Главные вкладки

    Урок музыки в 1 классе "Такие разные марши" с применением здоровьесберегающих технологий.
    план-конспект урока по музыке по теме

    Макарова Татьяна Геннадьевна

    Познакомить с  жанром  « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения  эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.

    Тема: Такие разные марши.

    Цель: Познакомить с  жанром  « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения  эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей.

    Задачи:  

    Образовательные:

    1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности  разных видов маршей.

    2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.

    3.Введение музыкального понятия «Ритм».

    Развивающие:

    1.Развитие навыков слушания и  анализа музыкального произведения.

    2.Развитие  музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.

    Воспитательные:

    1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний учащихся.
    3. Здоровьесберегающие технологии.
    4.  Введение музыкального термина «Ритм».
    5. Прослушивание и анализ музыкальных произведений.
    6. Музыкальная игра «парад».
    7. Знакомство с новым музыкальным материалом.
    8. Исполнение детского шумового оркестра. Ритмотерапия.
    9. Вокально-хоровая работа.
    10. Итог урока. (Рефлексия).

    Музыкальный  и художественный материал:

    1. Портрет композитора П.И. Чайковского.
    2. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
    3. Г. Свиридов «Гусарский марш».  
    4. Марш «Триумф победы»  в исп. Духового Оркестра МВМУ.
    5. В. Шаинский «Вместе весело шагать».
    6. С. Чернецкий «Встречный марш».
    7. И. Дунаевский «Спортивный марш».
    8. Картинки с изображением военного, спортивного и кукольного парада.
    9. Разноцветные полоски для схемы марша (синие, жёлтые).
    10. Таблица настроений со словами: гордо,  уверенно,  твёрдо,  мужественно,  празднично, ярко, легко, звонко, весело, забавно.
    11. Детские самодельные шумовые инструменты.

    Оборудование и средства обучения:

    -Учебник  Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 1 класс.

    -Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.

                                                                         Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Прогнозируемый результат

    Организационный момент:

    Вход в класс под муз. Марш «Триумф победы» в исп. Духового оркестра МВМУ.

    Музыкальное приветствие «Добрый день» (пальчиковая игра с пением в диапазоне квинты):

    Встало солнце рано-рано-

    Блещут волны океана-

    Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-

    «Эй, ребята, первоклашки! Добрый день!»-

    Психологический настрой:

    Прозвенел звонок для нас,
    Все вошли мы дружно в класс,
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво,
    Тихо сели, спинки прямо.
    Все с улыбочкой вздохнем,
    И скорей урок начнем.

    – Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе –музыка.

    Актуализация знаний:

    Вступительная беседа:
    – Под какую музыку вы вошли в класс?

    -Удобно ли маршировать под эту музыку?

    -Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный).

    - Все ли они звучали  с одинаковым ритмом, настроением, характером?


    Проблемная ситуация: определение темы урока

    Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются

    Добрый день! (поднимают руки вверх).

    Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).

    (Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).

    Добрый день! (вытягивают руки вперёд).

    Подготовка учащихся к работе.

    Слушание и определение жанра «марш».

    Делают вывод, что звучали марши, но они были разные

    Снятие психофизического напряжения.

    Настрой на урок

    Самостоятельное определение маршей.

    Формулируют тему урока.

    Здоровьесберегающие технологии:

    Артикуляционная гимнастика:
    Упр. № 1 “Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);

    Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).

    Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);

    Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);

    “Болтушка” (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).

    Дыхательная гимнастика:

    Упр.№ 1. «Дышу и считаю». Медленный  вдох по руке учителя и короткий  выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.


    Упр. № 2. «Игра в мяч». Повернуться друг к другу стоя у своих стульев и представить игру в мяч. Вдохнуть воздух и задержать дыхание- кинуть воображаемый мяч , на выдохе поймать мяч.

    Гимнастика для глаз:

    Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо.

    Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

    Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

    Логоритмическое упражнение:

    «Солдатики»  (связать движения рук с проговариванием текста).

    Вот солдатики стоят-

    Начинается парад-

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Начинаем мы шагать-

    Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.

    Укрепляют дыхательные мышцы  тренируют артикуляционный аппарат.

    (Легко ударяют себя руками по бокам).

    (Лёгкие удары по плечам).

    (Ритмичные хлопки).

    (Ходьба на месте).

    Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

    Введение музыкального термина «Ритм»:

    -Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм  I i I i I i I i. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.

    Прослушивание и анализ музыкальных произведений:

    1.        Марш «Триумф победы»  в исп. Духового Оркестра МВМУ.

    -Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками.  А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки  с изображением марширующих солдат на параде).

    2.«Спортивный марш».

    -В спортивной жизни все в движенье –


    Большое мощное сраженье.
    Марш вхож в любое состязанье,
    Ведь в нем есть дух соревнованья.

    Победы без него не будет,
    Спортивный марш так любят люди!

    -Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки.  (Показ картинки с марширующими спортсменами).

    Какой из прослушанных маршей  легче по звучанию?

    Знакомятся с понятием «Ритм».

    Слушают, определяют ритм, характер произведений, делают выводы.

    Чётко прохлопывают ритм марша (чередование сильной и слабой доли).

    Правильное определение маршей по характеру и ритмическому рисунку

    Музыкальная игра «Парад» под музыку

    Г. Свиридова «Гусарский марш».

    -А что у всех маршей общее?

    -Какой инструмент вы бы взяли на парад, чтобы отстукивать ритм?  

    Играют в игру по рядам:

    1 ряд-барабанщики (имитируют игру на барабане).

    2 ряд-солдаты (маршируют).

    3 ряд-дирижёры (взмахи руками показывают сильные и слабые доли).

    Узнают, что у всех маршей чёткий ритм, энергичный характер, бодрая музыка.

    Научатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.

    Знакомство с новым музыкальным материалом:

    1. Угадайте какой марш прозвучит сейчас?

    (Звучит «Встречный марш» С.  Чернецкого).

    -Какая по жанру музыка сейчас прозвучала? (марш).

    -Как вы узнали, что это марш? (под музыку можно шагать).

    -Какой характер у этого марша? (военный, торжественный, громкий).

    -Где мог звучать такой марш? (на параде).

    -Кто мог шагать под эту музыку? (военные). Показ картинки марширующих военных на параде.

    2 -А теперь слушаем следующий марш.

    (Звучит  «Марш деревянных солдатиков» муз. П.И. Чайковского).

    -Одинаковы ли марши по характеру? Звучанию?

    - Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки (звонкий,

    весёлый, смешной,игрушечный).

    -Посмотрите на рисунок (изображён кукольный парад с марширующими деревянными солдатиками). Соответствует ли рисунок звучанию этого марша?

    -Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нём участвуют игрушечные солдатики. Звуки игрушечного марша  легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. Вот и музыка называется «Марш деревянных солдатиков». (Повторите хором название этого произведения). Музыку этого марша написал композитор П. И. Чайковский (демонстрация портрета композитора).

    Слушают и определяют характер маршей, их вид, инструменты, которые их исполняют, делают сравнительный анализ. Знакомство с портретом композитора П. И. Чайковского.

    Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в разновидностях маршей, запоминают портрет и музыку П. И. Чайковского

    Исполнение детского шумового оркестра:

     под муз. П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

    Ритмотерапия:

    -Попробуем сначала прохлопать ладошками ритм  «Марша деревянных солдатиков», а чтобы вам было легче это сделать, запомните слова:

    -В детском мы альбоме

    У игрушек в доме

    Звонкий марш нас радостно встречал.

    В киверах, в перчатках

    Скачем на лошадках

    К куклам в гости на прекрасный бал.

    -Ваши шумовые инструменты помогут вам показать сильную долю в музыке марша.

    Исполняют задание под руководством учителя, проговаривают текст, прохлопывают ритм, подключают исполнение на шумовых инструментах.

    Чётко слышат и показывают сильную долю в музыке марша

    Вокально- хоровая работа:

    1 Фонопедический метод развитие голоса по системе С.В. Емельянова.

    - Упражнение «Прогулка».

    -Упражнение «Барабан».



    2 Исполнение песни «Вместе весело шагать»  муз. В.Шаинского.

    Упражняются в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

    Исполняют знакомую песню лёгким звуком, бодро, задорно. Маршируют под пение в припеве.

    Владение вокально-хоровыми навыками

    Рефлексия:

    -Под какую музыку вы шагали? (под марш).

    -Какие марши сегодня звучали на уроке? (Военный, парадный, спортивный, кукольный).

    -Как называется кукольный марш?(«Марш деревянных солдатиков»).

    -Кто сочинил «Марш деревянных солдатиков»? (П. Чайковский).

    -Вы узнали, что в музыке бывают сильные доли и слабые. Как называется их чередование? (ритм).

    -А что общего между такими разными маршами? (чёткий ритм, бодрый, радостный, уверенный, праздничный  характер).

    Отвечают на вопросы, делают вывод.

    Закрепление пройденного материала

    Выход из класса:

    -Урок закончен. Всем спасибо. (звучит «Гусарский марш» муз. Г Свиридова).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок информатики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий

    Урок информатики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий по требованиям ФГОС...

    Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)

    Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

    Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

    Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек.

    В современном мире необходимо применять здоровьесберегающие технологии на уроках в школе....

    Урок музыки с применением здоровьесберегающих технологий в 3 классе.

    Тема урока: День полный событий. Музыкальные жанры.Тип урока: обобщающийЦель: обобщить полученные детьми на прошлых уроках знания о музыкальных жанрах.Задачи:Создать ситуацию успеха для развития ...

    "Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек." 2020г.

    quot;Практическое применение  здоровьесберегающих  технологий на уроках  технологии у девочек." 2020г....