмотерапия: -Попробуем сначала прохлопать ладошками ритм «Марша деревянных солдатиков», а чтобы вам было легче это сделать, запомните слова: -В детском мы альбоме У игрушек в доме Звонкий марш нас радостно встречал. В киверах, в перчатках Скачем на лошадках К куклам в гости на прекрасный бал. -Ваши шумовые инструменты помогут вам показать сильную долю в музыке марша. | Исполняют задание под руководством учителя, проговаривают текст, прохлопывают ритм, подключают исполнение на шумовых инструментах. | Чётко слышат и показывают сильную долю в музыке марша |
Вокально- хоровая работа: 1 Фонопедический метод развитие голоса по системе С.В. Емельянова. - Упражнение «Прогулка». -Упражнение «Барабан». 2 Исполнение песни «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского. | Упражняются в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Исполняют знакомую песню лёгким звуком, бодро, задорно. Маршируют под пение в припеве. | Владение вокально-хоровыми навыками |
Рефлексия: -Под какую музыку вы шагали? (под марш). -Какие марши сегодня звучали на уроке? (Военный, парадный, спортивный, кукольный). -Как называется кукольный марш?(«Марш деревянных солдатиков»). -Кто сочинил «Марш деревянных солдатиков»? (П. Чайковский). -Вы узнали, что в музыке бывают сильные доли и слабые. Как называется их чередование? (ритм). -А что общего между такими разными маршами? (чёткий ритм, бодрый, радостный, уверенный, праздничный характер). | Отвечают на вопросы, делают вывод. | Закрепление пройденного материала |
Выход из класса: -Урок закончен. Всем спасибо. (звучит «Гусарский марш» муз. Г Свиридова). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий
Урок информатики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий по требованиям ФГОС...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Урок музыки с применением здоровьесберегающих технологий в 3 классе.
Тема урока: День полный событий. Музыкальные жанры.Тип урока: обобщающийЦель: обобщить полученные детьми на прошлых уроках знания о музыкальных жанрах.Задачи:Создать ситуацию успеха для развития ...
Урок литературы в 5 классе с применением здоровьесберегающей технологии "Тема здоровья в русском фольклоре
Методичекая разработка урока литературы с использованием здоровьесберегающей технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Содержание теоретического и практиче...
Применение здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе на уроке музыки.
Научная статья Герценовские хоровые ассамблеи 2021 г....