Музыкальный образ в симфонической музыке
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

данилова-зинаида-фёдоровна

Урок знакомства с новым произведением Л.В.Бетховена - увертюрой "Эгмонт". На примере этого произведения учащиеся знакомятся с сонатной формой, имеют возможность увидеть картины французских романтиков и глубже понять героический характер данного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_obraz_v_simfonicheskoy_muzyke.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ  урока – формирование музыкальной культуры школьников

ЗАДАЧИ:

Учебная – познакомить учащихся с увертюрой Л.В.Бетховена «Эгмонт»,

                  проследить за развитием образа в симфонической музыке,

                  познакомить с первым разделом сонатной формы ЭКСПОЗИЦИЕЙ.

Развивающая – закрепить цепное дыхание,  добиться чёткой дикции

                           ритмического ансамбля, кантелены при исполнении хоровых                          

произведений.

Воспитательная – добиться связи музыки с жизнью,  глубины в понимании

и осмыслении героических поступков ради людей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Использование системы мультимедиа:

-портрет Л.В.Бетховена

-слайды с картинами художников:

Э.Делакруа –«Греция на развалинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»:

Ф.Гойя – «Расстрел коммунаров»;

-диски с записями – Этюд №12 -Ф.Шопен, Л.Бетховен-увертюра «Эгмонт», А.Новиков «Дороги», Т.Мухамедшина «Дарите музыку»;

-карточки для выполнения индивидуальных  заданий;

-папки с дидактическим материалом для 6-х классов;

-тетради-учебники.

Музыкальный образ в симфонической музыке.

Слайд №1 - портрет Л.В.Бетховена, тема урока.

                                 

                               I. Экспозиция:

1.Приветствие - «Доброе утро»Д.Кабалевский

Слово учителя:

-Слушая музыку, каждый урок, мы открываем для себя в ней что-то новое, стараемся почувствовать и понять, о чём она говорит, какую идею, замысел воплотил композитор. Как мы называем это в музыке? Что мы стараемся понять? (Музыкальный образ).

           

                                     

2.Литературный эпиграф  - СЛАЙД №2

-Прочитаем слова Н.А.Римского-Корсакова  о том, как рождается образ .                     

                         

               II.  Подготовка проблемы

                   

-Прослушайте небольшой  музыкальное произведение, и  скажите,  как звучит, какие ассоциации  вызывала эта музыка?

2.Музыкальный эпиграф:  звучит этюд №12 Ф.Шопена

-Как  прозвучало произведение? (гордо, энергично, словно волны в океане бушуют).

 Это был известный этюд Ф.Шопена  №12 под названием «Революционный»

Видите, насколько близко вы почувствовали этот образ.

                     

                 III. Постановка проблемы.

- От чего зависит характер музыкального образа?      

- Приведите примеры.

  1. ЗАДАНИЕ: установить соответствие, чтобы содержание под цифрой

соответствовало содержанию под буквой.(стр. 14, задание№4)

содержание

характер

1.И.С.Бах - Шутка

а)драматический

2.Ф.Шуберт – Лесной царь

б)просветлённый

3.Э.Григ - Утро

в)танцевальный, грациозный

4.М.Глинка – ария Сусанина

г)эпический

5. П.И.Чайковский – симфония №6

д)мужественный

1-            2-            3-             4-             5-    

Выполнил:

Проверить  устно, ребята сами исправляют неточности, ставят себе оценки:

Нет ошибок -5

1ошибка -4

2ошибки -3

  2. ЗАДАНИЕ  - на компьютере изобразите графически характер мелодии первых двух фраз песни «Дороги»:

 

                               IV.Разработка

                                   (ИСПОЛНЕНИЕ) -А мы с вами постараемся передать музыкальный образ, созданный А.Новиковым в песне «Дороги».

а) проговорить  сложные фразы, уточнить слова

б) добиться  ритмического ансамбля

в) динамического ансамбля

                                  V. Кульминация №1

                               

-Сегодня в центре нашего урока  одно из лучших произведений  мировой музыкальной культуры. Это увертюра Л.В.Бетховена  «Эгмонт». Надеюсь, что вы помните, что такое  увертюра ?(ответы уч-ся - это вступление к опере, балету.)

                                                               

                                      СЛАЙД №3

Однако эта увертюра  завоевала популярность и  звучит теперь как самостоятельное произведение.

СЛАЙД №4

Эгмонт – герой нидерландского народа, погибший в борьбе с испанскими завоевателями. Бетховен узнал эту историю от Гёте и положил его стихи на музыку, точнее написал музыку к спектаклю. В начале произведения идёт показ музыкальных образов  - это называется ЭКСПОЗИЦИЯ .

СЛАЙД  №5

Мы должны понять, как рождается образ главного героя, из чего он складывается?  

Музыка увертюры строится на развитии двух образов:

а) тема завоевателей (посмотрите, как властно звучит эта тема)

б) тема народа –слышны стонущие интонации.

 В борьбе этих образов рождается  главный образ Эгмонта.

(СЛУШАНИЕ.  В это время демонстрируются картины Э.Делакруа:

«Греция на развалинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»;

Ф.Гойя – «Расстрел коммунаров»   Слайды № 6,7,8,9).

 

-Как же звучала музыка, каким вы  увидели Эгмонта? (ответы уч-ся)

-Правильно – это борец, герой, поэтому можно сделать вывод, что Бетховен создал героический образ.

-Ребята, а картины были созвучны по настроению, содержанию?

-Они помогли вам глубже проникнуть в содержание?

Что вы на них увидели? (Борьбу народа, страдания).

Это были картины французского художника Эжена Делакруа и испанского художника  Франсиско Гойи. С ними мы познакомимся на уроках мировой худ. культуры, когда вы  будете в старших классах.

Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что встреча с искусством  обогатила вас, дала  новые ощущения. Однако  нам предстоит ещё многое открывать для себя, ведь музыка вмещает в себя целый мир. Давайте об этом споём песню и закончим урок.

Кульминация №2

(ИСПОЛНЕНИЕ ИЕСНИ «Дарите музыку друг другу»).   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.ЗАДАЧИ:- позн...

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»

Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...

Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...

Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...