конспект урока "Квартетная музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Дмитриченко Елена Сергеевна

5  класс, "Квартетная  музыка" (с  использованием  басни  И.А.  Крылова « Квартет»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_kvartetnaya_muzyka.doc78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1

рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края

Квартетная  музыка

(с  использованием  басни  И.А.  Крылова « Квартет»)

5  класс

Учитель: Дмитриченко Елена  Сергеевна, учитель  музыки


Задачи  урока:

1.формирование у  учащихся  понятие  квартета (разновидности  квартета, особенности звучания квартетной музыки); продолжить знакомство учащихся с произведениями  литературы, где  музыка  является  одним  из действующих  лиц;

2.развитие исследовательских навыков и творческих способностей  у учащихся;

3.воспитание любви к музыке, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в  жизни и искусстве.

Оборудование:

  1. музыкальные инструменты (4 балалайки, фортепиано, шумовые  предметы);
  2. мультимедийное  оборудование;
  3. карточки для  выполнения  домашней  работы.

Оформление  класса:  слова  Шумана,  определение  басни (выполняет  учащийся),  определение квартета (выполняет учащийся), определение  ноктюрна.

В  качестве основы урока используется мультимедийная  презентация.

Музыкальный  материал урока:

  1. В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле» (в исполнении эстрадного оркестра Золотого Света);
  2. «Фантазия» (ре минор) В.А.Моцарта (фрагмент);
  3. басня «Квартет»  И.Крылова с тремя фрагментами «хаотической» квартетной музыки;
  4. второй квартет А.П.Бородина (фрагмент 3-й части );
  5. фрагмент  русской  народной  песни «Калинка-малинка»;
  6. песня «Наш  сосед» слова и музыка Б.Потемкина.

Домашнее  задание  к  уроку.

  1. Группа  учащихся  «Почемучки» (3  человека) в  течение  недели выполняют  мини-исследования  на  темы:
  1. «Басня  как  литературный  жанр»;
  2.  «Крылов -  великий  русский  баснописец»;
  3.  «Квартет  как  музыкальное  произведение».
  1. Группа учащихся  «Фантазёры» (4  человека)  в  течение двух  недель выполняют  творческие  мультимедийные  работы  к  произведению А.П.  Бородина «Второй квартет (фрагмент третей части - «Ноктюрн»).  Задание:  подобрать иллюстрации к данному музыкальному  произведению (картины природы), оформить на слайдах, устно объяснить свой  выбор.

Ход  урока.

На  экране -   2 СЛАЙД  (нет  изображения)

  Вход   учащихся  под музыку В.А.Моцарта «Турецкий марш» в исполнении эстрадного оркестра Золотого Света.

- Вам понравилась музыка,  под  которую  вы  заходили в  класс?

- Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

- Все  вы  правы. Давайте  ещё  раз  вспомним  слова Шумана: «Каждая нота в музыке – чистое золото, каждая часть её – это клад...» (слова  на  доске)

- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о произведениях  литературы, где  музыка  является  одним  из действующих  лиц. Мы  уже  говорили  с  вами  о  том,  что писателями и поэтами написано много замечательных произведений, в которых рассказывается о музыке,  где  звучит  музыка,  где  герои  поют.  Вот, например,  сказки.

- Давайте вспомним те сказки, герои которых поют.

-Давайте  вспомним  и  о  рассказах, например,  о  рассказах  Константина  Георгиевича Паустовского.

Учащиеся  отвечают  на  вопросы  мини-теста,  выбирают  один  из  трёх  данных  вариантов.

СЛАЙДЫ №3 -6 (Портрет  Паустовского,  портреты  композиторов  и  тестовые  задания)

  • Кто  из  композиторов  написал  музыку,  звучащую в   рассказе Паустовского «Струна»?

- Глинка

- Чайковский  (гиперссылка-портрет Чайковского)

- Прокофьев

  • Чья музыка звучит в рассказе «Корзина с еловыми шишками»?

- Чайковского

- Грига (гиперссылка-  портрет  Грига)

- Моцарта

СЛАЙД  №7 (портрет  Паустовского, название  рассказа «Старый  повар»)

  - В рассказе «Старый повар» звучит  чудесная   музыка…

 / Слушание фрагмента из произведения «Фантазия» Моцарта /

- «Незнакомец перестал играть. Он сидел, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав…имя. Имя!». Незнакомец ответил – «Меня зовут…»

СЛАЙД №8 (портрет  В.А.  Моцарта)

- Паустовский в своём рассказе показал нам, что может музыка принести человеку утешение в трудную минуту, подарить  ему  чудесные  минуты  счастливых  воспоминаний  о  прошлом.

СЛАЙД  № 9 (нет  изображения)

Проблемная  ситуация.

- Некоторые  люди считают,  что  музыкальные  способности  есть  у  каждого  человека.  Вы  хотите    это  проверить?

Учитель  вызывает  к  доске  4  ученика,  даёт  им  в  руки  инструменты (2  баяна,  2  балалайки)

 -Сейчас  я  хлопну  три  раза  в  ладоши,  и вы  начинаете  играть  знакомую  вам  песню,  например,  «Калинку». А  одноклассники  вам  подпоют.  Вот  увидите,  у  вас  всё  получится  замечательно!

Ученики  пробуют  играть.  Ничего  не  получается.

-  Как  же  так,  ведь  здесь  всего  три  струны,  чего  тут  не  играть-то?  …А  может,  вы  неправильно  сидите?  

Учитель  пересаживает  «музыкантов».  Они  снова  пробуют  играть,  класс  подпевает.  Снова  все  приходят  к  выводу,  что  музыки  не  получилось.

Тогда  учитель  пробует  перевернуть  инструменты  в  руках  «музыкантов».  Снова  не  получается.

-  И  всё-таки  не  получается  ничего…в  чём  же  дело?  

- Вы  меня  убедили,  я  с вами  соглашусь.  Тем  более, что  совсем  недавно  я  услышала  одну  очень  замечательную  историю. Я  хочу  её  послушать  ещё  раз,  приглашаю  вас  сделать это  со  мной.

Гиперссылка с  9  СЛАЙДА

/ Слушание «Квартета» - басни И.Крылова с тремя фрагментами «хаотической» квартетной музыки /

- Какая музыка получилась у четырёх музыкантов?

- Вам нравится такая  музыка?

- Почему?

-Чему  нас  учит рассказ  об  этих  четырёх  музыкантах?  

- «Музыка» во время звучания этого  рассказа представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. «Кто во что горазд» - вот «стиль» этой «музыки».

- А как  вы  думаете,  что  это  за литературное  произведение  для  вас  прозвучало?

- Как  видите,  музыка  звучит не только в рассказах и сказках, но  и в баснях.

- Давайте  теперь  подробнее вспомним  о  том, что такое басня?

Ученик, выполнявший домашнее мини-исследование, рассказывает  о  басне.  

- А  может  быть,  кто-нибудь  назовёт  автора?  

- Действительно,  автором  этой  басни  является  великий  русский  баснописец  Иван  Андреевич  Крылов.

СЛАЙД  № 10 (портрет  Крылова)

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Ученик, выполнявший домашнее мини-исследование, рассказывает  об  И.А.  Крылове.

СЛАЙД  № 11(музыкально-математическое  уравнение)

- Название  у  басни, которую  мы  вместе  послушали, мне  кажется,  очень  простое. Но  всё-таки,  чтобы  узнать  его  точно,  решите  музыкально-математическое  уравнение.

ТРИО – СОЛО + ДУЭТ  =  ?  

-  Получилось название ещё одной басни Крылова «Квартет».

  -Итак,  тема  сегодняшнего  урока -  «Квартетная  музыка»

- Что такое квартет?

- Но давайте  узнаем более точное значение слова «квартет».

 Ученик, выполнявший домашнее мини-исследование, рассказывает  о   квартете.

- Вы  поняли,  что  такое  квартет?

- А  вот  сейчас я  попробую  вас  проверить.   Назовите  номер  лишнего  свитка  с  названиями  инструментов

СЛАЙД №12 (тестовое  задание)

- На  каких  музыкальных  инструментах  играли  герои  басни?

СЛАЙД №13-15 (названия  инструментов,  иллюстрация, краткое  описание) 

Учитель  на  основе слайдов рассказывает  об  этих  инструментах.

-   Почему виолончель Крылов называет «басом»? Что такое бас?

- Виолончель – самый низкий по звучанию инструмент в квартете.  

- С помощью чего извлекают звук из скрипки, альта и виолончели?

- А как вы думаете, к какому семейству они относятся по типу извлечения звука?                                                    

СЛАЙД №16 (гиперссылка  на  презентации  учеников)

- А теперь пришло время послушать настоящую квартетную музыку в исполнении профессиональных  музыкантов.

- Послушайте  ….   и  полюбуйтесь  картинами  родной  природы…

/ Слушание – Второй квартет А. Бородина (фрагмент 3-й части ) /

- Вот так должен звучать настоящий квартет: гармонично, слаженно.

- А ведь здесь  тоже  прозвучали альт, 2 скрипки и виолончель. Получается, что если музыкальные  инструменты  находятся  в  руках  настоящих музыкантов, то звучит  самая разнообразная красивая музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная - звучит красиво, выразительно, увлекательно.

- Мы с вами прослушали   3  часть  «Квартета», которая называется «Ноктюрн»

ПЛАКАТИК:

Ноктюрн - / франц., / ночной; инструментальная пьеса лирического характера.

- Страстное и трепетное чувство выражено вдохновеннейшей мелодией, одной из лучших в мировой музыке.

/ Снова  включается  мелодия. /

-Мне  интересно,  почему  именно  такие картины  ребята  подобрали  к  этой  мелодии?

Выступление  двух  групп  учащихся,  готовивших творческие  мультимедийные  работы (дети объясняют  свой  выбор,  свои  впечатления)

-Написал эту красивую музыку  Александр Порфирьевич Бородин

СЛАЙД №17(портрет  Бородина)

- А.П.Бородин – великий русский композитор. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство.

- Квартеты Бородина — выдающееся явление русской музыки. Они отличаются спокойствием, широким размахом.

СЛАЙД  №18 (композиторы)

- Струнные квартеты писали Л.Бетховен, П.И.Чайковский, Д.Д.Шостакович и многие другие композиторы.

СЛАЙД №19 (квартет)

- Квартеты носят иногда имена великих музыкантов.

-Так, один из старейших коллективов в нашей стране – квартет имени Л.Бетховена.

 - Большой известностью пользуются квартет имени А.П.Бородина.

СЛАЙД №20 (квартет имени Бородина)

СЛАЙД №21

- Ленинградский квартет имени Танеева.

СЛАЙД №22

- Совсем  недавно  появился квартет имени С.С.Прокофьева.

- А также бывают и вокальные квартеты.

СЛАЙД №23

-И  всё-таки  я  думаю,  что  творческие  способности  есть  у каждого  человека.   Вы  хотите  прямо  сейчас  создать  музыку.  И  не  просто  музыку, а  квартетную?

-Сначала  разучим  слова  песни «Наш  сосед»,  слова  для  вас-  на  слайде.

Разучивание  песни  «Наш  сосед».

 Затем учитель  делит  класс на  группы. Разучивает  с  каждой  группой  движения:

  1. группа «играет»  разученную  мелодию с  помощью  целлофановых  мешочков (шуршание);
  2. группа «играет»  с  помощью  ручек  и  карандашей (стук);
  3. группа хлопает  по  коленкам  в  такт  мелодии;
  4. группа -  поёт.

- Вам  понравилось  так  исполнять  музыку?

- Мы  продолжим  с  вами  именно  так  изучать  музыкальное  искусство?

- Вы  верите  в  то,  что  вы  можете  стать  музыкантами?

- Спасибо  вам  всем  за  творчество!  Спасибо  за  урок!

- А  для  домашнего  задания  каждый  из  вас  получает  карточку.  Внимательно  прочитайте  задания,  если  будет  непонятно -  подойдёте  на  переменке  и спросите.

- Ещё  раз  спасибо  за  урок!  До  новых  встреч!

Домашнее задание: каждый  учащийся  выполняет  на  карточке  тестовую  работу.

А)  выберите  правильный вариант  ответа (обведите  кружком номер  выбранного  варианта)

  • Сколько инструментов участвует в квартете?

1) 3

2) 4

3) 5

  • Из каких инструментов состоит квартет в басне Крылова?

1) рояль, скрипка, виолончель, бас;

2) скрипка, альт, виолончель, фортепиано;

3) 2 скрипки, альт, виолончель.

  • К какому семейству относятся скрипка, альт и виолончель по типу извлечения звука?

1) струнно-смычковые;

2) клавишные;

3) духовые.

  • С помощью чего извлекают звук из скрипки, альта и виолончели?

1) пальцы;

2) смычок;

             3) палочки.

Б) Напишите  небольшое  рассуждение  на  тему: «Как  связаны  между  собой  музыка  и  литература?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

План-конспект урока музыки в 4 классе по теме "Музыка Украины"

В презентации, используемой на уроке, могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, портреты, цитаты.На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как уч...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....