Конспект открытого урока "Дружат люди разных стран" 4 класс
план-конспект занятия по музыке на тему

Лебедева Ольга Владимировна

Конспект открытого урока по теме "Близость музыки славянских народов: украинского, русскогои белорусского".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4-1_klass.docx27.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по музыке

«Дружат люди разных стран»

Класс: 4-1

Тема урока: Близость музыки славянских народов.

Тип урока: Углубление темы, промежуточное обобщение.

Цель: Осознание песенности как общего признака музыки русского, украинского и белорусского народов.

Задачи: 1. Развитие интонационного слуха.

              2. Умение на слух определить основное качество

белорусской музыки и сравнить с украинской и русской.

     3. Воспитание интереса к культурному наследию разных народов, осознанное, выразительное исполнение.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеопрезентация, музыкальный  центр.

Музыкальный материал:  

  • «Дружат дети всей земли»
  • «Струны вещие» гусельный наигрыш.
  • Р.н.п. «Вниз по матушке по волге»
  • Украинская н.п. «Ревёт и стонет Днепр широкий»
  • Вариации на тему белорусской н.п. «Перепёлочка»
  • Белорусская н.п. «Бульба»
  • Белорусская н.п. «Косил Ясь конюшину»

Ход урока:

  1. Попевка – приветствие.

Ребята,  сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей.

Садитесь, пожалуйста!

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся в музыкальное   путешествие по славянским республикам бывшего СССР, а ныне это  ближайшие соседи  и добрые друзья – независимые государства:  Россия, Украина и Белоруссия. (слайд 1 Тема)

- А кто такие славяне? (…) (слайд 2 Славяне)

Далёкие предки русских, украинцев и белорусов относились к племенам восточных славян, которые населяли восточную Европу, жили по-соседству, одновременно приняли православную христианскую веру и на протяжении многих веков имели общую государственность. (слайд 1 Тема урока) Повлияло ли это на культуру России, Украины и Белоруссии? А на музыку? Ответить на эти вопросы мы попробуем в ходе нашего путешествия.

Итак, в путь! А любой путь короче с хорошей песней! (слайд 3 Песня) Для нашего путешествия очень, по-моему, подходит песня, которую мы пели в 3 классе, кто подзабыл – посмотрите на экран. (Исполняется 2 куплет песни «Дружат дети всей земли»)

(слайд 4 г.Москва) Пока мы в России и из Москвы отправимся на берега Волги, где нас встречают музыканты. На чём же они играют? (Звучит гусельный наигрыш) (слайд 5 ансамбль гусляров)

Итак, что это за инструменты? (Гусли) (слайд 6 Гусли)

Что можем сказать о них? (это старинный  русский струнный щипковый музыкальный инструмент, с которым древние певцы сказители ходили по городам и весям, сказывали былины и веселили народ)

Итак, мы на берегах великой русской реки Волги. (слайд 7 Волга) Наверное, только песня может выразить те  чувства, которые возникают при виде её величия. Давайте вспомним одну из таких песен «Вниз по матушке по Волге». (Исполняется 2 куплета р.н.п. a’cappella) (слайд 8-9 Волга)

Ребята, вы обратили внимание, что нам еле хватало дыхания? Почему, как вы думаете? (в этой песне протяжная мелодия, широкое дыхание, длинные фразы, большие распевы)

Действительно, для всей русской музыки характерна  (хором) песенность.

(слайд 10 Русский костюм)

Прежде чем мы покинем ненадолго Россию, обратите внимание на разнообразие народных костюмов разных областей России: южнорусский, северный и костюмы центральной части России.

2. Наше путешествие продолжается.

 Куда мы отправились? (Слайд 11 Киев) (на Украину)

«Здоровеньки булы!»  - приветствуют нас  на Украине.

Вспомните, пожалуйста, какое произведение звучит, и состав исполнителей.  (слайды 12-14 Днепр) (Звучит 1 куплет укр.н.п. «Ревёт и стонет Днепр широкий»)

(Исполняют  мужской хор и ансамбль бандуристов.)

Скажите, что сближает это произведение с р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»? (песенность, распевность, протяжность, широкое дыхание)

А сейчас у нас есть возможность рассмотреть бандуру.

(слайд 15 Бандура)

Что она вам напоминает? (многострунностью она напоминает гусли и по звуку тоже)

(слайд 16 укр. н. костюм)

И вновь нас провожают украинцы в народных костюмах.

  1. А мы отправляемся  в белую Русь,  (слайд 17-19 г. Минск) как её раньше называли, а сейчас называют …(Белоруссия)

А ведь мы с вами уже знакомы с белорусской музыкой ещё со 2 класса. (Учитель наигрывает белор.н.п. «Перепёлочка»)

Дети называют название песни и исполняют 1 куплет.

Есть что-нибудь общее у этой песни с предыдущими произведениями о Волге и Днепре? (песенная мелодия, плавная)

Итак, песенность является общим признаком музыки славянских народов.

Сейчас мы услышим, как звучит  белорусский народный инструмент – цимбалы. (слайд 20 Цимбалы)

На что он внешне очень похож? (на гусли)

Однако приём звукоизвлечения здесь сильно отличается от гуслей. По струнам, в данном случае, ударяют специальными палочками или колотушками, то есть перед нами струнный ударный музыкальный инструмент, распространённый в нескольких странах Европы, особенно в Белоруссии.

Слушаем произведение, которое, возможно, покажется вам знакомым и обращаем внимание на звучание цимбал.

(Вариации на тему белор.н.п. «Перепёлочка»)

Дети узнают песню и определяют форму. (вкл. свет)

У славянских народов есть не только протяжные песни, в чём мы можем убедиться, вспомнив что поют во время праздничного застолья наши гости, друзья и родные.  Я сейчас попробую напеть, а вы подпевайте! (учитель напевает «Ой, мороз, мороз», «Роспрягайте, хлопцы, коней», «Степь да степь кругом», «Несе Галя воду», «Коробейники», «Вы шумите надо мною берёзы») Мы с вами поём и даже не задумываемся, какого народа эти песни, мы их просто любим петь.

 А коль уж речь зашла о застолье, давайте вспомним, какие блюда на нашем столе из белорусской и украинской кухни? (борщ, вареники, сало, драники, драчёна и т.д. Вот видите как много общего у нас с нашими соседями! (слайд 21 белор. н. костюм)

Кстати, вы знаете, как в шутку иногда называют белорусов? (бульбашами) Бульба по- белорусски – картошка! Дело в том, что белорусы не только десятки блюд из неё любят готовить, но даже в  песнях о ней поют. (Слайд  22 песня «Бульба»)

Показ, разучивание, исполнение 2-х куплетов песни «Бульба»

Сегодня в нашем путешествии мы узнали много нового, поэтому сейчас я предлагаю вам попробовать заполнить кроссворд  в группах по три человека,  (слайд 23 кроссворд пустой) и прочитать ключевое слово. В этой работе вам помогут  «Песняры» - самая популярная в России и в мире группа  белорусских музыкантов. В их исполнении прозвучит песня «Косил Ясь конюшину».

(Дети заполняют кроссворд)

Проверяем кроссворд. (слайд 24 кроссворд заполненный)

Итак, ключевое слово – песенность, качество, которое роднит русскую, украинскую и белорусскую народную музыку.

Ребята, сегодня многие меня порадовали своими ответами, работой на уроке, спасибо вам за это!

Давайте попрощаемся с нашими гостями! До видзеня! До побаченя! На языках наших соседей это означает «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока для учащихся 2 класса

Тип урока сюжетно - игровой, наиболее актуальный в начальной школе. Для поднятия эмоционального фона урока подготовительная часть проводится под музыку. При совершенствовании навыков ловли мяча исполь...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения

Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....

Конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками"

Цель урока: формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Задачи: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.Образовательные задачи урока (формирование поз...

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....

Конспект открытого урока Такие разные марши

Конспект открытого урока Такие разные марши...